Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия в Европе произошли глобальные трансформации в международной сфере. Это также повлияло на обстановку в мире. Мы наблюдали крах социализма, распад советской системы, воссоединение Германии.
Европейский Союз также менялся, его стратегия развития зависела в тот момент от практической задачи формирования экономического и валютного союза, от трансформаций режимов политики в странах Центральной и Восточной Европы. Это давало возможность расширять интеграционное объединение .
Маастрихтский договор, который был подписан 7 февраля 1992 года, был европейской попыткой изменить свою политику и экономику.
Данный договор послужил началом к интеграции Европы, завершил урегулирование денежной и политической системы стран Европы. Необходимо было преодолеть отрыв, пополнить взаимодействие государств в реализации экономической, валютной и торговой политики при помощи более тесного общения в области внешней политики, формирования системы безопасности.
Подписанию Маастрихтского договора (образованию Европейского Союза) предшествовала реформа Европейских Сообществ - ЕОУС, ЕЭС и Евратома. Эта реформа продемонстрирована отрыв процессов экономической интеграции в международной сфере.
Маастрихтский договор позволил внести изменения в интеграционные процессы.
Целью данной работы является рассмотрение договора о Европейском Союзе 1992 г.
Задачи:
- описать предысторию заключения Маастрихтского договора;
- рассмотреть опоры ЕС;
- изучить перспективы развития отношений в рамках Маастрихтского договора.
Объект исследования - Маастрихтский договор. Предмет исследования – особенности заключения Маастрихтского договора.
1 Предыстория заключения Маастрихтского договора
В начале 1990-х годов на процесс европейской интеграции оказали влияние различные процессы. Это и крушение Берлинской стены, и реинтеграция Германии, и распад СССР, а крушение социализма. Теперь не было «железного занавеса», который разделял Восточную и Западную Европу. Это и послужило началом пути к подписанию Маастрихтского договора. Перед странами-членами союза теперь стоял вопрос сохранения стабильности в политической сфере в Европе, формирования новых подходов в отношении как государств Восточной Европы, так и республик бывшего СССР. Необходимо было создать согласованную стратегию перед новыми обстоятельствами, что формировались на востоке Европы. Была полемика между государствами, источники военной опасности. Бывшие социалистические страны болезненно переживали переход к демократии и экономике рынка. Население снижало жизненный уровень. В этих странах наблюдались экономические, политические кризисы, увеличивалось недовольство население проводимой правительственной политикой.
Нестабильность обострялась национальными вопросами в странах Восточной Европы и бывшем СССР. Народы, не обладавшие своей государственностью, были нацелены на обретение суверенитета в обстоятельствах кризиса экономики и политики. Все это грозило националистическими призывами и гражданскими войнами. Такие процессы вызывали беспокойство у многонациональных стран Западной Европы, опасавшихся бывших советских и югославских республик.
Урегулирование Европейского кризиса весной 1991 года Европейским Сообществом продемонстрировало, что во внешней политике ЕС нет эффективного способа реализации этой политики. Политика ЕС по Югославии отражала, скорее, немецкую позицию, которая проявляла активность в этом вопросе, чем интересы всех стран ЕС.
Также нужно было решать вопрос с усилением миграции из Восточной Европы и стран высшего СССР. В странах Западной Европы не было скоординированной иммиграционной политики, которая могла бы смягчать напряженность среди населения, что было заметно в Италии, Германии и других странах Европы. Европейское Сообщество понимало, что нужно осуществлять переход на более высокий уровень интеграции. Это требовал отказа от части национального суверенитета. Многие опасались, что в итоге формирования ЕС входящие в него государства не будут обладать своим национальным своеобразием. Европейское Сообщество понимало, что институты безопасности, сформированные ранее, постепенно теряли свою эффективность. Страны-участники Сообщества делали попытки формировать курс в области безопасности, передав свои полномочия в НАТО. Итак, для стран ЕС назрел необходимый вопрос распространения интеграции. В 1986 году был принят Единый европейский акт.
Страны Западной Европы проявляли заинтересованность включения Восточной Европы и бывшего СССР в общую структуру континента. Но на востоке Европы встал вопрос обеспечения демократических образований на Востоке, которые должны были превратить демократию в общее политическое будущее Европы конца прошлого века. Особое влияние на развития Маастрихтского процесса оказал также германский фактор. Немецкое объединение вызвало опасение ЕС.
В соответствии с первым - сосредоточенная на своих внутренних проблемах и опирающаяся на возросший экономический потенциал, заангажированная на Востоке Германия будет постепенно утрачивать интерес к интеграции, все меньше считаться с желаниями и целями своих партнеров, и в итоге пойдет своим путем. Также, проводя активную интеграционную политику, ФРГ постарается использовать институты и механизмы ЕС для обеспечения себе гегемонистских позиций в будущей интегрированной Европе (сценарий «германской Европы»). Однако по существу, в основе всего лежало застарелое соперничество, смысл которого: будет ли Германия господствовать в Европе или ее соседям удастся сдерживать ее мощь.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)// https://base.garant.ru/2566557/ (дата обращения 27.05.2021)
2) Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. — М. : Эдиториал УРСС, 2019. — 471 с
3) Буторина О., Негативные и позитивные задачи Европейского валютного союза // Современная Европа. — 2017. — № 2. — С. 18-29.
4) Кавешников Н. Ю., Эволюция процедур принятия решений в ЕС как параметр глубины интеграции // Современная Европа. — 2020. — № 5. — С. 77-88.
5) Кавешников Н. Ю., Великобритания и Европейский Союз: долгая история развода // Современная Европа. — 2018. — № 5. — С. 5-16.
6) Клемин А. В., ФРГ: соотношение международного и национального права // Современная Европа. — 2017. — № 2. — С. 77-89.
7) Корчагин С., Основные документы, регламентирующие развитие военно-промышленной кооперации в Евросоюзе // Зарубежное военное обозрение. — 2019. — № 2. — С. 16-19
8) Кулаков М. В., Пан-европейский компромисс: исторические реалии и новые вызовы // Философия хозяйства. — 2017. — № 4 (112). — С. 199-206
9) Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.)// https://eulaw.ru/treaties/lisbon/ (дата обращения 27.05.2021)
10) Сидоров А. С., Европейское строительство и Франция: личностный фактор (от де Голля до Миттерана) // Современная Европа. — 2018. — № 3. — С. 115-124.
11) Сутырин С. Ф., Нужно ли было придумать евро, если бы его не существовало?// Вопросы экономики. — 2020. — № 3. — С. 155-160
12) Уткин С. В., Основные инструменты общей внешней политики и политики безопасности ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — N 11. — С. 44-54.
13) Энтин М. Л., Сегодня и завтра ЕС сквозь призму правового инструментария углубления интеграции // Современная Европа. — 2019. — № 2. — С. 39-49.