Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Управление проектами – достаточно сложный многоступенчатый и комплексный процесс, без вовлечения которого в структуру управления всем предприятием, будет достигнута нужная эффективность. Именно поэтому внешнее окружение проекта и его динамика являются чрезвычайно значимым фактором, который необходимо учитывать.
В последние годы активно развиваясь, проектное управление проникло в систему государственной службы, доказав там свою эффективность. Многие задачи и проблемы именно в формате проекта находят оптимальное решение, что позволяет экономить ресурсы муниципалитета и в то же время учитывать интересы самых разных субъектов.
В последние десятилетия Россия взяла курс на усиление социальной политики и расширения спектра и объема социальных услуг населению. Одной из важных предпосылок изменений в секторе социальных услуг является, безусловно, значительное увеличение и сложность социальных проблем, с которым сталкивается государство и невозможность их решения только его ресурсами.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Под системой управления проектами можно понимать комплекс набор организационных методов и инструментов, а также технологий, которые способствуют повышению эффективности реализуемых в организации проектов и оптимизируют процессы управления проектами .
Система управления проектами формируется в период осознания компанией необходимости реализации проектной деятельности и решения задач развития организации посредством достижения определенных показателей эффективности проектов.
Именно поэтому система управления проектами основывается на таких базисных аспектах деятельности организации как:
- миссия, цели и задачи, принципы развития организации,
- виды и масштабы проектов,
- система основных и дополнительных видов деятельности,
- организационная структура управления организацией,
- финансовые цели и показатели деятельности.
Формирование системы управления проектами в организации осуществляется несколькими методами:
- по инициативе и под руководством управляющего звена компании,
- непосредственно силами специально созданного подразделения – проектного управления.
В последние годы в различных сферах деятельности органов государственного и муниципального управления активно применяется проектное управление. Его социально-экономическая эффективность уже подтвердилась в результате реализации множества проектов в области управления образованием и культурой, спортом и туризмом, сельским хозяйством, а также жилищно-коммунальным хозяйством как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях.
Помимо преимуществ более детального планирования и снижения риска не достижения прогнозируемых результатов, применение программно-целевого подхода дает государству решать сложные проблемы балансировки бюджетов разных уровней. В данном аспекте представляется важным сочетать общегосударственные требования к развитию программно-целевого бюджетного планирования посредством формирования программного бюджета, что позволит повысить заинтересованность субъектов РФ в достижении оптимальной взаимосвязи расходов региональных бюджетов и приоритетных целей (задач) социально-экономического развития регионов и получить поступательный рост доли программных расходов в бюджетах субъектов РФ.
Каждый проект представляет собой полное описание назначения распределения, расходования бюджетных средств за определенный период времени, а также «дорожную карту» программных мероприятий со сроками реализации и показателями результативности и эффективности. В современных вариациях программ также предусмотрены альтернативные перспективы корректировки реализации программы при изменении условий внешней среды или недостижении определенных промежуточных результатов .
Наибольшие трудности в разработке и реализации проектного управления прослеживаются в системе государственной службы. Это обусловлено несколькими причинами:
- во-первых, сложность привлечения инвестиций для реализации программ развития,
- во-вторых, нехватка квалифицированных специалистов, владеющих знаниями по методологии планирования,
- в-третьих, сложность определения показателей оценки эффективности разработки и реализации планов и программ.
Учеными для совершенствования государственного управления предлагается следующее:
- формирование направлений, целей и задач государственной, региональной и местной политики, что позволит максимально учесть мнение граждан по вопросам их будущего,
- разработка путей оптимального достижения поставленных целей с учетом интересов большей части общества, что существенно снизит так называемый «конфликт интересов» при реализации государственной, региональной и в особенности местной политики,
- отбор претендентов на замещение вакантных должностей на государственной гражданской службе,
- разработка объективных критериев эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления,
- контроль над выполнением принятых на всех уровнях государства решений, что может стать своеобразной обратной связью между обществом и государством,
- организация реального самоуправления и самообслуживания граждан на муниципальном уровне, формирование сложной синергетической системы взаимодействия населения локальной территории .
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В состав Белгородской области входит 212 муниципальных образований, 9 городских округов, 13 муниципальных районов, 16 городских и 174 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2021 года составила 1 543 087 человек.
Управление областью осуществляется Правительством Белгородской области. Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области.
Правительство Белгородской области возглавляет Губернатор Белгородской области. В состав Правительства области входят первый заместитель, заместители Губернатора Белгородской области, секретарь Совета Безопасности Белгородской области, руководитель представительства Правительства Белгородской области при Правительстве Российской Федерации, а также начальники департаментов Белгородской области. Первый заместитель и заместители Губернатора Белгородской области могут руководить департаментами Белгородской области.
Таким образом, в настоящее время в организации выстроена линейно-функциональная организационная структура. Организационные связи в учреждении относятся преимущественно к типу линейно-функциональных с ярко выраженной обратной связью.
Вертикальная специализация проявляется в ситуациях необходимости принятия решений по сложным вопросам, требующим привлечения специалистов нескольких структурных подразделений, например, аппарата и функциональных подразделений.
Горизонтальная специализация определена спектром функциональных задач согласно должностной структуре и функциональной направленности структурного подразделения. В данной организации выделены основные блоки горизонтальной специализации: ЖКХ, торговля, экономический отдел, кадровый отдел и т.п.
В Правительстве Белгородской области сформирован проектный офис, в задачи которого входит инициация, организация и реализация муниципальных проектов. В рамках проектного офиса было сформировано и воплощено в жизнь за 2017-2020 гг. более 30 проектов по решению вопросов государственной службы (привлечение кадров, повышения квалификации, внедрение информационных технологи, внедрение системы непрерывного обучения).
Особенностью проектного управления является четкая направленность на решение нужд муниципалитета и активное взаимодействие субъектов управления и предпринимательства, привлечение инвесторов, которые помогают реализовать задачи благоустройства и реорганизации инфраструктурных систем муниципального образования.
Важным направлением контроля является обеспечения эффективного управления знаниями сотрудников, которое также осуществляется на проектной основе. Проекты по управлению совершенствования системы знаний самих кадров – состоит в том, чтобы обеспечивать обучение установленных нормам, касающихся безопасности всего предприятия и самого сотрудникам. Также необходимо осуществлять обучение кадров различным навыкам, позволяющих распознавать угрозы, исходящие из внешней среды (вербовка, шантаж, запугивание и др.), а также проводить мониторинг компетентности сотрудников с возможностью зачисления в резерв кадров.
РАЗДЕЛ 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Современное управление государственной службы в субъектах Российской Федерации осуществляется в высоко динамичных условиях и сопряжен с процессами постоянной адаптации к новым условиям и факторам влияния. Перед управленцами стоит сложная задача: выбрать именно такой управленческий подход, посредством которого можно было бы добиваться поставленных целей и задач, обеспечивать развитие бизнеса в долгосрочную перспективу и с заданными параметрами.
Весь бизнес – это совокупность процессов, которые имеют различную функциональную направленность и образуют цепочки действия субъектов управления относительно объектов управления. Цель применения процессного подхода – образование горизонтальных связей в компании между работниками, находящимися в одной иерархии. Его применение позволяет «организовывать работу специалистов по решению одной задачи автономно от руководящего звена и без его активного привлечения, что также повышает результативность и эффективность».
Пример деятельности многих организаций (как российских, так и зарубежных) позволяет выявить очевидные преимущества применения процессного подхода, такие как:
- сокращение длительности процессов и операций,
- экономия затрат и оптимизация использования ресурсов,
- устранение дублирования ненужных задач и операций,
- устранение ненужных вертикальных связей,
- стандартизация процессов,
- повышение эффективности и сокращение временных затрат на обучение персонала,
- упрощение системы документооборота,
- повышение качества продукции и услуг,
- ориентация на достижение запланированного результата с заранее определенными качественными и количественными характеристиками и показателями,
- прогнозируемость результатов .
Зачастую управленцы «зацикливаются» на стандартизации и регламентации, прописывая правила и процедуры для абсолютно тривиальных действий и характеристик, что в результате приводит к дополнительным вопросам и организационным и временным затратам.
Таким образом, самый большой недостаток процессного подхода – это высокий риск наступления ситуации, когда процесс будет осуществляться только ради процесса. Это происходит, когда управленцы отвлекаются от главного – результата процесса или забывают о проблеме, для решения которой он инициирован.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня проектное управление относится к наиболее результативным формам решения сложных управленческих задач, требующих привлечения значительной ресурсной базы и усилий специалистов разного профиля. Современная теория и практика управления представляет широкий спектр методов форм и методов организации проектной деятельности, применение которых помогает организации достигать поставленные цели и задачи.
Структура и методы проектирования могут изменяться в зависимости от фазы жизненного цикла, масштабов и целей проектной деятельности. Системы проектного управления отличаются своим содержанием и методологией в зависимости от сферы деятельности компании и ее масштабов работы, что вызывает определенные трудности формирования системы управления проектами и требует ее модернизации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура администрации Россошанского муниципального района
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 г. № 1050 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)»
2. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: приложение к распоряжению Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ [Электронный ресурс]// Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)»
3. Балашов, А.И. Управление проектами.: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]. - М.: Издательство Юрайт, 2015.- 383 с.
4. Богданов, В.В. Управление проектами. Корпоративная система – шаг за шагом [Текст].. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012
5. Володин, В.В. Исследование нормативной базы управления проектами [Текст]. /В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 128 с.
6. Володин, В.В., Хабаров, В.И. Управление проектом: теория, методология, практика (Монография) [Текст]. – М.: Университет «Синергия», 2017 г.
7. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. [Текст]. . - М.: Магистр: ИФРА-М, 2017. - 576 с.
8. Волщуков, Ю.Н. Успешный руководитель проекта [Текст].. – М.: Омега-Л, 2017. – 126 с.
9. ГОСТ 54869-2012 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектами [Текст].. – М.: Стандартинформ, 2012
10. Зуб, А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст]. – М.: Издательство Юрайт, 2015.- 422 с.
11. Ильина, О.Н. Методология управления проектами: становление, современное состояние и развитие [Текст].. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016 – 208 с.
12. Исследование нормативной базы управления проектами [Текст]. / В.В. Володин, А.Г. Дмитриев, В.И. Хабаров. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. - 328 с.
13. Международный Стандарт по Управлению Проектами ISO 21500:2012 // Консультант Плюс
14. Неретина, Е.А., Бочкина, О.Н. Управление проектами на основе Scrum методологии // УЭкС. 2017. №4 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-proektami-na-osnove-scrum-metodologii (дата обращения: 12.03.2018)
15. Нутайбеков, Р.А. Корпоративная система управления проектами: От методологии к практике [Текст]. – М.: Альптина Паблишер, 2015 – 236 с.
16. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА [Текст] /. М.: Олимп-Бизнес, 2015. - 529 с.
17. Проектное управление в муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой регламентации [Электронный ресурс] // Вестник ПАГС. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah-problemy-normativno-pravovoy-reglamentatsii (дата обращения: 12.04.2021).
18. Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления [Текст]/ М.Л. Разу [и др.]//учебник / коллектив авторов; под редакцией профессора М.Л. Разу. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.:КНОРУС, 2016. – 768 с.
19. Сазерленд, Дж. Scrum, Революционный метод управления проектами [Текст]. – М.: Манн, Иванов и Фербер. 2016, С.45
20. Федоров, В.А. Структура организации: понятие, принципы построения и анализа [Текст]// Новое слово в науке: перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 апр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 2 (8). – С. 260
21. Фунтов, В. Н. Основы управления проектами в компании: учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации"[Текст]. – М. – СПб. [и др.]: Питер , 2014 – 248 с.
22. Ходырева, Е. А. Развитие системы управления инновационными проектами в образовательной организации: монография [Текст]. - Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2016. - С. 19-34.
23. Project Management Institute. Руководство к Cводу знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) [Текст]. –Шестое издание / М: ЮНИТИ, 2019. – 412 с.
24. Официальный сайт Правительства Белгородской области [Электронный ресурс] Режим доступа: //https://wwwbelregion.ru (дата обращения: 12.03.2021)