Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня в современной психологии существует потребность в расшифровке и более точном понимании смыслов «Я-концепции» и особенностей формирования, функционирования и развала межличностной коммуникации. Здесь нужно заметить, что сегодня понятие о межличностной зависимости так же является раскрытой недостаточно хорошо и плотно.
В целом следует сказать, что сегодня, несмотря на огромное количество работ посвященных самооценке, самоуважению или базовым элементам «Я-концепции», как в мире, так и в России нет четкого понимания взаимосвязи этих элементов, возможностей и перспектив изучения особенностей их взаимного влияния друг на друга.
Цель исследования – исследование межличностной зависимости и Я-концепции.
Объект исследования – межличностная зависимость и Я-концепция
Предмет исследования – исследование взаимосвязи межличностной зависимости и Я-концепции.
Гипотеза исследования существует тесная взаимосвязь формирования межличностной зависимости от адекватности сформированности «Я-концепции».
Задачи исследования:
1. Подобрать литературу.
2. Анализ сущности межличностной зависимости и Я-концепции.
3. Выявить взаимосвязь межличностной зависимости и Я-концепции.
4. Исследовать взаимосвязь межличностной зависимости и Я-концепции.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1 Теоретические аспекты изучения межличностной зависимости и Я-Концепции
1.1 Понятие межличностной зависимости
Межличностная зависимость, часто являясь внешне незаметной для окружающих, имеет серьезные негативные последствия для личности. Она отрицательно влияет на поведение человека, принятие решений в личной жизни и профессиональной деятельности, психическое и физическое здоровье.
Ярким примером и одним из вариантов межличностной зависимости является состояние созависимости в связи с алкоголизмом, наркоманией, игроманией, как проблеме родных и близких, окружающих больного человека. Созависимость — это особое психологическое состояние, которое характеризуется сильной болезненной озабоченностью действиями другого человека, проявляющего зависимое поведение.
Межличностная зависимость может развиваться как в отношении окружающих людей в целом, так и по отношению к конкретному лицу. По направленности межличностная зависимость может быть разделена на два вида — любовные аддикции (аддикции притяжения) и аддикции избегания.
Межличностная зависимость в той или иной мере наблюдаться практически у большинства людей. В самых выраженных проявлениях она может приносить человеку значительные страдания и в этом случае необходимо обращаться за помощью к психологам, а в некоторых ситуациях к комплексному лечению, включающему медикаментозную терапию.
Проблема зависимого и созависимого поведения стоит очень остро. Но часто люди не могут распознать его признаки.
Термин «аддикция» происходит от английского слова addiction и переводится как «зависимость, привыкание» [1].
Зависимость, или аддикция, – навязчивое стремление к объекту зависимости, сопровождаемое потерей контроля, повторением и саморазрушением. В отличие от невинного увлечения, такое стремление становится уже ненормой – болезнью.
Важно понимать, что зависимость – болезнь, а не дурная привычка, испорченность или отсутствие силы воли. И, как болезнь, она нуждается в лечении – профессиональной специализированной помощи.
Созависимость – эмоциональная зависимость. В некоторых классификациях ее характеризуют как один из видов зависимости, в других – как отдельный феномен. В чем-то зависимость и созависимость похожи, но в определенных проявлениях могут быть зеркальными – противоположными.
Нужно помнить, что созависимость не обязательно подразумевает зависимость именно любовную. Это – эмоциональная зависимость от субъекта, то есть от живого объекта, в отличие от аддикции, подразумевающей зависимость от неживого объекта или от определенных действий.
В роли субъекта созависимости может выступать родитель, ребенок или другой родственник; друг; любимый человек и др. И даже не обязательно человек – кто-то развивает созависимые отношения с животными, например с домашней кошкой. При этом животное является замещающим объектом – компенсирует нехватку человеческого контакта.
Зависимость – неодушевленный объект, а созависимость – одушевленный субъект [2].
Таким образом, мы видим, что ключевое различие между зависимостью и созависимостью – разница между объектом и субъектом, на которые направлено неконтролируемое влечение. В обоих случаях это некий внешний ресурс, компенсирующий нарушение саморегуляции.
Есть недостаточность собственной, здоровой саморегуляции, поэтому возникают зависимость или созависимость как неправильная форма саморегуляции с опорой вовне.
Можно привести в пример здорового человека, который способен сам стоять на своих ногах. И человека со сломанной ногой – он нуждается в костылях. Зависимость и созависимость становятся такими вот «костылями» – неправильной формой саморегуляции, на которую опирается зависимая/созависимая личность. Поэтому, при всей своей разрушительности и негативных последствиях, зависимость и созависимость играют важную роль в жизни аддикта и имеют скрытые плюсы – так называемую вторичную выгоду, или «плюс минуса».
Можно вспомнить советский мультфильм «Трое из Простоквашино»: «Эта картина – полезная картина! Она дырку в обоях загораживает!».
Есть определенная закономерность: женщины чаще склонны к эмоциональной зависимости. Поэтому созависимость встречается чаще среди женщин. Ведь женщина – мать, природные инстинкты побуждают ее стремиться к эмоциональному слиянию с маленьким ребенком, чтобы максимально чувствовать его и понимать. Материнская эмпатия – важный залог правильной заботы о ребенке, поэтому женщина по своей природе более эмпатична и склонна к психологическому слиянию.
Однако важно не путать здоровую эмпатию с эмоциональной зависимостью. Последняя является уже нездоровой динамикой: созависимость – такая же болезнь, как алкоголизм или наркомания. И обладает особенностями, отличающими ее от нормального сочувствия и сопереживания.
Зависимость и созависимость имеют общие ключевые характеристики, которые позволяют отличить оба эти состояния от нормы.
Ключевые характеристики зависимости и созависимости.
Потеря контроля. Здоровый человек может пригубить бокал шампанского на Новый год и отставить его в сторону. А вот алкоголик уже не может остановиться – даже небольшая проба алкоголя ведет за собой срыв. Фанат поп-звезды может с риском для жизни взбираться по пожарной лестнице и карнизу, чтобы заглянуть в ее окно [3].
Навязчивость. Возникают навязчивые мысли, чувства, действия. Аддикт (зависимый человек), словно преследуемый образом объекта/субъекта зависимости, постоянно так или иначе его упоминает: фанат постоянно приводит в пример своего кумира, алкоголик шутит исключительно про выпивку.
Сверхзначимость объекта/субъекта. Жизнь начинает вертеться вокруг объекта зависимости (или субъекта созависимости). Именно так воспринимает реальность эмоционально зависимый человек. Объект/субъект зависимости словно становится залогом существования.
Регулярное повторение. Аддикция обязательно подразумевает повторение. Игрок раз за разом идет в казино и проигрывается; эмоционально зависимая ревнивая жена тайком постоянно проверяет тайком переписку мужа.
Неприродосообразность. Каждый человек зависит от множества факторов: от еды, воды, кислорода… Это природосообразная, здоровая зависимость. Аддикция – зависимость, неприродосообразная по своей сути или вышедшая за рамки нормы.
Например, зависимость от пластических операций неприродосообразна изначально – телу наносится ощутимый вред.
Потеря здоровья – как телесного, так и психического, психологического. Не природосообразность, противоестественность зависимости рано или поздно приводит к саморазрушению, и телесному, и психологическому. Личность деформируется, деградирует, здоровье рушится. Любой вид зависимости и любая созависимость разрушают, даже если это поначалу неочевидно. Так, зависимый или созависимый человек постоянно находится в ситуации повышенного стресса, что дает психосоматический сбой в работе организма: игрок изнашивает свой себя переживаниями, состоянием азарта; родители наркомана испытывают и страх за него, и гнев – и т.д. [4].
Выход поведения за рамки нормы. Зависимость и созависимость отражаются на поведении. Потеря контроля, деформация личности,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арендачук Ирина Васильевна Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-i-ya-kontseptsiya-kak-faktory-mezhlichnostnyh-otnosheniy-podrostkov (дата обращения: 30.05.2021).
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс. - М.: Прогресс, 1986. – 421 с.
3. Джемс У. Психология / У.Джемс. – М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
4. Джемс У. Психология / У.Джемс. – М.: Педагогика, 1991. –с. 81- 82
5. Дубровина Л.А., Городничева А., Григорьева О. Профилактика возникновения межличностной зависимости в старшем подростковом возрасте // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-vozniknoveniya-mezhlichnostnoy-zavisimosti-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 30.05.2021).
6. Кон И.С. Категория «Я» в психологии / И.С.Кон // Психологический журнал. – 1981. – №3. – С.25-38.
7. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С.Кон. – М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
8. Нургалиева А.Е. Теоретические исследования образа «я» в отечественной и зарубежной литературе / Материалы международной научной конференции студентов и молодых учёных «Фараби әлемі», Алматы, Казахстан, 02-11 апреля 2019 г. Том 2. – Алматы: Қазақ университеті, 2019. – 588 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С.Л.Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – 327 с.
10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 144 с.