Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в настоящее время являются первостепенной задачей при обучении детей. В рамках ФГОС предполагается развитие творческой, активной, а главное здоровой личности ребенка. Поэтому забота о здоровье детей стала занимать в нашей стране приоритетные позиции.
Младший школьный возраст характеризуется становление организма, а значит возможностью его корректировки и укрепления. Поэтому именно в младшем возрасте здоровье является неким фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призванной заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников. Оно является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду [26].
Работа по обучению двигательным навыкам в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, развитие двигательных навыков способствует общему укреплению и оздоровлению организма.
Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильная работа по развитию двигательных навыков в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием для становления здоровой и крепкой личности, но и определяющим фактором повышения его умственной работоспособности.
Поэтому для полноценного работы в области обучения младших школьников двигательному действию необходимо рассмотреть этапы обучения двигательному действию, чем и обусловлена тема курсовой работы.
Изучению процесса и способов обучения младших школьников двигательному действию занимались многие отечественные педагоги, например, А. Н. Беляев в своей диссертации кандидата педагогических наук технологию дифференцирования средств физической подготовки, которая обеспечивает высокую результативность решения оздоровительных, обучающих и развивающих задач. И. В. Ковалец, Ю. Д. Железняк, В. С. Кузнецов разрабатывали программы обучения двигательным действиям младших школьников.
Цель курсовой работы - изучить этапы обучения двигательному действию детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – педагогический процесс обучения двигательному действию детей школьного возраста.
Предмет исследования – педагогические средства, приемы, этапы обучения двигательному действию детей школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить мнение педагогов по проблеме совершенствования двигательному действию у детей младшего школьного возраста;
2. Описать анатомо-физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть средства обучения двигательному действию, применяемые при обучении младших школьников;
4. Охарактеризовать этапы работы обучения младших школьников двигательному действию.
Теоретическая значимость данного исследования основана на анализе научно-педагогической, периодической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе приведены средства и этапы обучения двигательному действию учащихся, которые необходимы в правильном развитии у детей всех физических качеств.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, ее обобщения в виде глав и параграфов работы.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы совершенствования двигательного действия детей младшего школьного возраста
1.1 Теоретический анализ литературы по проблеме совершенствования двигательного действия детей младшего школьного возраста
Вопросам физического воспитания уделяли огромное внимание такие видные ученые как П. Ф. Лесгафт, Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, А. И. Быкова, И. А. Метлов, А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Г. П. Юрко.
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внёс русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт. Он уделял большое внимание в физическом воспитании подвижным играм. В своих научных трудах П. Ф. Лесгафт отмечал не только развитие физический умений детей, но также гармоничному воспитанию ребёнка. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения [14].
П. Ф. Лесгафт в конце XIX - начале ХХ в. создал оригинальную российскую систему воспитания. Она была создана с учётом мировых систем и национальных традиций. Созданная П. Ф. Лесгафтом теория физического воспитания не утратила своего значения до нашего времени, многие её положения актуальны и сегодня [14].
Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик В. В. Гориневский - выдающийся деятель спортивной медицины. Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, их воздействию на все органы тела и, особенно на деятельность центральной нервной системы, В. В. Гориневский уделял физическому воспитанию особое внимание. Он выступал за воспитание у детей красивых, выразительных движений, которые, по его мнению, наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность человека [14].
В. В. Гориневский был первым ученым, написавший книгу о врачебном контроле за занятиями физическими упражнениями и спортом населения. Им были заложены научные основы тренировки, доказана ведущая роль подвижных игр в системе физического воспитания ребенка. В. В. Гориневский по праву считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
А. И. Быкова разработала методику развития движения ребенка, определила её значение, содержание, организацию [5]. Она совместно с Н. А. Метловым, М. М. Канторович, Л. И. Михайловой разрабатывала программы по физическому воспитанию детей, выпускала сборники подвижных игр.
Особую роль в развитии физического воспитания детей сыграл Н. А. Метлов. Им написано свыше 130 работ по физическому воспитанию. В 60-е годы под его редакцией вышел учебник для педагогических училищ, "Методика физического воспитания", а также книга для воспитателей и музыкальных руководителей "Утренняя гимнастика под музыку". Первые программы по физическому воспитанию для вузов, педучилищ и д/с вышли с его участием [5].
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал, что под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью [5]. Повторение двигательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каждый раз всё удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов её решения. Повторные решения этой задачи нужны ещё и потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности одинаковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково. Всякое повторения движения, по мнению Н. А. Бернштейна, «есть повторение без повторения» [5]. Ребёнку необходимо набраться опыта по разнообразно видоизменённой двигательной задаче, поставленной перед ним, и её внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы приспособится даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи.
В научных трудах А. И. Быковой, Э.С. Вильчковского, А. В. Кенеман, И. В. Муратова, Н. В. Потехиной, Е.А. Тимофеевой показано, что двигательная деятельность - естественная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания детей [5].
Э. С. Вильчковский, Н. А. Ноткина, Л. Н. Пустынникова, М. А. Рунова в своих научных трудах свидетельствуют о том, что недостаточная двигательная деятельность отрицательно сказывается на физическом состоянии: замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, умственной работоспособности, приводит к задержке формирования двигательных навыков [5].
Таким образом, изложенная информация позволяет констатировать, что проблеме совершенствования двигательного действия в младшем школьном возрасте уделяется достаточно внимания. Проведенные исследования различных ученых доказали, что ребенку младшего школьного возраста необходимо развитие двигательных умений, что оказывает положительное влияние не только на состояние здоровья ребенка, но и на его общее самочувствие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р. А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2015. – 206 c.;
2. Авраменко, В. А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников / В. А. Авраменко // Физическая культура и здоровый образ жизни: матер. Всесоюз. науч.-пр. конф. М., 2013. С. 3—7;
3. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.;
4. Барбашов, С. В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С. В. Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. С. 21—30;
5. Беляев, А. Н. Физическая подготовка учащихся младшего школьного возраста различных конституционных типов: автореф. дис….канд.пед.наук / А. Н. Беляев. – Волгоград, 2000. – 24 с.;
6. Васильков, Г. А., Васильков В. Г. От игры - к спорту. / - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 100 с.;
7. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28;
8. Войнар, Ю. Теория спорта - методология программирования. / Ю. Войнар, С. Бойченко, В. Барташ - Минск: Харвест, 2013. - 312 с.;
9. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53, 461;
10. Гендин, А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и здорового образа жизни школьников. / А. М. Гендин. - Новосибирск - Красноярск : [б. и.] , 2013. - 216 с.;
11. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.;
12. Громова, О. Е. Спортивные игры для детей. / О. Е. Громова – М.: ТЦ сфера, 2013. – 128 с.;
13. Гусев, A. A. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы / A. A. Гусев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С. 165-167;
14. Дорохов, Р. Н. Силовая подготовка школьников: монография / Р. Н. Дорохов, А. Н. Хорунжий, Н. Р. Дорохов; под ред. Р. Н. Дорохова. – Смоленск, 2009. – 186 с.;
15. Железняк, Ю. Д. Программа по физической культуре с повышенным объемом двигательной активности для учащихся 1-4 классов / Ю. Д. Железняк, Л.Е.Савиных. - М.: ФИС, 2014. 44 с.
16. Жижин, П. М. Какой быть физкультуре / П. М.Жижин // Физкультура в школе. 2016. № 3. С. 8;
17. Изаак, С.И. Развитие физической культуры и спорта в современной ситуации общественного развития / С. И. Изаак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 9 (151). – С.104- 110. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 25.05.2021);
18. Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта : учебное пособие для СПО / Э. Б. Кайнова. – М. : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 208 с.;
19. Карась, Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / Т. Ю. Карась ; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. - Комсомольскна-Амуре : АмГПГУ, 2012. – 131 с.;
20. Ковалец, И. В. Организация и проведение уроков по физической культуре в 1-4 классах / И. В. Ковалец. – М., 2001;
21. Кокоулина, О. П. Основы теории и методики физической культуры и спорта [Электронный ресурс] : учеб.- практ. пособие / О. П. Кокоулина. - Москва : ЕАОИ, 2017. - 144 с.;
22. Кряж, В. Н. Перенос тренированности в физическом воспитании / В. Н. Кряж, В. Староста // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 5. — Минск: АФВиС РБ, 2013. - С. 252-258;
23. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий: Методическое пособие. - М.: Издательство НЦЭНАС, 2016. - 272с.;
24. Куприянов, А. Л. Скоростно-силовая подготовка юношей младшего школьного возраста / А. Л. Куприянов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 3. – С. 20-23;
25. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 1. С. 73-74;
26. Матвеева, Н. Ю. Ценностный потенциал физической культуры / Н. Ю. Матвеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Том 20. - С.165-168. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 25.,05.2021);
27. Никитушкин, В. Г. Формирование координационных способностей детей 4–12 лет / В. Г. Никитушкин, Ю. И. Разинов, С. В. Малиновский, А. В. Аулова // Вестник спортивной науки - 2013, №- С. 55-29;
28. Попов, Г. Н. Организационно-методические формы физического воспитания детей / Г. Н. Попов // Вестник ТГПУ. Серия: ПЕДАГОГИКА. – 2015. – Вып уск 2 (46). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 25.05.2021);
29. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – М. : Издателский центр «Академия», 2006. – 368 с.;
30. Токарская, Л. В. Физическая культура. Методика преподавания детям и подросткам. Учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. – М. : Юрайт, Издательство Уральского Университета. – 2017. – 192 с.