Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская Федерация – федеративное государство, в котором экономические системы регионов обладают заметным уровнем самодостаточности, а уровень их экономического развития во многом обусловлен характером региона, как экономической системы. И ее неотъемлемой составляющей является административная система региона, которая не только играет роль одного из значимых факторов, определяющих условия хозяйственной деятельности в регионе, но также и выступает в качестве крупного заказчика и потребителя товаров и услуг, как для работы и развития его социальной среды, так и для обеспечения собственного функционирования. Поэтому административный центр региона, который является местом концентрации его административных органов, представляется важным элементом региональной хозяйственной системы, оказывающим на нее в теории большое влияние. Однако, на практике влияние регионального административного центра на экономику региона видоизменяется и нивелируется комплексом внутренних и внешних факторов, поэтому в разных регионах оно различно. Как следствие, каждый регион имеет выраженные индивидуальные особенности взаимодействия своего административного центра с региональной хозяйственной системой в целом и познание этих особенностей является актуальной задачей региональной экономики и политики России.
Целью настоящей работы является анализ влияния административного центра региона на региональные хозяйственные системы регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
В задачи исследования входит:
• Рассмотрение экономических и социальных функций административного центра региона и моделей его взаимодействия с региональной экономической системой в условиях современной России;
• Анализ особенностей влияния административных центров регионов Северо-Кавказского федерального округа на их социально-экономические системы и их сопоставление с общими моделями этого влияния для современной России
В качестве методов исследования используются: сравнительно-аналитический, сравнительно-исторический, картографический, статистический анализ.
Объектом исследования являются административные центры регионов СКФО.
Предмет исследование – влияние административных центров регионов СКФО на их экономические системы.
1. Административный центр и его роль в социально-экономическом развитии региона
1.1. Понятие и функции административного центра региона в федеративном государстве
В практике территориального управления современности сложилась его многоуровневая пирамидальная структура. Верхний уровень в ней представлен управлением общегосударственным (национальным), ниже располагаются субнациональный (региональный) и местный (муниципальный) уровни. На каждом уровне выделяется система объектов территориального управления (регионов на региональном, муниципалитетов на муниципальном соответственно), каждый из которых, в свою очередь, состоит из набора обособленных (т.е. имеющих собственную закрепленную законодательно территорию и органы власти со своим набором полномочий) административно-территориальных единиц. В административно-территориальном управлении соблюдается жесткая иерархия – один и тот же объект территориального управления может входить в состав и, соответственно, подчиняться только одной административно-территориальной структуре более высокого уровня. В свою очередь, внутри административно-территориальной единицы в управлении ею (и, соответственно, во взаимосвязанных с реализацией административных функций экономических процессах), как правило, действует система центрально-периферийных взаимоотношений: основные функции управления концентрируются в административном центре, который, в соответствии с имеющимися у него полномочиями и материальными возможностями реализует их на подконтрольной территории, в том числе и через административные центры меньшего ранга.
Административно-территориальной единицей субнационального уровня является регион. В управленческом аспекте регион целесообразно рассматривать в качестве системы, состоящей из трех элементов: активного (кто управляет развитием), пассивного (чем или кем управляют) и инструментального (посредством чего управляют). Активная подсистема - субъект управления, пассивная - объект управления, инструментальная - модератор, который определяет вектор субъектно-объектных отношений, поэтому его необходимо рассматривать в качестве не только инструментального, но и базисного элемента системы . В этой схеме характер региона, как системы во многом определяется политическим устройством государства. В унитарном государстве, где полнота власти концентрируется в руках центра, регион, как правило, представляет собой административную единицу, выделяемую исключительно для удобства управления территорией с определенными особенностями расположения, природно-ресурсного потенциала и социальной организации. Поэтому его границы и границы его муниципалитетов (т.е. объект управления), а также руководство (субъект управления) могут быть в любое время изменены решением центральной власти. К ведению центральной власти относится и определение задач и приоритетов развития региона (хотя, в настоящее время в унитарных государствах стараются учитывать и мнение местных сообществ по вышеперечисленным вопросам), а также выделение ресурсов на их реализацию. В отличие от унитарного, в федеративном государстве (к данному типу государственного устройства относится и Российская Федерация), часть функций государственного управления передана в регионы и муниципалитеты. Регионы, при этом, представляют собой, как правило, исторически сложившиеся территориальные структуры субнационального уровня, наделяемые определенным административным статусом, их границы закрепляются законодательно и могут быть изменены только посредством определенного правового механизма, который вводится в действие на государственном и региональном уровнях, регионами формируются свои органы власти, в компетенцию которых входит, в том числе, выработка административной и экономической повестки регионального уровня и ее согласование с центральными органами власти, разработка и реализация региональных программ экономического и социального развития, реализация взаимодействий с другими регионами, а также национальными и международными бизнес-структурами в рамках региональной повестки и закрепленных законодательно полномочий. Эти особенности управления регионом в федеративном государстве существенно усложняют сам механизм такого управления и накладывают заметный отпечаток на территориальные аспекты его размещения и работы.
В условиях сложившегося повсеместно центрально-периферийного подхода к реализации управленческих функций, административный центр региона в федеративном государстве становится местом, где:
• Размещаются административные органы региона, а также представительства и контролирующие структуры органов центральной власти;
• Находятся региональные общественные институты, участвующие в формировании административных органов региона и их повестки.
Фактически, в административном центре региона федеративного государства существует двухуровневая система отправления властных полномочий, которая должна быть обеспечена для своего функционирования соответствующей инфраструктурой (здания, транспортные коммуникации, системы связи), дополненная системой формирования и функционирования власти на региональном уровне (региональные партии и общественные движения, исследовательские структуры и независимые аналитические центры, ориентированные на региональную проблематику, средства массовой информации и пр.), также требующая инфраструктурного обеспечения своего функционирования. С одной стороны, это заметно усложняет работу государственного аппарата и делает ее более затратной, с другой стороны, региональный административный центр федеративного государства становится крупным заказчиком создания и обслуживания инфраструктурных объектов, важным местом приложения труда в широком спектре видов деятельности. Благодаря эффекту мультипликатора региональный административный центр становится точкой экономического роста региона, базирующейся на эксплуатации экономической и социальной составляющей административного ресурса.
1.2. Место и роль административных центров регионов в политической и социально-экономической системе Российской Федерации
Российская Федерация, являясь крупнейшим государством современности, характеризуется существенными различиями в природно-ресурсном потенциале, экономико-географическом положении, численности и этнической структуре населения, особенностях хозяйственной и социальной системы различных территорий. Управление страной требует разделения ее на значительное количество субнациональных единиц – регионов. В настоящее время Российская Федерация, как государство, состоит из восьмидесяти пяти находящихся в федеративных отношениях субнациональных административно-территориальных единиц – субъектов Федерации. При этом, в размерах территории, численности населения, объемах и структуре валового регионального продукта, обеспеченности природными ресурсами и по многим другим показателям между субъектами Федерации имеется большая количественная (иногда - многократная) и качественная разница. Собственно, современное административно-территориальное деление страны на уровне регионов является в заметной мере переработанным наследием советской эпохи с ее автономизацией и национальным самоопределением (и, соответственно, выделением национальных автономий), которое, в свою очередь, являлось переработанным наследием административно-территориального деления Российской Империи, также во многом базировавшемся на этнических и исторических принципах. В этих условиях страна остро нуждалась и нуждается в населенных пунктах-проводниках политики органов центральной власти на местах. Одним из видов таких населенных пунктов и являются административные центры регионов. Их функционирование, особенно в советский и и постсоветский период во многом и было обусловлено потребностями в реализации вышеуказанной функции. Для этого:
• Административные центры регионов использовались в качестве мест внедрения в регионы наиболее перспективных хозяйственных и социальных практик (новых производств, архитектурных форм, экспериментов в организации труда и т.п.);
• Здесь, по возможности, концентрировались структуры, обеспечивающие взаимодействие региона и центральной власти, функционирования социальной системы региона (например, медицинские и педагогические учебные заведения), а также реализацию экономической специализации региона на общенациональном и международном уровне (крупные транспортные узлы и перевалочные базы, наиболее значительные перерабатывающие производства и пр.);