Фрагмент для ознакомления
2
Главную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической политики. Для государства необходимо планирование доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и влияющих на расходы этого государства. Бюджет государства это главная составляющая финансовой системы страны. Именно с помощью финансовой системы государство образует условия для эффективного развития экономики и решения для государства задач финансового характера.
Данная курсовая работа освящает такую актуальную проблему, как государственное регулирование финансово-бюджетной системы, а также пути решения данной проблемы. Именно из-за отсутствия стабильности и сбалансированности государственного бюджета в государстве в первую очередь начинает страдать производство и как следствие экономическая и социальная сферы.
Цели исследования состоят в определении роли федеральных органов власти в функционировании системы межбюджетных отношений и выяснении степени влияния принимаемых решений на сбалансированность бюджетной системы и устойчивое развитие национальной экономики России в пространственном аспекте.
Задачи курсовой работы:
• Рассмотреть государственный бюджет и его структуру;
• Охарактеризовать особенности межбюджетных отношений;
• Проблема сбалансированности государственного бюджета,
• Рассмотреть пути совершенствования государственного бюджета.
Объектом исследования является федеральный и региональный бюджет.
Предметом исследования является финансово-бюджетная система.
При проведении исследования применялись общенаучные методы диалектики, системного анализа и прикладные методы контент-анализа, логического сравнения, экспертных оценок.
Работа состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В условиях экономической и политической нестабильности, колебаний мировых цен на ресурсы процесс формирования и исполнения бюджетов сильно подвергается воздействию внешних факторов. Это напрямую сказывается на эффективности распределения средств между отраслями экономики, развитии как бюджетной системы, так и страны в целом.
Бюджет – это совокупность доходов и расходов объекта, который устанавливается на определенный период времени. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств страны. Утверждается в форме Федерального закона на три последующих года и регламентируется бюджетным кодексом Российской Федерации. Его главная задача заключается в регулировании экономического и социального развития страны [16].
Существует несколько основных функций, выполняемых бюджетом [16]:
1. Перераспределение национального дохода и ВВП в экономике;
2. Государственное регулирование и стимулирование экономики;
3. Контроль за формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
4. Финансирование социальной политики. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, которые можно увидеть в таблице, представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ
Бюджетная система также обладает законодательно установленными принципами. К ним относят [16]:
1) единство, т. е. обладает единой правовой базой, имеет единую классификацию статей бюджета, ко всей отчетности и учету предъявляются единые требования;
2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы, т.е. каждый субъект имеет свои собственные части бюджета;
3) самостоятельность бюджетов, т. е. каждый бюджет, независимо от своего уровня, имеет собственные источники доходов и может сам определить свои расходы;
4) равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
5) сбалансированность бюджета, т. е. расходная часть бюджета должна быть равна его доходной части;
6) эффективность использования бюджетных средств;
7) покрытие расходов бюджетов, т. е. все расходы бюджета должны покрываться его доходами и поступлениями из источников финансирования его дефицита;
8) прозрачность, т. е. вся информация публикуется и должна быть в открытом доступе для граждан;
9) достоверность, т. е. верность всех показателей;
10) адресность и целевой характер бюджетных средств, т. е. выделенные средства даются на конкретную цель;
11) подведомственность расходов бюджетов, т. е. бюджетные средства получаются исключительно от главного распорядителя;
12) единство кассы, т. е. все поступления и выплаты кассы происходят с единого бюджетного счета.
Также существует еще понятие бюджетного устройства, которое состоит из структуры бюджетной системы Российской Федерации, бюджетной классификации (на основании которой происходит рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней) и принципов бюджетной системы страны [16].
Структура бюджета позволяет установить желаемую иерархию для бюджетных статей доходной и расходной частей.
Как уже было сказано ранее, бюджет страны состоит из доходов и расходов.
Доходами признаются все денежные средства, поступившие в бюджет, за исключением средств от источников финансирования дефицита бюджета. Они формируются на основании бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства об иных обязательных платежах и законодательства о налогах и сборах. К доходам относятся налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Доходы бюджета поступают на счета органов Федерального казначейства для их дальнейшего распределения в соответствии с утвержденными нормами [16].
К расходам относятся денежные средства, которые выплачиваются из бюджета, кроме средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Данные средства предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства, а также органов местного самоуправления [16]. При планировании бюджета устанавливается целесообразное соотношение централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, устанавливаются объемы финансовых ресурсов предприятий и степень их участия в образовании доходов бюджета [16]. Таким образом, роль бюджетной системы весьма велика. С ее помощью обеспечивается деятельность органов власти, в полной мере выполняются все возложенные на них обязанности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лавров А.М. Логика и перспективы бюджетных реформ в России: в поисках «оптимальной децентрализации». Цикл публикаций и документов (1998–2019 гг.).— Москва: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.— 832 с.— ISBN 978–5–7598–2011–6.
2. Мохнаткина Л.Б. О развитии понятийного аппарата межбюджетных отношений в соответствии с реалиями межбюджетного перераспределения // Азимут научных исследований: экономика и управление.— 2019.— Т. 8.—№ 3 (28).— С. 266–269.— ISBN 2309–1762.— DOI: 10.26140/anie 2019–0803–0063
3. Perez-Sebastian F., Raveh O. The natural resource curse and fiscal decentralization. American Journal of Agricultural Economics. 2016; 98(1): 212–230. DOI: 10.1093/ajae/aav051
4. Ligthart J.E., van Oudheusden P. The fiscal decentralisation and economic growth nexus revisited. Fiscal Studies. 2017;38(1):141–171. DOI: 10.1111/1475–5890.12099
5. Harguindéguy J.B.P., Cole A., Pasquier R. The variety of decentralization indexes: a review of the literature / Regional and Federal Studies.— 2019.— DOI: 10.1080/13597566.2019.1566126
6. Di Bella G., Dynnikova O., Grigoli F. Fiscal federalism and regional performance in Russia. Russian Journal of Economics. 2018;4(2):108–132. DOI: 10.3897/j.ruje.4.27741
7. Голованова Н.В. Межбюджетные трансферты: многообразие терминов и российская прктика // Финансовый журнал.— 2018.— № 2.— С. 24–35.— ISSN 2075–1990.— DOI: 10.31107/2075–1990–2018–2–24–35
8. Тимушев Е.Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России // Финансовый журнал.— 2019.— № 6.— С. 27–42.— ISSN 2075–1990.— DOI: 10.31107/2075–1990–2019–6–27–42
9. Печенская М.А. Межбюджетные отношения: состояние, регулирование, оценка результативности: монография.— Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. 164 с.
10. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н., Бахтизин А.Р. и др. Политика регионального развития в современной России: приоритеты, институты и инструменты.— Москва: ИЭ РАН, 2018.— 250 с.— ISBN 978–5–9940– 0631–3.
11. Ускова Т.В. О потенциале развития российских территорий // Проблемы развития территории.— 2018.— Т. 97.— № 5.— С. 7–17.— ISSN 2076–8915.— DOI: 10.15838/ptd.2018.5.97.1
12. Молчанова Н.П. Трансформационные процессы в управлении региональной экономикой // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.— 2019.— Т. 104.— № 2.— С. 119–129.— ISSN 2413–2829.— DOI: 10.21686/2413–2829–2019–2–119–129
13. Кузнецова О.В. Проблемы выбора приоритетов пространственного развития // Вопросы экономики.— 2019.— № 1.— С. 146–157.— ISSN 0042–8736.— DOI: 10.32609/0042–8736–2019–1–146–157
14. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики.— 2019.— № 1.— С. 135–145.— ISSN 0042–8736.— DOI: 10.32609/0042–8736–2019–1–135–145
15. Бухвальд Е.М., Валентей С.Д., Одинцова А.В. Экономические проблемы федерализма, региональной политики и местного самоуправления // Вестник Института экономики Российской академии наук.— 2020.— № 1.— С. 51–76.— ISSN 2073–6487.— DOI: 10.24411/2073–6487–2020–10003
16. Особенности бюджетной системы Российской Федерации. Антонян М.Г.//В сборнике: Современная наука: традиции и инновации. Сборник научных статей по итогам II молодежного конкурса научных работ. Волгоград, 2020. С. 36-38.
17. Проблемы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации. Магомедов М.А., Омаров З.З.// Самоуправление. 2021. № 1 (123). С. 315-319.