Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время интенсивно развиваются характер, структура и содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях. Особенно это проявилось в основных принципах физического воспитания детей в детском саду.
Издано большое количество различных программ физического воспитания в дошкольных учреждениях. Однако научное и методическое обеспечение этих программных продуктов практически отсутствует, и, конечно же, учителя детских образовательных учреждений испытывают определенные трудности при реализации выбранной учебной программы.
Основные трудности для руководителей и педагогов физического воспитания связаны с такими вопросами, как стратегическое и тактическое планирование учебных материалов по физическому воспитанию в детском саду.
Целью данной работы является лишь частичное решение этой проблемы в практике дошкольного физического воспитания. Надеюсь, эта работа также будет способствовать частичному решению проблемы управления физическим воспитанием в школьном возрасте. Разработан примерный вариант планирования и выполнения работ, связанных с физической культурой и оздоровлением. На основании чего специалисты дошкольного образовательного учреждения могут разработать различные варианты реализации программы физической культуры и отдыха.
Известно, что физическое здоровье формируется с раннего возраста в благоприятной биосоциокультурной среде. В онтогенезе уровень здоровья человека зависит от генетического «фонда», стадии жизненного цикла, реактивных способностей организма и степени его активности, а также совокупного влияния факторов внешней среды. Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников сегодня ученые исследуют различные подходы в теории и практике среднего образования. Один из них - технологический подход в аспекте сохранения здоровья. В настоящее время идет интенсивная технологизация всех сфер жизнедеятельности общества. На смену профессиональному типу культуры приходит технологический, где проекты и программы являются основным методом нормирования и трансляции, что позволяет создать такую форму социальной структуры, как технологическое общество.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Одним из необходимых условий обеспечения полноценной системы работы по физическому воспитанию в школе является разработка воспитательной работы, реализуемой на основе государственных программ, утвержденных Минобрнауки России. Принимая во внимание важность обсуждаемого вопроса, а также отсутствие единства требований, приводящих к «самодеятельности» или упрощенному формализму, в данном исследовании делается попытка осветить фундаментальные вопросы, связанные с методическими требованиями и технологией разработки учебных материалов по физической культуре. в школе.
Полагаем, что это поможет специалистам в области физической культуры: во-первых, понять основные методологические подходы к разработке планов и их взаимозависимости; во-вторых, сосредоточив внимание на конкретных условиях в школе, подготовьте план работы на учебный год, квартал и конкретный урок физического воспитания.
Оптимизация любой деятельности связана с рационализацией структуры и содержания составляющих ее процессов. Что касается физического воспитания, то одним из аспектов оптимизации является система проектирования воспитательной работы.
Дизайн - одна из функций управления. Управление, в свою очередь, предполагает перевод системы в желаемое состояние.
Если следовать логике, то дизайн в физическом воспитании связан с созданием проекта, концепции, композиции, информационной модели формирования системы двигательных задач применительно к выполнению нормативных требований.
Вся конструкция состоит из серии последовательных шагов. В FW первый шаг - это выбор образовательной программы.
В настоящее время федеральным министерством образования рекомендова-но несколько примерных образовательных программ.
Любая из представленных программ имеет относительные различия в целевых установках, особенностях в определении содержания разделов, нормативных требованиях.
Каждое образовательное учреждение имеет право на выбор любой (из до-пущенных к реализации) программы. Настаивать на выборе «сверху» – дело деликатное, так как выбор связан с возможностями образовательного учреждения (с точки зрения инвентаря, спортивных площадок), кадровым обеспечением, традициями и склонностями, отношением педагогического коллектива к ФК и даже уровнем профессионализма.
С учетом современности, большей вариативности содержания рекомендуется в выборе программы отдавать предпочтение первой из представленных в списке.
Современные программы по физической культуре задают систему нормативных требований к уровню подготовленности учащихся. Для реализации образовательной программы необходимо принять решение о распределении программного материала во времени, что является основной функцией проектирования. Чтобы такое проектирование было оптимальным, необходимо рационально соотнести основные элементы системы проектирования (рис.1).
Рис.1. Система проектирования учебной работы по физической культуре в образовательном учреждении.
Сопоставить элементы, представленные в дизайн-системе на разных уровнях, довольно сложно. Это требует способности предвидеть, интуиции и практического опыта, которые являются важнейшими составляющими педагогических навыков. В зависимости от этих навыков проект и, как следствие, его последующая реализация может быть большим, а не большим.
В целях помощи практическим работникам на кафедре Теории и методики физического воспитания предпринята попытка разработки пакета документов, являющегося методическим обеспечением реализации федеральных образовательных программ:
1) под ред. А.П. Матвеева (2004 г.) (исторически она была опубликована в 1996 г., и в дальнейшем переиздавалась в среднем каждые 2 года);
2) под ред. В.И. Ляха (2004 г.) (исторически она была опубликована в 1993 г., и в дальнейшем переиздавалась в 1996, 1999, 2004 г.г.).
Удачно оформленным на наш взгляд таким пакетом являются методические пособия:
- для 5-9 классов «Проектирование учебного процесса по физической культуре в образовательном учреждении» ( Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2005 г.);
- для 1-4 классов «Проектирование учебной работы по физической культуре в 1-4 классах» ( Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2006 г.);
- для 10-11 классов «Проектирование учебной работы по физической культуре в 10-11 классах» ( подготовлено к печати: Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., 2006 г.);
На наш взгляд, представленные в этих книгах варианты моделей-проектов являются на сегодняшний день оптимальным ориентиром в связи с реализацией современных образовательных программ. Такое утверждение основано на том, что в указанных пособиях максимально отражены основные направления оптимизации системы проектирования учебной работы по физической культуре. В целом же, нами разработано 15 вариантов моделей-проектов, которые представлены на рисунке 2.
Мы не абсолютизируем данные варианты ни по форме, ни по содержанию, так как любой проект – это ориентир, замысел. Однако, по аналогии представленной здесь технологии можно разрабатывать проекты и применительно к другим программам. В частности, пока не опубликовано, но есть подобный, готовый к публикации методический пакет по реализации программы Ляха В.И. (2004 г.) для учащихся 10-11 классов, где можно выбрать модель с вариативной частью «легкая атлетика», «баскетбол», «волейбол», «лыжная подготовка» или программы Матвеева А.П. (2004 г.) с выбором таких направленностей как атлетическая гимнастика или атлетические единоборства (для юношей) и шейпинг или ритмическая гимнастика (для девушек).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: Учеб. пос. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 16 с
2. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / Сост. Э.К. Дорошевич, М.С. Мятельский, П.С. Солнцев. - М.: Педагогика, 1986. - 468 с.
3. Бальсевич, В.К., Лубытева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. - 1995. - № 4.
4. Блинков, С.Н., Левушкин Н.С. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников // Физическая культура. - 2002. - № 1. - С. 8-12.
5. Воротилкина, И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Н.А. Данилова, М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - 284 с.
6. Грабарь, М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М., 1997. – 136
7. Короткова, Е.А. Оптимизация учебного процесса по физ. культуре в общеобразовательной школе на основе технологии дифференцируемого физкультурного образования // Физическая культура. - 2001. - № 2. - С. 19-22.
8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
9. Определение физической подготовленности дошкольников / Под ред. Б.В. Сермеева. - М., 1973.
10. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с
11. Симонов, П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М.: Наука, 1984. - 151 с.
12. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
13. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.