Фрагмент для ознакомления
2
Резвившиеся производительные силы приходят в противоречие со ста-рыми производственными отношениями, которые уже тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Тогда происходит со¬циальная революция, и производственные отношения скачкообраз¬но качественно изменяются. Они становятся такими, что соответ¬ствуют уровню развития производительных сил. Так, например, происходит буржуазная революция, и феодальные про-изводственные отношения меняются на капиталистические, а феодальная формация переходит в капиталистическую.
Каждой общественно-экономической формации соответствует особый тип государства. Под историческим типом государства по¬нимается совокуп-ность существенных признаков и свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определённой общественно-экономической фор¬мации. В данном подходе выделяются сле-дующие типы государства:
1. Рабовладельческий тип государства — исторически первая госу-дарственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовла-дельческое государство — это организация политической вла¬сти господ-ствующего класса в рабовладельческой общественно-эко¬номической форма-ции. Важнейшая функция этого государства — за¬щита собственности рабо-владельцев на средства производства.
2. Феодальный тип государства — результат гибели рабовладель-ческого строя и возникновения феодальной общественно-экономи¬ческой формации. Такое государство является орудием классового господства фео-далов. С помощью государства за ними закрепляются многочисленные при-вилегии. Государство обеспечивает право господ¬ствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.
3. Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной гос-ударственности. Данный тип государства функционирует на базе производ-ственных отношений, основанных на частной собствен¬ности на средства про-изводства и юридической независимости ра¬бочих от эксплуататоров. По утверждениям марксистов, буржуазный тип государства — последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистиче-ского общества обуслов¬ливают неизбежность пролетарской революции и пе-реход государ¬ственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых ра-бочим классом и его партией.
4. Социалистический тип государства возникает в результате социа-листической революции, которая уничтожает отношения част¬ной собствен-ности и основанную на данных отношениях государствен¬ность. Новое госу-дарство создаёт такую систему экономических от¬ношений, которая базирует-ся на общественной собственности на орудия и средства производства, пред-полагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей .
Формационный подход к типологизации носит европоцентрист¬ский ха-рактер. Он вполне удачно применяется к государствам Европы, но не остального мира. Теоретическая модель последовательной сме¬ны формаций малоприменима для азиатских стран. Там действует, как писал сам К. Маркс, азиатский способ производства. Следовательно, в этом регионе должны су-ществовать государства иного типа, чем в Европе.
В результате представителями данного подхода были выделены три периода в истории человечества, которым соответствовали общественные макроформации.
Во-первых, первичный или архаичный тип общества, в котором отсут-ствует эксплуатация одного класса другим. Такое общество еще принято бы-ло называть доклассовое.
Во-вторых, вторичный или экономический. Это общество, в основе ко-торого находились частная собственность, эксплуатация, товарное производ-ство, поэтому это классовое общество, в котором один класс угнетал другой. Государственно-организованное общество, по мнению Карла Маркса, пред-ставляет собой «элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие исторические периоды, расположен-ные внутри нее: азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства» . Так, например, в рабовладельческом обществе основу бази-су составляла частная собственность на рабов и орудия производства, в фео-дальном обществе - собственность на землю, поэтому основными классами были феодалы и крепостные крестьяне, в буржуазном государстве - соб-ственность на средства производства, в первую очередь на фабриках и заво-дах, поэтому слоями-антагонистами выступала буржуазия и пролетариат (рабочие).
В-третьих, третичный или коммунистический, который возвращается к первичному типу, поскольку исключает эксплуатацию классов, но это обще-ство получило уже наименование бесклассового. Средства производства принадлежат не отдельному классу, а всему обществу.
Как следует из анализа формационного подхода, ведущим критерием в его основе стал «экономический характер жизнедеятельности общества», то есть экономические факторы, которые «базируются, прежде всего, на част-ной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации» .
Таким образом, формационный подход представляет собой законо-мерную смену исторических типов государств в связи с изменениями эконо-мического базиса, а также производственных отношений и классовой струк-туры.
Понятие «цивилизация» распространилось в европейской науке в эпоху рационализма, и с того времени было очень многозначным, как и понятие «культура». С учётом этого фактора учеными Восто¬ка и Запада и разраба-тывается на сегодняшний день цивилизационный подход к типологии госу-дар¬ства. В своих научных работах они опираются на труды таких крупней-ших философов и социологов, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эй-зенштадт, П. Сорокин, М. Зингер и другие, которые осуще¬ствили огромный задел для будущего развития данного подхода.
В общем виде понятие цивилизация (с лат. civilis - гражданский, обще-ственный) можно опреде¬лить как «социокультурную систему, обеспечиваю-щую высокую степень дифференциации жизнедея¬тельности в соответствии с потребностями сложного прогрессирующего общества и вместе с тем под-держивающего его необходимое слияние через создание регулируемых ду-ховных и культурных факто¬ров, а также необходимой иерархии структур и ценностей» .
Цивилизационный подход основан на появлении в том или ином реги-оне мира общества (цивилизации), которое характеризовал определенный тип экономических отношений, политики, культуры, идеологии, а также ре-лигии и обычаев. Они и предопределяли формирование отдельной и уни-кальной цивилизации.
В доктрине принято обращать внимание на то, что в основе цивилиза-ционного подхода лежит именно культура, которая выступала «специфиче-ским способом бытия народа» и только совокупность родственных культур формировала цивилизацию.
Основы цивилизационного подхода были сформирован известным ан-глийским ученым А. Тойнби, который и предложил концепция отдельных культур-цивилизаций , отмечая в своей работе, что не все из них сохрани-лись до нашего времени. По его оценкам только восемь цивилизаций про-должают свое развитие сегодня, в том числе китайская и индийская, западная и православная, а также исламская .
Цивилизационный подход к типологизации государств получил широ-кое распространение в современной науке. Основанием типологизации вы-ступают различные цивилизации. По современным на¬учным представлениям, все народы мира разделены на несколько цивилизаций. Цивилизация — это отдельный социокультурный мир, совокупность народов, родственных по своей культуре на конкретном этапе их развития. Учение о цивилизации раз-рабатывалось многими учеными. Его представителями в России были Н.Я. Данилевский и Л.Н. Гумилёв, а на Западе — О. Шпенглер и А. Тойнби, Са-мюэль Хантингтон, Фрэнсис Фукуяма.
Государства классифицируются на типы в зависимости от их при-надлежности к различным цивилизациям. При этом каждой цивили¬зации из присуще относительно замкнутое и локальное состояние общества, отлича-ющееся общностью культурных, экономических, религиозных, психологиче-ских и других факторов. Каждая цивилиза¬ция придаёт устойчивую общность всем государствам, существующим в её рамках.
Цивилизации определяются общностью признаков: язык, религия, ис-тория, обычаи, социальные и политические институты, правовые системы. В современном мире можно выделить следующие типы ци¬вилизаций:
1) западная (европейская, североамериканская);
2) кон¬фуцианская (Китай, Монголия, Корея);
3) японская;
4) исламская;
5) индусская;
6) православно-славянская;
7) латиноамериканская;
8) африканская .
Сторонники цивилизационного подхода к обществу утверждают, что каждому типу цивилизации присущ и определённый тип государства. По-этому выделяются следующие типы государств:
1) западное;
2) конфуцианское;
3) японское;
4) исламское;
5) индус¬ское;
6) православно-славянское;
7) латиноамериканское;
8) афри¬канское .
В науке Западной Европы, как правило, государства систематизируют по характеру взаимоотно¬шений между государственной властью и индиви-дом. В соответствии с этим признаком выделяют два типа государственности: автократический и демократический. Г. Кельзен говорил, что в основе типо-логизации современных государств лежит идея политического плюрализма. В зависимости от места, за¬нимаемого индивидом в создании правопорядка, различают два типа государств. Если индивид не при¬нимает активного уча-стия в создании правопорядка, то это автократия, если да - демократия. В отвле¬чении от других типологических признаков государства, Г. Кельзен фокусирует внимание на человече¬ском факторе, в основном и определяющим демократизм государственной власти .
Иное объяснение типологии государств даёт американский учёный Р. Макайвер. Он выделяет два типа государств:
1) династические (антидемократические), где государство не выражает воли зна¬чительного большинства населения;
2) в которых государство отражает волю всего народа или его большей части - демократические. В первую группу Р. Макайвер включает «классово-контролируемые государства», а также государства, завуалированные под демократические, в которых правительство формируется элитой общества. Во вторую группу он отнёс те современные государства, в которых от-ношения между гражданином и властью построены на началах взаимообя-занности и справедливости, где государство обеспечивает человеку макси-мальную независимость . Немецкий философ Р. Дарендорф подразделял все государства на демократические и антидемократические. Он сделал вы¬вод, что после постепенной демократизации на смену обществу классовой борьбы приходит общество граждан, в котором нет неравенства, однако создана об-щая основа для всех . Сегодня одним из самых распространённых направ-лений в цивилизационном подходе является так называемое тех¬нологическое направление, следуя которому, тип государства связывается с той стадией научно - технического прогресса и уровня жизни населения, которая опреде-ляется оказанием услуг и потребле¬нием .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Список научной и учебной литературы, материалы периодической печати
2. Архипов, Б.А. Формационный подход к социально–экономической типологии стран мира / Б.А. Архипов // Вестник Челябинско-го государственного университета. – 2019. – № 8 (430). – С. 98–101.
3. Бурский, И.Г. Цивилизационный подход в типологии государств / И.Г. Бурский // Роль и значение современной науки и техники для развития общества. сборник статей международной научно–практической конферен-ции: в 3 частях. 2017. – С. 8–11.
4. Бялт, В.С. Теория государства и права / В.С. Бялт. – СПб: Санкт–Петербургский университет МВД РФ, 2019. – 671 с.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – Москва : Омега-Л, 2018. – 342 с.
6. Грачев, Н. И. Генезис и основное содержание концепции прав че-лов. с по¬зиций цивилизационного подхода / Н.И. Грачев // Вестник Восточ-но–Сибирской открытой академии. – Красноярск : Восточно–Сибирская от-крытая академия. – 2018. – № 27.
7. Григонис, Э.П. Классификация государств по отношению к рели-гии / Э.П. Григонис, В.М. Чибинёв // Мир юридической науки. – 2012. – № 7. – С. 4–9.
8. Добронос, В.А. К вопросу о теократической модели взаимоот-ношений государства и церкви / В.А. Дубонос // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2019. – Т. 4. – № 11–1. С. 281–284.
9. Звонарёва, О. С. О цивилизационном подходе в теории государ-ства и права / О.С. Звонарева // Известия высших учебных заведений. Право-ведение. – СПб. : Изд–во СПбГУ. – 2003 – № 4(249). – С. 173–180.
10. Зиянгирова, Д.И. О классификациях светских государств / Д.И. Зиянгирова // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 4 (143). – С. 90–91.
11. Ильченко, В.Н. Особенности классификации государственно–конфессиональных отношений в юридической литературе / В.Н. Ильченко, К.С. Бесалова // В сборнике: Право и личность: история, теория, практи-ка. Сборник научно–методических работ кафедры права, экономики и мето-дики их преподавания Института общественных наук УрГПУ. – 2019. – С. 92–98.
12. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Ма-тузов, А. В. Малько. – Москва : Юристъ, 2018. – 512 с.
13. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Ла-зарева. – Москва : Юристъ, 2016. – 472 с.
14. Оганесян, А.К. Теократические государства: политико–правовой и конституционно–правовой аспекты / А.К. Оганесян // Конституция Россий-ской Федерации: теория и практика реализации. Сборник материалов Все-российской научно–теоретическойконференции. Ответственные редакторы А.Н. Осяк, Ю.В. Капранова. – 2018. – С. 149–153.
15. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. – Екатеринбург, 2017. – 651 с.
16. Погосян, В. Г. Феномен модернизации в свете цивилизационного и формаци¬онного подходов / В.Г. Рогосян // Социальная политика и социо-логия. – М. : Изд–во Российского государственного социального университе-та. – 2016. – Т. 15. – № 2(115). – С. 138–146.
17. Сибилев, Д.В. Цивилизационный подход к типологии государств: его достоинства и недостатки / Д.В. Сибилев // Актуальные вопросы научной и научно–педагогической деятельности молодых учёных. Сборник научных трудов всероссийской заочной научно–практической конференции. Под об-щей редакцией Е.С. Ефремовой. – 2015. – С. 54–59.
18. Соловьев, С. А. От Данилевского к Шпенглеру: развитие цивили-зационного подхода к типологии государств / С.А. Соловьев // Мир полити-ки и социологии. – 2015. – № 10. – СПб. : Фонд содействия науке и образо-ванию в области правоох¬ранительной деятельности «Университет». – С. 76–79.
19. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 638 с.
20. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть / под общ. ред. А.П. Альбова, С.В. Николюкина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 576 с.
21. Федоров, Н. Цивилизационный подход к типологии государства / Н.Федоров // Формирование экономики знаний в россии: вузы, предприятия и институты. Материалы научной конференции студентов и молодых ученых НИМБ. Научная редакция: Гуськова И.В., Шагалова Т.В., 2015. – С. 179–180.
22. Федотова, Е.С. Формационный подход в типологии государства / Е.С. Федотова // Право молодых. Сборник трудов международного образо-вательного форума: в 2–х частях. Под редакцией М.С. Трофимова. – 2016. – С. 64–65.
23. Шауро, И. Г. К вопросу о типологии Российской Федера¬ции / И.Г. Шауро, А.П. Забайкалов // Вопросы российского и международного права. – 2017. – Т. 7. – № 10. – М. : Аналитика Родис. – С. 64–71.
24. Яковенко, Е.Д. О цивилизационном подходе к типологии госу-дарства / Е.Д. Яковенко //Инновационное развитие: потенциал науки и со-временного образования. сборник статей IV Международной научно–практической конференции. – 2019. – С. 93–94.