Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в современном медиапространстве существует огромное количество различных ресурсов, которые размещают сетевую литературу – явление новое, а потому мало исследованное.
Жанры и стилистика сетевой литературы очень разнообразны, но существует ряд сходств, которые отличают такую литературу от бумажной.
В качестве одного из самых распространенных жанров сетевой литературы выступает фанфикшен – тип литературных произведений сетевого характера, авторы которых, используя оригинальные литературные или кинопроизведения, создают свой художественный мир, с теми же героями, но с другой сюжетной линией и развязкой.
Такая литература стала очень популярна, ее целевой аудиторией чаще всего выступают фанаты конкретного литературного или кинопроизведения.
Цель исследования – проанализировать некоторые лингвистические аспекты «фанфикшен» как жанра сетевой литературы.
Объект исследования – «фанфикшен» как жанр сетевой литературы.
Предмет исследования – некоторые лингвистические аспекты «фанфикшен» как жанра сетевой литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть сетевую литературу как современный феномен.
2. Проанализировать «фанфикшен» как жанр сетевой литературы, определить его структуру и виды.
3. Проследить историю развития жанра «фанфикшен».
4. Выявить особенности фанфика на фильм на примере фэндома «Закрытая школа».
5. Провести анализ особенностей фанфика на книгу на примере фэндома «Д`Артаньян и три мушкетера».
Материал исследования: фанфики на сериал «Закрытая школа» и роман А. Дюма «Д`Артаньян и три мушкетера».
Методы исследования: анализ научной и сетевой художественной литературы, описательный, сравнительный, историографический, классификация, обобщение, моделирование, контент-анализ, сравнительный.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ «ФАНФИКШЕН» КАК ЖАНРА СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Сетевая литература как современный феномен
Современная литература потеряла свою однородную природу, связанную с разделением всего литературного материала на тот, который существует в традиционной форме бумажной литературы, и тот, который развивается в сетевом формате. Часть исследователей сетевых литературных авторов ассоциирует историю их происхождения с появлением универсальных электронных библиотек и оцифровкой произведений мировой литературы .
На начальных этапах существования Интернета тексты были переведены в электронную форму, технологические возможности работы с ними были расширены из-за гиперссылок и общественной доступности литературного материала. Но с распространением блогов, которые позволили авторам регулярно добавлять и обновлять сообщения / записи / тексты любого объема, появились многочисленные литературные произведения исключительно сетевого характера, что стало основой разработки новой субкультуры, которая называется «фэндом» .
Литература перестала быть только бумажной. Сетевая интернет-литература – это, в основном, результат труда графоманов которые создают тексты низкого качества, но у них есть сформированная целевая аудитория, у которой такие литературные тексты вызывают интерес. Поэтому мнение о том, что Интернет и многочисленные литературные порталы увеличили количество писателей и поэтов, которые не способны создать что-то стоящие, не совсем правильно .
На современном этапе изменились формы и средства представления литературных сюжетов, появилось больше возможностей, чтобы объявить о себе широкому кругу читателей. Но при этом сетевая литература остается таким же творчеством, что и бумажная, а потому относиться к ней нужно с уважением.
Если, например, в XIX веке активно создавались мемуары и дневники, люди обменивались письмами и везде распространялся эпистолярный жанр, то можно сказать, что на сегодняшний день почти ничего не изменилось: люди пишут мемуары, ведут интернет-дневники (в виде блогов), пишут друг другу в мессенджерах и социальных сетях. На современном этапе эпистолярный жанр возродился в активной связи с функционированием социальных сетей .
Сетевая литература вполне может рассматриваться как специальное художественное и культурное пространство, в котором формируются довольно специфические жанры. Жанр в сетевой литературе, в частности в оригинальной и фанской фантастике, можно рассматривать как своего рода «литературную формулу», которая включает в себя ряд специфических культурных стереотипов.
Литературные формулы – это методы, с которыми конкретные культурные темы и стереотипы воплощены в более универсальных представлении архетипов. Сетевой литературе свойственны именно такие культурные стереотипы, созданные конкретной схемой составления сетевого произведения .
Сетевые произведения создаются в соответствии с жесткой или мягкой схемой, что зависит от типа сетевого произведения и требований определенного сайта. Жанровая система сетевых произведений является своего рода «системой литературных формул», поскольку она основана на разделении текстов на жанры по принципу обобщения определенных текстовых материалов и архетипических моделей шаблонов .
Основой «литературной формулы» является стандартизированная художественная коммуникация, а именно, выбор стилистических и содержательных аспектов формирования сетевого литературного произведения.
Сетевой читатель, выбирающий текст для чтения, имеет полное представление о том, что он выбрал такой текст, который он ожидает. Для того, чтобы читатель не ошибался в своих ожиданиях, сетевой текст представляется с «крышкой», то есть какая-то аннотация (название, саммэри,, рейтинг, описание, размер, предупреждение, авторские права, статус, жанр), в котором все предписаны условия чтения каждого конкретного произведения сетевой литературы .
Определение жанра в этом случае действует как структурный элемент, который помогает читателю в поисках текста предпочтительного сюжета / стилистики. Интересно, что каждый сетевой литературный текст может иметь одновременно несколько жанров / определений, потому что элементы, например, и драма и действие и юмор могут присутствовать в одном и том же тексте. Полностью специальным жанром в этом случае является кроссовером, потому что в нем можно комбинировать не только элементы нескольких жанров, но и нескольких альтернативных историй / миров .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, И.М., Федорова, Т.А., Чванова, С.С. Принципы трактовки замысла и оценки стилистического оформления фанфиков в современном медиапространстве / И.М. Алексеева, Т.А. Федорова, С.С. Чванова // Интернет-технологии. Сборник статей. – Воронеж: Перспектива, 2019. – С. 33–43.
2. Гудыменко, П.А., Фролова, С.М., Иванова, Г.Е. Жанры и стилистические особенности сетевой литературы: теоретические и практические исследования / П.А. Гудыменко, С.М. Фролова, Г.Е. Иванова // Интернет-технологии. Сборник статей. – Кострома: Флинта, 2019. – С. 103–120.
3. Заврагина, Л.В., Сумарокова, П.И., Гаврикова, А.А. Фанфикшн: особенности содержания и стилистики / Л.В. Заврагина, П.И. Сумарокова, А.А. Гаврикова // Материалы международной научно-практической конференции «Социально-культурные особенности современного российского общества». – Калининград: Балтийский государственный университет им. И. Канта, 2021. – С. 123–137.
4. Зима–Весна. Сестры. Закрытая школа / Зима–Весна // Книга фанфиков. – [Электронный ресурс] https://ficbook.net/readfic/835458/2579385#part_content (Дата обращения: 29.05.2021)
5. Ольминская, Е.В., Хабарова, К.А. Принципы построения фанфика как специфического жанра сетевой литературы / Е.В. Ольминская, К.Е. Хабарова // Вестник гуманитарной науки. – 2020. – № 10. – С. 64–80.
6. Пирогова, С.И., Харченко, А.В. Фанфикшен как культурное явление XXI века / С.И. Пирогова, А.В, Харченко // Литературный вестник. – 2020. – № 7. – С. 22–34.
7. Поликарпова, А.П., Фигурнова, С.А., Живодерова, Е.Е. Сетевая литература как современный социально-культурный феномен / А.П. Поликарпова, С.А. Фигурнова, Е.Е. Живодерова // Сборник статей Мурманского педагогического института. Вып. 4. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2020. – С. 45–58.
8. Прохоров, А.В., Чередниченко, Э.А. Жанровое своеобразие современной сетевой литературы: теоретическое исследование / А.В. Прохоров, Э.А. Чередниченко // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. Современная литература. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2019. – С. 60–77.
9. Свиридова, Д.А., Фомина, А.А. Модели создания и восприятия сетевой литературы в современных социально-культурных условиях / Д.А. Свиридова, А.А. Фомина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной художественной культуры». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 57–70.
10. Сериал «Закрытая школа». Фан-клуб любителей фильма. – [Электронный ресурс] https://zakshkola.ru/ (Дата обращения: 30.05.2021)