Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что экстремистская деятельность сегодня признана одним из основных источников угрозы для государственной и общественной безопасности.
Ряд специалистов и ученых считают, что экстремизм - одна из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества и многих государств, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений (крайняя форма - терроризм), которые ведут к нарушению гражданского мира и согласия, подрывают общественную безопасность.
В Российской Федерации экстремистская деятельность находится под запретом, а соблюдение этого запрета - под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена в т.ч. обширным многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. Рассмотрим правовую основу такого противодействия.
В последнее десятилетие актуальным направлением деятельности полиции становится противодействие экстремистской деятельности (в том числе ее финансированию), в связи с чем в штатной структуре полиции формируются специально уполномоченные подразделения (Центр противодействия экстремизму) МВД России. Так, в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ (Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»…) на полицию возлагаются обязанности принимать в соответствии с федеральным законодательством меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан. Указанная обязанность сотрудников правоохранительных органов (полиции) является крайне важной в свете распространения в последние годы правонарушений и проявлений экстремистской направленности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с борьбой с экстремизмом.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, устанавливающие уголовно-правовые средства борьбы с экстремизмом, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью настоящей работы является анализ проблем уголовно-правовой борьбы с экстремизмом.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие и сущность в законодательстве РФ экстремизма и экстремистской деятельности;
• Изучить борьбу с экстремистской деятельностью и ответственность за ее осуществление;
• Исследовать актуальные вопросы борьбы с экстремизмом в российском праве;
• Проанализировать борьбу с экстремизмом на международном уровне.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие экстремистской деятельности и борьба с ней
1.1 Экстремизм и экстремистская деятельность, понятие и сущность в законодательстве РФ
В 2002 году был принят Федеральный закон N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Его принятие положило начало формированию в нашей стране целой системы антиэкстремистского законодательства. С момента принятия и вступления в силу рассматриваемого Закона прошло мнадцать лет лет - это достаточно большой срок, дающий возможность оценить его сильные и слабые стороны, а также определить перспективы реформирования и совершенствования. Экстремизм, как и наиболее опасная его разновидность - терроризм, это угрозы, с которыми сталкиваются практически все современные государства. Однако формы и методы противодействия ему в разных странах существенно различаются. Россия, а вслед за ней и многие страны СНГ пошли путем принятия специального Закона, закрепляющего легальное определение экстремизма, определяющего принципы и направления противодействия экстремистской деятельности.
Сам факт принятия специального Закона о противодействии экстремизму говорит о понимании большой опасности этого явления и необходимости комплексной, системной работы по борьбе с ним. Было принято решение бороться не с отдельными его проявлениями, которые образуют составы преступлений и преследуются в рамках Уголовного кодекса РФ, а создать и законодательно закрепить целостную концепцию противодействия экстремизму.
В основе ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» лежит идея о том, что экстремизм может иметь разные формы, не только криминальные. Особое внимание в Законе уделено профилактике как одному из главных направлений противодействия экстремизму. ФЗ N 114-ФЗ имеет небольшой объем и, конечно, не может претендовать на всеобъемлющее регулирование в данной сфере. Но он стал системообразующим элементом, стержнем, вокруг которого сформировался целый массив антиэкстремистского законодательства. Принципиально важно и то, что он впервые закрепил официальное определение экстремизма. Сам факт легального определения такого сложного и многогранного социального явления можно считать достижением отечественного законодательства и юридической науки.
Если говорить о практике реализации антиэкстремистского законодательства, то за прошедшие полтора десятка лет российская власть продемонстрировала достаточно принципиальный и твердый подход. Можно утверждать, что результатом реализации данного законодательства стало пресечение внушительного количества проявлений организованной экстремистской деятельности в нашей стране. Практически полностью ликвидированы неофашистские организации, которые открыто действовали в 90-е годы, минимизированы проявления межнациональных и межэтнических конфликтов, большая работа проделана по ликвидации радикальных религиозных течений, проявления политического экстремизма в настоящее время незначительны. Важно, что к противодействию экстремизму подключились также органы местного самоуправления.
Говоря о достижениях в сфере противодействия экстремизму, нельзя не сказать и об определенных издержках. С самого начала формирования в России антиэкстремистского законодательства высказывались опасения по поводу того, что оно может стать средством борьбы с оппозицией, может привести к ущемлению личных и политических прав и свобод граждан.
Провести грань между экстремизмом и допустимыми формами общественно-политической и культурной жизни людей - достаточно сложная задача. Законодательное определение экстремизма основано на оценочных понятиях, таких как «рознь», «ненависть», «превосходство», «неполноценность» и т.д. Закрепив в официальном определении экстремизма субъективно воспринимаемые оценочные признаки, законодатель заложил предпосылки для произвольного правоприменения, полагая, что на практике будет найдена оптимальная их трактовка. Однако оптимальная трактовка оценочных признаков в правоприменительной практике до сих пор не найдена и требует многолетней кропотливой работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1999 г.) // «Бюллетень международных договоров», N 5, 2003.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3031.
6. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Собрание законодательства РФ, 04.07.2011, N 27, ст. 3872.
7. Письмо ФНС России от 3 октября 2016 г. N ОА1817/1027 «О мерах по осуществлению контроля за обращением криптовалют» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 N 2480-О // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 41 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2017.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2011.
11. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Механизм противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в Российской Федерации // Юридический мир. 2014. N 12. С. 59 - 63.
12. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Преступность террористического характера и экстремистской направленности в РФ: состояние и тенденции правового регулирования // Российский судья. 2018. N 8. С. 24.
13. Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2(42). С. 11.
14. Глухов Е.А., Строков С.А. Незаметный экстремизм... или О профилактике вербального экстремизма в армии // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 1. С. 14.
15. Добаев И.П., Добаев А.И. Особенности финансирования террористических структур в Северо-Кавказском регионе // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. М.: ЗАО «Издательство «Современная экономика и право», 2016. N 4. С. 40.
16. Еремин Д.Н. Методика расследования преступлений, связанных с политическим экстремизмом: на материалах Северо-Кавказского региона: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2016. С. 8.
17. Иванов П.И., Беляева Т.Н. К вопросу о совершенствовании системы противодействия финансирования экстремистской деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 3(43). С. 95 - 100; Иванов П.И., Беляева Т.Н. Оперативно-разыскное противодействие финансированию экстремистской деятельности // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 4(44). С. 187 – 192.
18. Иванов П.И. Противодействие финансированию терроризма и экстремизма (в аспекте международного сотрудничества) // Безопасность бизнеса. 2019. N 4. С. 45 - 50.
19. Ищенко С.А. Административно-правовые и другие аспекты экстремизма в современном обществе (история, становление и развитие) // Административное право и процесс. 2018. N 5. С. 18.
20. Капинус О.С. Деятельность прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму: состояние и проблемы // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2017. № 3 (59). С. 5;
21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. Разделы X - XII: в 4 т. (постатейный) / А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова, В.А. Давыдов и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2017.
22. Латухина К. Деньги анонима // Российская газета. 2017. 11 октября.
23. Манукян А.Р. К вопросу об экстремизме по мотивам национальной вражды и ненависти: методы противодействия // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. N 5. Ч. 1. С. 155.
24. Оганесян С.С. О правовом регулировании проблем религиозного экстремизма и терроризма // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. N 2. С. 28.
25. Родина М.Е. Экстремизм и экстремистская деятельность как политико-правовые категории // Российский следователь. 2016. N 20. С. 27.
26. Сальников Е.В., Сальникова И.Н. Инновационные направления деятельности органов местного самоуправления по профилактике экстремизма (экономический и правовой аспекты) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 7. С. 24.
27. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2016 г.: Информационно-аналитическая записка / Под общ. ред. О.С. Капинус; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2017. С. 102 – 103.
28. Чудинов С.И. Экстремизм в глобальном обществе риска. М., 2016. С. 9.