Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Современная политическая система представляет собой основу существования современного государства. Само государство невозможно представить без системы разделения властей. Оптимально выстроенная структура государственной власти и эффективное взаимодействие всех органов государственного управления являются необходимым условием успешного развития. От того, насколько компетентно выстроена политическая система, в рамках которой функционируют три ветви власти, зависит будущее государства и общества.
Особенности политической системы и принцип разделения властей имеют значение в контексте развития оптимального баланса сил между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Возможности исполнительных органов государственного управления не должны нивелировать значение двух других ветвей власти, но необходимо поддерживать независимость каждой из них, создавая систему сдержек и противовесов.
Для Российской Федерации вопрос эффективности и демократичности власти имеет большое значение в контексте относительной новизны проекта строительства демократических институтов страны. Также, в настоящее время сформировалась тенденция к смещению баланса сил в пользу одной из ветвей власти, а, следовательно, система требует дальнейшего совершенствования.
На протяжении всего развития современной России эффективность структур государственного управления тесно связана с проблемой дальнейшего реформирования административной системы. В этой связи важным представляется как анализ процессов реформ, так и проблем и путей их решения.
Процесс реформ должен вести к формированию и совершенствованию системы органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне, а, в конечном счете, привести к более эффективному правительству, координирующему работу каждого федерального органа.
Степень изученности проблемы. Вопросы политической системы хорошо изучены в теоретической части. Среди работ можно выделить труды Г. Алмонда, Дж. Пауэлла , Д. Истона , в которых излагаются основы теории политических систем, Ш. Монтескье , основы теории разделения властей излагаются в труде В. Комаровского , а также в научных статьях А. Мелконяна , М. Геворкяна , В. Пахомова .
Также, можно выделить материалы касательно формирования принципа разделения ветвей власти в России. Среди них отметим работы С. Матросова, В. Петрова , Н. Магомедовой , Т. Ремингтона .
Вместе с тем, в силу незавершенности процесса реформирования политической системы в современной России остаются актуальными вопросы изучения возможностей дальнейшего укрепления принципа разделения властей.
Объектом исследования выступает Россия.
Предметом исследования является политическая система Российской Федерации.
Целью исследования является выявление проблем развития политической системы России.
Основными задачами работы являются следующие:
1) определить сущность политической системы, принцип разделения властей для современного государства;
2) выявить взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти - механизм и особенности различных политических систем;
3) охарактеризовать конституционное закрепление принципа разделения властей в России;
4) определить противоречия взаимодействия ветвей власти в России.
Анализ источников. К числу источников исследования относятся нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ , Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , Федеральные законы о правительстве Российской Федерации и о политических партиях .
Методы исследования. В работе использованы комплексный, сравнительный, исторический методы, метод анализа документов и другие.
Глава 1.Теоретико-методологическая база изучения политической системы
1.1. Сущность политической системы и принцип разделения властей для современного государства
Политическую систему общества можно определить как «сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть» .
Д. Истон рассматривал политическую систему как «саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, реагирующий через вход и выход на поступающие извне импульсы. Через вход она принимает сигналы двоякого свойства - требования (конструктивные и деструктивные) и поддержки (или протесты). Требования могут возникать не только в окружающей среде, но и внутри системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, в готовности к воинской службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам. Требования и поддержка должны учитываться политической системой в соответствующих структурах. Сигналы на выходе - это решения и политические действия, оказывающие влияние на окружающую среду. Они вызывают у среды либо поддержку властей, либо новые требования. Несоответствие решений ожиданиям значительной части населения может вызвать полный или частичный кризис политической системы» .
Другой американский политолог, Г. Алмонд, отмечал, что каждый политический институт имеет собственную, присущую именно ему, политическую роль. Политическая система выполняет общую для всех ее элементов функцию политической социализации, однако помимо этого имеется много иных функций, которые выполняют только те или иные политические институты. В частности, политические партии должны выполнять функцию интеграции политических интересов. Средства массовой информации обеспечивают массовую коммуникацию и являются инструментом формирования общественного мнения. На выходе образуются специфические продукты, которые присущи тому или иному политическому институту. Например, органы законодательной власти формулируют те правила, по которым выстраивается общественно-политическая жизнь. Имплементация этих правил является обязанностью исполнительной ветви власти, в то время как судебная ветвь власти осуществляет контроль над их исполнением .
Разделение властей представляет собой основной принцип формирования системы управления современного государства. Согласно этому принципу, государственная власть должна осуществляться посредством законодательной, исполнительной и судебной властями, который являются независимыми друг от друга и при этом, благодаря системе сдержек и противовесов, уравновешивать и балансировать друг друга, формируя равнозначные ветви власти. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности .
Принцип разделения властей подразумевает следующие характеристики:
- разделение функций трех ветвей власти. Основной функцией законодательной власти является принятие законов и иных нормативно-правовых актов. К функции исполнительной власти относится исполнение принимаемых законодательной властью нормативно-правовых актов. Судебная власть осуществляет правосудие, то есть деятельность по рассмотрению и разрешению практических судебных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти. Каждая из трех ветвей власти действует в рамках установленной Конституцией Российской Федерации компетенции, она независима и не может осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;
- самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;
- система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией Российской Федерации с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например, право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ, право Президента РФ распускать Государственную Думу, право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.
- единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению .
Статья 11 Конституции страны гласит, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
- Президент;
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
- Правительство РФ;
- суды Российской Федерации.
В связи с федеративным устройством Конституция России закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Обычно региональные органы государственной власти представлены законодательным (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуются конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. [Текст]: сайт Конституции Российской Федерации. Режим доступа: [http://constitution.garant.ru/]
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] Режим доступа: [http://konstitucija.ru/1993/1/]
3. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 28.10.2019) "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953/f17cee2d2f2fa60880cf1a7e95b23882dcb7592e/]
4. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Режим доступа: [https://rg.ru/2020/11/09/pravitelstvo-dok.html]
5. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция). Режим доступа: [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/]
Монографическая и учебная литература
6. Алмонд Г., Пауэлл Дж. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. — М.: АспектПресс, 2002. — 537 с.
7. Киянская О. П. И. Пестель.- М.: Молодая гвардия, 2005.
8. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
9. Политология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб / Под общ. ред. В.С. Комаровского. М.: Изд-во РАГС, 2006. 598 с.
Научные статьи
10. Бондарь Н.Н. Политическая система: понятие, сущность, структура, функции. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-sistema-ponyatie-suschnost-struktura-funktsii]
11. Геворкян М. Истоки теории разделения властей. // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. № 3, 2010. С.116-120.
12. Матросов С., Петров В. Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика. // Вестник Российского университета кооперации. №3, 2017. С. 123-125.
13. Магомедова Н. Механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей Российской Федерации. // Закон и право. №1, 2019. С. 51-53
14. Мелконян А. Концепция разделения властей Ш.Л. Монтескье и ее практическая реализация (на примере Соединенных Штатов Америки). // «Инновационная наука» №04-4, 2017. С. 122-124.
15. Пахомов В. Теория разделения властей: дискуссионные вопросы. // Вестник Московского университета МВД России. №2, 2019. С. 53-61
16. Easton, David. The Political System: An Inquiry into the State of Political Science. New York: Alfred A. Knopf. 1953
Словари, справочники, энциклопедии
17. Исполнительная власть: понятие и признаки. Режим доступа: [https://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/ispolnitelnaya-vlast-ponyatie-17410.html]
18. Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Режим доступа: [https://ege59.ru/2014/04/24/organy-vlasti-v-sssr-s-1922-po-1991-gody/]
19. Понятие и сущность принципа разделения властей. Режим доступа: [https://studbooks.net/1022230/pravo/ponyatie_suschnost_printsipa_razdeleniya_vlastey]
20. Политическая система общества. Режим доступа: [https://cde.osu.ru/courses2/course147/text/3.1.html]
21. Структура федеральных органов исполнительной власти России (с 2008). Словарь Дипакадемики. Режим доступа: [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/537369/]
22. Теоретические основы изучения исполнительной власти на федеральном уровне. Режим доступа: [https://studwood.ru/506785/pravo/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_ispolnitelnoy_vlasti_federalnom_urovne]
23. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура. Режим доступа: [https://studme.org/44644/pravo/federalnye_organy_ispolnitelnoy_vlasti_sistema_struktura]
24. Checks and balances. Режим доступа: [https://www.britannica.com/topic/checks-and-balances]
25. Executive branch. Режимдоступа: [https://www.vocabulary.com/dictionary/executive%20branch]
26. Executive Branch of Russian Government [Research Essay]. Режим доступа: [https://ivypanda.com/essays/executive-branch-of-russian-government/]
27. Ghai K. Executive: Definition, Functions and Types of Executive. Режим доступа: [http://www.yourarticlelibrary.com/political-science/executive-definition-functions-and-types-of-executive/40360]
28. Remington Т. Is There a Separation of Powers in Russia? Режим доступа: [https://carnegieendowment.org/2001/01/09/is-there-separation-of-powers-in-russia-event-250]