Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема детского церебрального паралича - одна из самых актуальных в современной медицине. Это связано, с одной стороны, со значительной распространенностью детского церебрального паралича среди населения и не всегда своевременной его диагностикой, с другой - недостаточной эффективностью имеющихся сегодня в арсенале большинства детских специалистов методов лечения и реабилитации таких больных. В связи с этим отмечается высокая степень инвалидности и низкий уровень социальной адаптации детей, страдающих этим заболеванием. Детский церебральный паралич - сложное заболевание центральной нервной системы, приводящее не только к двигательным нарушениям, но и вызывающее задержку или патологию умственного развития, нарушение речи, ухудшение слуха, зрения и т. д.
Детский церебральный паралич - следствие недоразвития или повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Третье место среди причин детской инвалидности занимают заболевания нервной системы. Согласно мировой статистике, детский церебральный паралич встречается с частотой 1,7-7 случаев на 1000 детей в возрасте до года. В России, по разным данным, этот показатель составляет от 2,5 до 5,9 случая на 1000 детей.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЙ ДЦП
1.1. ДЦП, этиология, клиника
Детский церебральный паралич (ДЦП) тяжелое заболевание, обусловленное поражением мозга в перинатальном периоде. Сопровождается нарушением движения, нарушением речи, интеллекта, зрения.
Причины:
Неправильное формирование коры головного мозга. Подобное происходит под влиянием многих негативных факторов. В частности, кислородное голодание способствуют возникновению церебрального паралича. Преимущественно гипоксия возникает из-за проблем при беременности, то есть, из-за позднего токсикоза, инфекционных болезней и нарушения плацентарного кровообращения. Как итог, под влиянием негативных факторов детский мозг не может развиваться в полном объёме.
•
1.2. Проявления ДЦП
Детский церебральный паралич - это заболевание, при котором движения ребенка ограничены или отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьба затруднены. Часто сопровождается снижением интеллекта, задержкой речи и эпилепсией.
Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются:
• сенсорные дефекты: нарушение зрения, нарушение восприятия тела в пространстве (снижение или отсутствие понимания того, где находится рука, нога), снижение или усиление реакции кожных рецепторов;
• нарушение когнитивных и коммуникативных функций: когнитивный дефицит проявляется интеллектуальной недостаточностью от легких проявлений до тяжелой умственной отсталости; проблемы с коммуникативными функциями проявляются трудностями с общением в семье, в группе детского сада и в школе. Трудности могут быть связаны как с двигательным дефицитом, так и с отсутствием речи и ее понимания.
• судорожные припадки и расстройства поведения - как правило, церебральный паралич характеризуется легкими расстройствами поведения, часто в форме аутоагрессии (ребенок царапает себя, кусает, бьет головой о стену). Физическая агрессия, направленная на окружающих людей, нанесение ущерба имуществу. Есть стереотипные движения - покачиваясь, повторяя одни и те же действия руками, повторяя одни и те же заученные фразы. [8]
Определяющим синдромом клинических расстройств при ДЦП является синдром двигательных расстройств. Разнообразные двигательные расстройства у детей с церебральным параличом обусловлены действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Наиболее важными из них являются:
1.Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Тонус мышц условно называют рефлексом на проприоцепцию, ответом мышц на самосознание. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус. Регуляция мышечного тонуса обеспечивается слаженной работой различных отделов нервной системы.
Часто при церебральном параличе наблюдается повышение мышечного тонуса (спастичность). Мышцы напряжены. Характерным является повышение мышечного тонуса при попытке сделать то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). У детей с церебральным параличом ноги согнуты в коленных суставах, опираясь на пальцы, руки подведены к телу, согнуты в локтевых суставах, а пальцы сжаты в кулаки. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и аддукционные контрактуры (ограничивающие количество пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей.
При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Согласованность мышечного взаимодействия нарушена.
При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые; объем пассивных движений намного больше нормы. Снижение мышечного тонуса во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного анализатора.
Дистония - это изменение характера мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае характеризуется непостоянством, изменчивостью. В состоянии покоя мышцы расслабляются, при попытке двигаться тонус резко повышается, в результате чего это может оказаться невозможным. [12]
2.Ограничение или невозможность произвольных движений (парез и паралич). В зависимости от тяжести повреждения головного мозга могут наблюдаться полное или частичное отсутствие определенных движений. Полное отсутствие произвольных движений, вызванных повреждением моторных зон коры головного мозга и моторных (пирамидальных) путей мозга, называется центральным параличом, а ограничение диапазона движений называется центральным парезом.
3. Наличие насильственных движений. Многие формы церебрального паралича характеризуются сильными движениями, которые могут проявляться в виде гиперкинеза и тремора. Гиперкинез - непроизвольные насильственные движения, вызванные переменным мышечным тонусом, с наличием неестественных поз и незавершенных движений. Их можно наблюдать в состоянии покоя и усиливать при попытке сделать движения, во время возбуждения. Гиперкинез всегда препятствует осуществлению произвольного двигательного акта, а иногда делает его невозможным. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах суставного аппарата, шеи, головы и различных частях конечностей.
1.3.Особенности физической реабилитации детей с ДЦП
Этапы реабилитации детей с ДЦП
Особенностью реабилитации при детском церебральном параличе является проведение ее у маленьких детей, с еще не развившимися двигательными функциями, необходимостью стимулирования задержанных функций в развитии. Раннее начало лечения – залог успеха, так как при запущенных изменениях двигательные нарушения хуже поддаются коррекции.
Первый этап реабилитации начинается сразу — в отделении патологии новорожденных. В зависимости от характера и глубины повреждения продолжаться этап может от 1 до 3 месяцев. Комплекс мероприятий на этом этапе направлен на ликвидацию отека, повышение снабжения мозга кислородом. Проводится лекарственное лечение, ортопедическая укладка, массаж, лечебная гимнастика.
Второй этап проходит после выписки из отделения. Продолжается медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура. Так же на этом этапе подключают физиотерапию, ортопедическую профилактику, доречевую логопедическую подготовку. Большое значение имеет обучение навыкам ухода за ребенком родителей.
Важное значение в реабилитации таких больных имеет санаторно-курортное лечение, так как медучреждений специализированного профиля у нас в стране немного. Эффективность реабилитации зависит от преемственности в наблюдении. Дети с тяжелыми расстройствами психики находятся в специализированных домах ребенка, где так же проводится восстановительное лечение, обучение базовым навыкам. [1]
Реабилитация детей при ДЦП включает в себя: массаж, лечебную физкульруру, аппаратную физиотерапию, бальнео и пелойдотерапию, ортопедические мероприятия, трудотерапию, педагогический подход, направленный на интеллектуальное и психическое развитие
Лечебная физкультура
Является важнейшим фактором восстановления, которая практически не имеет противопоказаний и может применяться в процессе всего лечения. Таким детям назначают не только, и не столько физические упражнения. Активно применяют игры, лечебную хореографию.
ГЛАВА 2
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ДЦП
2.1.Материалы и методы исследования
Дети с детским церебральным параличом были обследованы до эксперимента и после него по одной и той же методике. Исследование проводилось в кабинете фельдшера в поликлинике. При исследовании тестировали на силовые качества различных групп мышц и определяли координационные способности (способности к статическому динамическому равновесию).
Методы исследования силовых качеств:
Проводилось исследование силы мышц сгибателей шеи, силы мышц брюшного пресса, силы мышц спины.
Исследование силы мышц брюшного пресса проводилось по следующей методике: исходное положение, лежа на спине, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, стопы опираются о пол, рука заложены за голову. Испытуемый, поднимается из этого положения, приподняв корпус на 40 градусов, и должен максимально долго удерживаться в таком положении. Тест оценивается в секундах.
Исследование силы мышц спины проводилось по следующей методике:
1.Исходное положение, лежа на животе с выпрямленными ногами кисти рук на затылке, локти – во фронтальной плоскости.
2.Медленно приподнять грудь на максимально возможную высоту, не разъединяя лопаток и удерживаться в таком положении максимально долго. Тест оценивался в секундах.
Исследование силы мышц сгибателей шеи проводилось по следующей методике:
1.Исходное положение, лежа на спине, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, опираются стопами о пол, руки вдоль туловища, приподнимает голову от опоры и пытается провести сгибание шейного отдела позвоночника с приближением подбородка к грудине удерживаясь в таком положении.
Тест оценивался в секундах.
Методы исследования координационных способностей:
Из исходного положения, стоя, с полной опорой на две ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед с немного разведенными пальцами. Отчет времени начинается после принятия им устойчивого положения и прекращается в момент потери равновесия, результат засчитывается в секундах. Испытуемому дается 3 попытки, учитывается лучший результат. Норматив для оценки координации в позе Ромберга представлены в таб.1.
2.2.Результаты исследования
Динамика силы мышц брюшного пресса. Анализ результатов показателей развития силы мышц брюшного пресса в обеих группах детей с детским церебральным параличом выявил различную их динамику (время удержания туловища в секундах под углом 40º).
Так, до эксперимента средние показатели силы мышц брюшного пресса детей обеих групп были практически одинаковыми и не имели статистически значимых различий (7,8±0,23 сек и 8,6±0,19 сек, соответственно; р>0,05) (табл. 2).
После занятий средние показатели силы мышц брюшного пресса в экспериментальной группе выросло в 1.5 раза и достигли 16±0,14 сек, что оказалось статистически значимым (р<0,05).
В контрольной группе средние значения силы мышц брюшного пресса тоже увеличились (11,7±0,15сек), но статистически незначимо (р>0,05). В итоге, у детей, занимающиеся лечебной физической культурой, после эксперимента сила мышц брюшного пресса превысила таковую у детей контрольной группы в 1.5 раза (р<0,05).
Динамика силы мышц спины
Анализ результатов показателей развития силы мышц спины в обеих группах детей с детским церебральным параличом выявил различную их динамику. Так, до эксперимента средние показатели силы мышц спины детей обеих групп были практически одинаковыми и не имели статистически значимых различий (12±0,17сек и 10,6±0,13 сек, соответственно; р>0,05) (табл. 3). После занятий средние показатели силы мышц спины в экспериментальной группе выросло в 2 раза и достигли 24,4±0,24сек, что оказалось статистически значимым (р<0,05).
В итоге, у детей, занимающиеся лечебной физической культурой, после эксперимента сила мышц спины превысила таковую у детей контрольной группы в 2 раза (р<0,05)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детский церебральный паралич – понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений. Церебральный паралич возникает из-за повреждения или нарушения развития головного мозга, произошедшего в период внутриутробного развития или в раннем возрасте. Изучение структуры дефекта детей с ДЦП показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психомоторного развития детей принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Детский церебральный паралич является одним из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности.
Выводы:
1. Для эффективной реабилитации детей с ДЦП важна ранняя диагностика заболевания. Необходима комплексная и индивидуальна разработанная программа реабилитации, которая включала в себя обоснованные методы конкретно для данного ребенка. При составление программы реабилитации также необходимо учитывать скрытые потенциальные двигательные возможности ребенка, соблюдая дидактические принципы: доступности, систематичности, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Здоровье, 2011. - 328 c.
2. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян. - М.: ЁЁ Медиа, 2015. - 983 c.
3. Детские церебральные параличи. - Москва: РГГУ, 2011. - 132 c.
4. Детский церебральный паралич. - М.: Дидактика Плюс, 2012. - 520 c.
5. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-методическое пособие / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2012. - 874 c.
6. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. - М.: Теревинф, 2014. - 288 c
7. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. - М.: Теревинф, 2015. - 169 c.
8. Клочкова, Екатарина Викторовна Введение в физическую терапию. Реабилитация детей с церебральным параличем и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Руководство / Клочкова Екатарина Викторовна. - М.: Теревинф, 2016. - 475 c.
9. Комплексная оценка двигательных функций у пациентов с детским церебральным параличом. Учебно-методическое пособие: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: РГГУ, 2014. - 832 c.
10. Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками: моногр. / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова. - М.: Книголюб, 2017. - 176 c.
11. Малюкова, И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Массаж и самомассаж / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 565 c.
12. Малюкова, И.Б. Реабилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2018. - 616 c.
13. Немкова, С. А. Когнитивные нарушения при детском церебральном параличе / С.А. Немкова. - М.: Триада-X, 2013. - 446 c.
14. Немкова, Светлана Александровна Детский церебральный паралич. Современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / Немкова Светлана Александровна. - М.: Медпрактика-М, 2013. - 586 c.
15. Никитина, М.Н. Детский церебральный паралич / М.Н. Никитина. - М.: Медицина, 2017. - 120 c.
16. Семёнова, К.А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / К.А. Семёнова. - М.: ЁЁ Медиа, 2011. - 397 c
17. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Л.М. Шипицына. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 616 c.
18. Юнусов, Ф. А. Реабилитация детей с церебральным параличом и его синдромами. Практическое руководство / Ф.А. Юнусов, А.П. Ефимов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 144 c.
19. Юнусов, Ф.А. Реабилитация детей с церебральным параличом и его синдромами: Практическое руководство / Ф.А. Юнусов. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 382 c.