Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Тема рабочее время, имеет на сегодняшний день особую значимость.
Указанная тема представляет как теоретический, так и практический интерес в связи с тем, что на современном этапе развития в результате перехода к экономике знаний, развитию информационного общества приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации. «Тенденции гуманизации экономики, проявляющиеся в сочетании объективных потребностей функционирования экономики с интересами человека и развитием его творческой, созидательной активности, определяют целесообразность полагать, что экономическую природу современного общества составляет не только материальная, но и духовная форма общественного богатства, в структуре которого постоянно возрастает значимость его личностной составляющей. Вследствие этого индивид перестает выступать в роли фактора, лишь обслуживающего экономический рост».
Происходят трансформации характера и содержания труда, а также мотивации работников к трудовой деятельности. Участники рынка труда все больше ощущают потребность в гибкости рабочего времени. В связи с этим применяемые традиционные модели рабочего времени уже не могут в полной мере отвечать на запросы субъектов социально-трудовых отношений. У работников все меньше желания осуществлять свою трудовую деятельность в режиме восьмичасового рабочего дня, отдавая предпочтения большей независимости в отношении организации рабочего времени. Поэтому изучение современных тенденций организации рабочего времени является весьма актуальным.
Объектом исследования являются нормы, регулирующие порядок и правовые основы режима рабочего времени, закрепленные в действующем законодательстве.
Предмет исследования составляют материалы учебной и научной литературы, посвященные режимам рабочего времени, а также законодательные акты, закрепляющие их.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие режим рабочего времени, его виды и особенности.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотреть понятие и сущность рабочего времени;
- исследовать правовое регулирование данного института трудового права;
- провести анализ норм законодательства относительно режима ненормированного рабочего времени;
- рассмотреть дистанционный режим рабочего времени.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком литературы.
Глава 1. Общая характеристика рабочего времени
1.1. Понятие и сущность рабочего времени. Правовое регулирование режима рабочего времени
Право на труд и право на отдых являются конституционными правами граждан Российской Федерации, закрепленными в ст. 37 Конституции РФ. В данной статье как неотъемлемое право каждого человека провозглашается право на отдых, обеспечение которого осуществляется законодательным ограничением продолжительности рабочего времени, а также правовым регулированием всех видов и условий предоставления времени отдыха.
Понятие рабочего времени изучается различными науками: правом, социологией, философией, психологией. С точки зрения экономики – рабочее время — это периоды, в течение которых непосредственно выполняется работа, т.е. любые перерывы не учитываются, они рассматриваются как потери рабочего времени.
Юридическое определение рабочего времени закреплено в ст. 91 ТК РФ , на основании которой рабочее время – это период, в течение которого работник, на основании правил внутреннего трудового распорядка и условий трудового договора должен выполнять свои трудовые обязанности. Также к рабочему времени относятся: время простоя, т.е. временной приостановки работы по техническим, организационным, экономическим и иным причинам. Перерывы для принятия пищи в месте выполнения работы, если по условиям производства невозможно установить перерывы для отдыха и питания включаются в рабочее время, также в рабочее время входят и другие периоды.
Обратим внимание на точку зрения А.Я. Петрова, который предлагает заменить понятие «рабочего времени», термином «время труда». Исследователь объясняет это тем, что этимологически термин «рабочий» характеризует человека, принадлежащего к классу наемных работников, занятых производительным или подсобным трудом. Либо характеризует предмет как относящийся к рабочим, состоящий из рабочих, принадлежащий, свойственный им, например, рабочий класс, рабочее движение, рабочий человек, рабочая сила. Данное предложение, по нашему мнению, представляет в большей мере интерес для теоретических научных дискуссий, нежели для практической реализации. Также в своем предложении А.Я. Петров активно использует марксистко-ленинской подход, когда пишет о том, что термин «рабочий» характеризует предмет, относящийся к рабочему классу. Формально классового деления в обществе в России сегодня нет, в связи, с чем данное предложение практического значения не имеет .
На основании ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять не более 40 часов в неделю, но при этом необходимо учитывать возможность установление ненормированного рабочего дня. Так, на основании ст. 101 ТК РФ отдельные категории работники могут эпизодически привлекаться к выполнению трудовых обязанностей за пределами, установленной для них продолжительности рабочего времени.
У некоторых категорий работников продолжительность рабочего времени наоборот установлена меньше, чем 40 часов, например, у преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу 36 часов, у учителей-дефектологов и учителей - логопедов 20 часов.
Одной из ключевых проблем, связанных с рабочим временем является контроль. Контроль за рабочим временем позволяет выявить лиц, нарушающих трудовую дисциплину, например, опаздывающих и прогуливающих лиц, а также более обоснованно походить к вопросам оплаты труда. Существуют различные методы контроля и фиксации времени нахождения сотрудника на работе и выполнения им трудовых обязанностей. Например, анализ выполненных задач в период между включением и выключением компьютера, анализ времени телефонных переговоров с клиентами, партнерами и контрагентами, получение скриншотов рабочего стола в течение рабочего дня с помощью специализированных программ, а также выявление присутствия (отсутствия) на месте в рабочее время с использованием видеонаблюдения. Использование различных методов контроля должно в первую очередь отвечать требованиям законности и обоснованности.
К проблеме правового регулирования рабочего времени можно отнести отсутствие в законодательстве минимальных и максимальных временных отрезков в определении пределов труда. Как правило, разрешением данной проблемы является установление в два раза уменьшенной нормы продолжительности рабочего времени. Представляется, что такая норма учитывает интересы и работника, и работодателя.
Кроме этого, на наш взгляд, является актуальной проблема, с которой на практике сталкиваются стороны трудовых отношений - это содержащиеся в законе категории «эпизодически» и «при имеющейся необходимости». Эти понятия являются неопределенными на законодательном уровне, и вследствие этого пробела в трудовом законодательстве работодатель может привлекать работника к выполнению трудовых функций практически в любых случаях и в любое время. Если режим рабочего времени, введенный на производстве, полностью ничем не отличается от остальных работников, то нет необходимости указывать этот пункт в договоре . В соответствии с ст.57 ТК РФ в отношении отдельных категорий трудящихся на предприятиях установлен режим, по которому определяются условия рабочего времени, объективно отличающийся от общепринятых правил, это условие является обязательным для включения в трудовое соглашение. Немаловажным остается утверждение, что привлекать работников к условиям ненормированного рабочего дня необходимо в ситуациях, не требующих отлагательств либо с письменного согласия самого работника, но только на конкретное время, «эпизодически», чтобы не создало угрозу самому трудящемуся. В Трудовом кодексе Российской Федерации указывается, что если у работников одинаковый для всех режим работы, то нет необходимости указывать на то в трудовом или коллективном договоре.
Однако, если для некоторых работников установлен индивидуальный рабочий график с ненормированным рабочим днем, то данное условие является обязательным для внесения его в трудовой договор. Необходимо учесть, что привлечение к работам в ненормированных условиях труда должно осуществляться с применением понятия эпизодически и лишь в исключительных случаях. Но ни в Трудовом кодексе, ни в каком-либо другом нормативном акте не регулируется максимальное количество эпизодов привлечения работников к труду.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Российская газета", N 162, 31.07.2004.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.07.2020). «Российская газета», № 303, 31.12.2012.
5. Приказ МВД России от 01.02.2018 N 50 (ред. от 24.11.2020) "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50460) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.03.2018.
6. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 101–112.
7. Закалюжная Н.В. Институт рабочего времени в условиях современных трудовых отношений // Вестник Брянского государственного университета. 2018(2). С. 282-286.
8. Заковенко Г.О. Рабочее время и время отдыха: проблемы в правовом регулировании // Вопросы студенческой науки. Выпуск №4 (32), апрель 2019. С. 290-293.
9. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов // Открытое образование. 2020. С. 24(3). С. 56–66.
10. Передерин С.В. Правовое регулирование режима ненормированного рабочего времени: плюсы и минусы // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2021. № 1. С. 70-79.
11. Трудовое право: учебник для прикладного бакалавриата / В. Л. Гейхман [и др.]; под ред. В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. 382 с.
12. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. Т. 24. № 5. 2020. С. 72-81
13. Экономика труда: учебник для академического бакалавриата / М. В. Симонова [и др.]; под общ. ред. М. В. Симоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. 259 с.
14. Якушева М.С., Герман М.В., Бурыхин Б.С. Сравнительный анализ традиционных и гибких моделей организации рабочего времени // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 42. С. 129-138.
15. Аналитический доклад Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_%D0%94 %D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4.pdf. (дата обращения: 01.07.2021г.)