Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ведущую роль в психическом развитии и становлении личности ребёнка играет воспитание и обучение, которое в широком смысле слова заключается в усвоении общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями, в овладении культурой, созданной человечеством. Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает также обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Проблема развития эмоций, их роли в развитии ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.
Итак, как же всё-таки развивается эмоциональная сфера дошкольника? Как зависят эмоциональные проявления от возраста? Как влияют отрицательные эмоции на психологическое состояние детей и их развитие в целом? Ответам на эти вопросы, посвящена данная работа «Виды эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста».
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, чтоэмоциональные процессы являются сферой психологического бытия ребенка, которая регулирует все функции, такие, как восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Эмоциональный образ и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания.
Объект исследования: эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игротерапия как способ преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить эмоциональные состояния ребенка и возможности их педагогической оценки.
Гипотеза: можно предположить, что возможно преодоление эмоционального неблагополучия (страхов) ребенка при соблюдении ряда условий:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
2. Подборе комплекса игр по преодолению страхов.
3. Обеспечение психологического комфорта в группе детского сада.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность, виды и особенности проявления чувств и эмоций.
2. Выделить особенности формирования чувств и эмоций в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать специфику эмоционального неблагополучия ребенка-дошкольника, его проявления и факторы формирования.
4. Провести диагностику эмоциональных состояний детей дошкольного возраста, проанализировать полученные результаты.
Методологическая основа - теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных А.И.Божович, Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Л.А. Петровской, Т.М. Мишиной, А.С. Спиваковской, К.Д. Ушинским, А.Т. Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей.
В нашем исследовании применялись психодиагностические методики: "Страхи в домиках" М.А. Панфилова; "Паровозик" Р.Р. Калинина; Тест тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амен.
ГЛАВА I. Теоретические положения о развитии эмоциональной сферы дошкольника
1.1. Чувства и эмоции, их виды и особенности проявления
Согласно словарному определению системы психологических понятий К. К. Платонова, под термином "эмоция" следует понимать особую, ранее сформировавшуюся в филогенезе психики и продолжающую возникать в онтогенезе, форму психического отражения, присущую не только человеку, но и животным, проявляющуюся в субъективных переживаниях и физиологических реакциях; это отражение не явлений, а их объективных отношений к потребностям организма к объекту. Он считает такие понятия, как эмоции, чувства и эмоциональное состояние, взаимозаменяемыми и почти идентичными.
К. Э. Изард также использует термины "эмоция" и "мотивационное состояние" как синонимы, описывая такое понятие, как интерес. Он также пишет о радости, удовольствии, печали, тревоге и страхе, удовольствии либо как эмоциях, либо в контексте, как эмоциональных, ментальных состояниях или состояниях сознания .
Аффективное пространство индивида не ограничивается влечениями и эмоциями. Оно включает в себя более сложные аффективные образования - чувства. Однако было бы слишком упрощенно рассматривать эмоции как низшие, а чувства - как высшие проявления эффективности. Приписывать эмоции животному и чувства человеку неразумно. Только человек, согласно Чарльзу Дарвину, обладает чувством стыда. Мы считаем, что это чувство является проявлением переживаний, связанных с нашим субъективным отношением к определенным социальным нормам и правилам поведения. Но животные также склонны чувствовать себя виноватыми. Итак, вина - это чувство или эмоция?
Все многообразие человеческого опыта можно разделить на две группы:
1. Эмоции - это проявление ситуативного отношения человека к определенным объектам.
2. Стойкое и обобщенное отношение к предметам - это чувство.
Отношение между эмоциями и чувствами диалектическое.
Чувства требуют возникновения эмоций, но они не являются количественным или временным накоплением эмоций. Эмоции - фаза возникновения и старения чувств, момент их протекания. Чувство - это фаза раскрытия и проявления эмоций. Эмоции - это те непосредственные переживания, из которых формируются отношения.
Просто из-за непосредственного действия стимулов, связанных с удовлетворением первичных потребностей, это уровень аффективной чувствительности - удовольствия, неудовольствия, основанный на органических потребностях. Конечно, такие эмоции создают эмоциональный тон ощущений.
Сложные эмоции, связанные с осознанием жизненной значимости объектов, являются уровнем объективных чувств, выражением в сознании индивида переживаемого отношения к миру. Эти эмоциональные переживания неоспоримы. Это радость, вызванная чем-то конкретным, гнев по отношению к кому-то конкретному.
Следующий уровень проявления эмоционального пространства человека - это те идейные чувства, которые выражают наиболее обобщенное отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. Это чувство трагедии, иронии, сарказма.
Эмоции, о которых идет речь, подобны кольцам на срубленном дереве, направленным на эмоциональную чувствительность субъекта к чувствам, эмоциям и духовным переживаниям. Каждый из этих уровней поглощается серией, и каждый предыдущий служит основой для проявления следующего. Формы проявления аффективной сферы органически вплетены в жизнь индивида.
Аффективная сфера личности неотделима от развития идей, воображения, мышления, ощущений и восприятия. Она имеет специфические проявления, влияющие на эти процессы, и свои особенности. Сила, характер проявления и сопротивление среди изолированных, влияют на эмоции и настроения.
Настроение - это общее эмоциональное состояние, которое окрашивает отдельные психические процессы и поведение в течение значительного периода времени .
При различении чувств по силе страсти выделяются как сложное психическое явление, в котором тесно переплетены эмоциональные, волевые и познавательные процессы. Страсть - это способность идеи постоянно, в течение длительного периода времени, вызывать сильный эмоциональный отклик.
Представим себе на мгновение, что люди лишились способности что-либо чувствовать. Совсем. Нет ни слуха, ни обоняния, ни цветного зрения. Люди больше не испытывают никаких эмоций. Допустим, сидим мы в кругу друзей на природе, но не слышим, как поют птицы, не играем на гитаре, ведь теперь мы не можете слышать музыку. Все видится нам в черно-белом изображении. Еда тоже не приносит никакого удовольствия. Мы что-то жуем, просто потому что еда - это биологическая необходимость. На наших лицах пустое выражение. Ведь мы не чувствуем друг к другу сердечной привязанности. Ни смеха. Нет даже улыбок. Нет ни дружеской симпатии, ни трепетных романтических чувств между мужчиной и женщиной нет сексуального влечения .... Как такая перспектива? Так, наша жизнь была бы мертвой без возможности испытывать огромную гамму чувств, заложенную в человеке от рождения. Жить было бы неинтересно и ужасно скучно, не так ли? Ах, какое счастье, что у людей есть такое разнообразие чувств и эмоций!
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаменко Л. Детям об эмоциях / Л. Адаменко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 18-19.
2. Ананьев Б. Человек как предмет познания [ТекстБ. Ананьев. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
3. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2018. – №5. – С. 83 – 95.
4. Анохин П.К. Эмоции: / П.К. Анохин. – М.: Высь, 2012. – 73 с
5. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: Учебник / А. М. Бандурка. – М.: Изд-во Нац. ун-ту внутр. дел, 2013. – 334 с.
6. Витенко, И. С. Основы психологии. Основы педагогики / И. С. Витенко. – М.: Книги-ХХІ, 2012. – 197 с.
7. Головинский, И. Педагогическая психология: Учеб.пособие для высшей школы / И. Головинский. – К.: Аконит, 2013. – 287 с.
8. Еременко, В. М. Педагогическая психология: Учеб. пособие для пединститутов / В. М. Еременко. – К.: Высшая школа, 2011. – 180 с.
9. Ефремова С. Как помочь ребенку освободиться от негативных эмоций / С. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 20-21.
10. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 701 с.
11. Карандашев, Ю.Н. Психология развития / Ю.Н. Карандашев. – М.: Высь, 2011. – 238 с.
12. Коврижных Ю. Обогащаем эмоциональную сферу детей / Ю. Коврижных, Г. Смольникова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 12-13.
13. Кононко Е. Л. Социально-эмоциональное развитие личности / А. Л. Кононко. – К., 2018. – 255 с.
14. Лифарева, Н. В. Психология личности: Учебное пособие / Н. В. Лифарева. – К.: Центр учебной литературы, 2013. – 237 с.
15. Майерс, Дэвид Психология / Дэвид Майерс. – М.: Попурри, 2008. – 848 с.
16. Малько, С. А. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Малько. – СПб.: Нижний Новгород, 2015. – 304 с.
17. Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 2010. – 321 с.
18. Реан, А.А. Психология детства / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с.
19. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
20. Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада / А. Рояк // Дошкольное воспитание. – 2018.– № 2. – С. 12-19.
21. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Российская практика / С.Шабанов, А.Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 448 с.