Фрагмент для ознакомления
2
Изучение монархии как формы государственного правления являлось од-ной из главных тем на протяжении всего времени существования исторической науки о государстве и праве. В нынешнее время более распространены респуб-ликанские формы правления, которые смещают древнейший институт монархии в прошлое, тем самым делая его невостребованным. Парадокс сохранения в ны-нешней политической системе такого института как монархия воспринимается в большинстве случаев как нечто несерьезное, недостойное внимания научных деятелей, что сохранилось лишь чудом, и то - по недосмотру или беспамятно-сти политических деятелей, движущих вперед «общественный прогресс». Тем не менее, поскольку данный институт в системе государственной власти сохра-нился и до их пор играет определенную роль, он, бесспорно, заслуживает более пристального исследования со стороны науки.
Актуальность темы исследования. То, как монарх независим в принятии решений, насколько ограничена его власть - абсолютная или конституционная - обусловливаться присутствием системы сдержек и противовесов, от успешности функционирования которой зависит преуспевание державы. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение вопроса о современных правовых ограничениях монархий ввиду важности этого аспекта в определении содержа-ния монархии как таковой и роли монарха в укреплении стабильности страны.
С течением времени монархии модифицировались: абсолютизм в своем большинстве уже входил в историю появились новые виды монархий: консти-туционные, парламентарные, дуалистические в процессе развития буржуазных отношений, посредством ограничений их конституцией или парламентом. Ос-новная идея данных ограничений заключается в том, что буржуазное сословие стремится обеспечить политические права и свободы, а так же систему сдержек и противовесов, то есть разделение властей и осуществление народом законода-тельной власти. Тем самым постепенно монархия уходит в историю и появля-ются республиканские формы правления.
Объект работы - общественные отношения в области функционирования монархий.
Предмет работы - нормативная правовая база в области функционирова-ния монархий.
Цель работы - правовой анализ монархии как формы государственного правления.
Теоретико-методическую основу исследования составили труды по мо-нархической форме правления - Г.Н. Андреевой, И.Н. Зернова, И.А. Ильина, А. В. Любича, Е.А. Мироновой и др., материалы нормативно-правовые акты, регу-лирующие институт монархии.
Для выполнения цели, нужно решить следующие задачи:
1. Дать понятие монархии и определить ее сущность;
2. Рассмотреть исторические разновидности монархий;
3. Проанализировать вопрос ограничения монархий посредством кон-ституции и парламента;
4. Выявить проблемы, связанные с современным состоянием и пер-спективами развития монархий.
Методы, используемые в работе - диалектический, системно-структурный, функциональный, исторический.
Структура работы - состоит из введения, двух глав, которые содержат шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литерату-ры.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНАРХИИ КАК ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и признаки монархии
Монархия довольно старая форма правления. Она впервые появилась в раннеклассовых обществах, где властью в государствах овладевали военачаль-ники, представители соседских или разросшихся семейных общин, или главари дружин, руководители династий, жрецы, руководители храмов, организаторы тех или иных социальных классовых движений.
Монархия как форма правления крайне неоднородна и представила за большое количество времени свое непостоянство и гибкость, вследствие кото-рых ей и не удалось «погаснуть» в нынешних высокоразвитых демократических странах .
Разберем самые древние разновидности монархий.
Патриархальная монархия присуща для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, монарх является отцом своих по-данных.
Патриархальная монархия, как и сакральная, имеет один старинный обы-чай - принесение царской жертвы. Государь непринужденно приносит себя в жертву для спасения своего народа. Основательность царской жертвы, память о которой осталась в головах людей в течение многих веков, лучшим образом свидетельствует царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и вос-принимается в христианском богословии.
Сакральная монархия - это монархия, где изначальные функции государя жреческие. Она напрямую связана с патриархальной монархией. Сакральные монархии плотно связаны с традиционными обществами. Такова сакральная мо-нархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где главной функцией фараона бы-ла жреческая. Долгая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. У французов в средние века царская кровь считалась до такой степени благородной, что даже потомки не законно-рожденные признавались принцами крови .
Древневосточная монархия характерна в государственной власти в стра-нах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
Деспотия - форма самодержавной ничем не ограниченной власти, испол-няется часто военно-бюрократическим аппаратом .
Надлежит отметить, что деспотическое правление в чистом виде было да-леко не во всех государствах Древнего Востока и не на всех стадиях их форми-рования. Власть монархов древневосточных стран была порой ограничена эле-ментами республиканского правления: в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и наблюдение за ним со стороны народного собрания и со-вета знати; в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже от-дельных государств, основанных на республиканской форме правления.
Сделав, таким образом, оговорку, можно дать такое определение: восточ-ная деспотия - такая форма правления, при которой подданные всецело зависят от произвола властей.
Гаджиев К.С. отмечает, что единственный принцип деспотизма - это пре-зрение к человеку, обесчеловеченный человек .
Феодальная монархия проходит три этапа своего формирования:
1. Раннефеодальная монархия;
2. Сословно-представительная монархия;
3. Абсолютная монархия.
Как форма государственного правления раннефеодальная монархия воз-никает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Англо-саксонское государства, Франкское, Германское Вели-кое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство отмечается следующими признаками: сла-бой центральной властью, раздробленностью территории, непрочностью госу-дарственного устройства, наличие остатков родового самоуправления.
По мере формирования феодализма общинные земли были подвергнуты отчуждению и ранее свободные крестьяне входили в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые были уже обладателями верховной власти на своей территории. У них был свой суд, войско, полиция, налоги, с помощью которых они реализовывали личное властвование на своей территории.
В то же время вырабатывался аппарат центральной власти, органы кото-рого были объединены с аппаратом частной власти крупных феодалов.
В результате покорений слабо организованных народов появились разно-видности раннефеодального государства, имевшие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).
Основывавшаяся в центре мощная власть стояла во главе единого прави-теля и поддерживалась военными и народным ополчением. Нестабильность данных государственных формирований объяснялось тем, что феодалов в большей мере интересовало применение государственной власти в личных эко-номических интересах, а не для государства в целом.
Вследствие этого и организовывались большие феодальные землевладе-ния, которые делались конкурентами центральной власти.
Стало быть, с развитием крупного землевладения постепенно надрывают-ся корни раннефеодальной империи, и она раскалывается на отдельные держа-вы.
Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Конституция Королевства Дании от 05.06.1953 // Вестник Законов Дании. - 05.06.1953.
3. Конституция Испании (одобрена Генеральными кортесами на пле-нарных заседаниях Конгресса депутатов и сената 31.10.1978, утверждена испан-ским народом на референдуме 06.12.1978, подписана королем перед Генераль-ными кортесами 27.12.1978) // Boletin Oficial del Estado. - 29.12.1978. № 311.
Литература:
4. Андреева Г. Н. Конституционная терминология и основные понятия, связанные с институтом монархии / Г.Н. Андреева // Право и жизнь. Независи-мый правовой журнал. - М.: Манускрипт. - 1998. - № 13. - С. 163¬182.
5. Батыр К. И. История государства и права зарубежных стран / К.И. Батыр, И. А. Исаев, Г.С. Кнопов. - М.: Проспект, 2013. - 576 с.
6. Воронцов Г. А. Теория государства и права / Г. А. Воронцов. - Ро-стов на Дону: Феникс, 2014. - 258 с.
7. Давидян Г. М. История отечественного государства и права / Г. М. Давидян. - М.: Юридическая Норма, 2016. - 640 с.
8. Зернов И.Н. Монархия как высшая стадия демократии: Монография / И.Н. Зернов. - М., 2008. - 12 с.
9. Ильин И.А. О монархии и республике: Монография / И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 1994. - 348 с.
10. Исаев И. А. История отечественного государства и права / И. А. Иса-ев. - М.: Проспект, 2012. - 432 с.
11. Исаев И. А. История политических и правовых учений России: Хре-стоматия / И. А. Исаев, Н. М. Золотухина. - М.: Норма, 2013. - 432 с.
12. Лазарев В.В. Теория права и государства: учебник / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М.: Юрайт, 2011. - 634 с.
13. Малько А. В. Теория государства и права / А. В. Малько. - М.: «Де-ло» РАНХиГС, 2015. - 352 с.
14. Марченко М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. - М.: Проспект, 2015. - 200 с.
15. Мелкумян Е.С. Система власти в Кувейте: Традиции и современ-ность / Е.С Мелкумян // Вестник РГГУ № 1(44) / 10. - М.: Изд-во РГГУ. - 2010. - С. 99 - 108.
16. Миронова Е. А «Монархия как форма правления в Великобритании: история и перспективы развития» / Е.А. Миронова // Журнал «Вестник науки и образования». - Иваново.: Олимп. - 2016. - №7. - С. 76 - 78.
17. Пушкарев С. В. Квази-монархии (немонархические монархии) как особая форма правления // Вестник РУК. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvazi-monarhii-nemonarhicheskie-monarhii-kak-osobaya-forma-pravleniya (дата обращения: 30.05.2021).
18. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т. Н. Радько. - М.: Про-спект, 2014. - 176 с.
19. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира / Ф.М. Решетников. - М.: Норма, 2003. - 976 с.
20. Рубаник С. А. История политических и правовых учений / С. А. Ру-баник. - М.: Юрайт, 2015. - 396 с.
21. Серегин А.В. Монархические системы престолонаследия / А.В. Се-регин // Право и государство: теория и практика. - М.: Наука, 2009. - №6. - С. 178.
22. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях / В. Н. Снетков // Проблемы права в современной Рос-сии: Сборник статей международной межвузовской научно - практической кон-ференции. - СПб.: СПбГПУ. - 2014. - С. 151 - 154.
23. Страшун Б. А. Избранные конституции зарубежных стран / Б. А. Страшун. - М.: Юрайт, 2012. - 795 с.
24. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубеж-ных стран / Б. А. Страшун, И. А. Алебастрова, А. Ш. Будагова, А. С. Ермолен-ко. - М.: Проспект, 2013. - 296 с.
Интернет-ресурсы:
25. Проект «100 главных документов российской истории» [Электрон-ный ресурс] // Режим доступа: http://www.doc.histrf.ru/18 (дата обращения 30.05.2021).
26. Конституция Королевства Нидерландов от 24 августа 1815 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=143 (дата обращения 30.05.2021).
27. Официальный сайт Дании [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.denmark.dk/ru/society-ru (дата обращения 30.05.2021).