Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Анализ современных образовательно-методических комплексов в контексте изучения произведения У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
В целом, в современной российской школе методика изучения творчества У. Шекспира опирается на богатый опыт отечественных и зарубежных педагогов и учитывает их оригинальной идеи. Произведения бессмертного классика вошли в практику школьного разбора ещё с середины XIX века. Однако в этот период имя Шекспира упоминалось в исторической части или параграфах о драматической поэзии. Так, в «Кратком начертании теории изящной словесности» (1822) А. Ф. Мерзлякова Шекспир отнесен к «превосходнейшим» творцам комедии и «лучшим» творцам трагедии . Кроме того, в этот период общая характеристика творчества Шекспира содержалась в нескольких работах К. П. Зеленецкого: «Теория поэзии» (1848), «Лекции о главнейших эпохах в истории поэзии» (1849) и «Пиитика» (1849). В них упоминались многие произведения автора, и давалась обобщенная характеристика творчества . Таким образом, к середине XIX века в отечественной методике преподавания произведений Шекспира закладывается традиция изучения его трагедий «Отелло», «Макбет», «Гамлет» и «Король Лир». «Ромео и Джульетте» на тот момент ещё не уделялось должного внимания. надо сказать, что список произведений Шекспира стал предметом оживленной дискуссий, развернувшейся в учительской среде во второй половине XIX века.
Начало ХХ столетия появляются издания, знакомившие читателей с переложениями произведений Шекспира: несколько Приложений к журналу «Детское чтение» И. И. Иванова, представляющих собой изложение и объяснение для семьи и школы «Короля Лира», «Гамлета», «Отелло», «Ромео и Джульетты», «Макбета», «Кориолана» (1904). Параллельно с этим известный историк литературы П. С. Коган составляет «Опыты исторической Хрестоматии западноевропейских литератур для школ и самообразования» (1904), куда включает произведения Шекспира, в том числе, и «Ромео и Джульетту» . Такие отрывки из комедий и трагедий классика, по мнению автора, давали картину идей и настроений эпохи и помогали понять основные черты его мировоззрения.
Большое значение в отношении истории развития методологии преподавания творчества Шекспира в этот период также уделяется организации домашнего чтения для всех желающих, программа которого была составлена московской комиссии при учебном отделе Общества распространения технических знаний. Примечательно, что, согласно программе, слушатели на занятиях по всеобщей литературе должны были прочитать все произведения Шекспира, однако тем, кто по тем или иным причинам не способен был на это, рекомендовалось руководствоваться списком наиболее важных шекспировских пьес. В этот список вошли: «Ромео и Джульетта», «Макбет», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Венецианский купец», «Мера за меру», «Ричард III», «Генрих IV», «Сон в летнюю ночь», «Как вам угодно», «Буря» . Отметим, что в программе также было предусмотрено выполнение проверочных работ, в которые были включены вопросы о характере творчества автора, а также восприятие Шекспира русскими классиками.
Революция 1917 года и приход советской власти в контексте рассматриваемой темы в значительной степени не повлияли на методику изучения классической литературы. Важные шаги в этом направлении были сделаны во второй половине XX века, когда введение в школах факультативных курсов позволило значительным образом расширить круг читательских интересов учащихся через приобщение к выдающимся произведениям литературы, в том числе и творчеству Шекспира. Так, именно программа факультативного курса включила в план изучения трагедию «Ромео и Джульетта». Таким образом, вплоть до конца 1980-х годов данная пьеса не была внесена в программы для обязательного изучения, но содержалась в списке для внеклассного чтения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вайль П. Любовь и окрестности. Верона – Шекспир, Севилья – Мериме // Иностранная литература. – 1997. - №7. – С.212-223.
2. Домбровский Ю. Проза, статьи, письма // Наше наследие. – 1991. - №2. – С.97-112.
3. Зарубежная литература. 10–11 классы [Текст]: элективный курс: учебник-хрестоматия / авт.-сост. И. О. Шайтанов, М. И. Свердлов; под ред. И. О. Шайтанова. – М., 2006.
4. Зеленецкий, К. Теория поэзии. – Одесса, 1848.
5. Коган, П. Опыты исторической Хрестоматии западноевропейских литератур для школ и самообразования. – М., 1904.
6. Костылёв О.Л. Критическая статья на уроке литературы. – Л.: Просвещение, 1967. – 192 с. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов / Под ред. О.Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. – В 2-х ч. Ч.2. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. – 288 с.
7. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Ф. Чертова. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
8. Мерзляков, А. Ф. Краткое начертание теории изящной словесности [Текст]: в 2 ч. / А. Ф. Мерзляков. – М., 1822.
9. Программы домашнего чтения на второй год систематического курса. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1904.
10. Уайльд О. Я всего лишь гений…: Роман, повести, пьесы. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 576 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Электронный ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
12. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23
13. Salter, D. The Play’s the thing: Active Approaches to Shakespeare // Lyceum. – Italy: Naples, 1993.