Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 6
1.1.Понятие и признаки групповой формы организации учебной деятельности на уроках математики 6
1.2. Особенности организации групповой формы учебной деятельности на уроках математики 11
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 16
2.1. Эмпирическое исследование 16
2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение 17
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ЛИТЕРАТУРА 23
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Приложение 1 25
Приложение 2 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что для многих учеников математика является достаточно сложным для понимания предметом, а групповая форма обучения позволяет обучающимся взаимодействовать не только с учителем, но и внутри группы, что позволяет разобраться в теме урока совместно с другими школьниками. Также групповая работа на уроке развивает социальные навыки учеников, большинство школьников проявляют интерес к данному виду деятельности. Повышается эффективность урока и прогресс в усвоении материала, учащиеся помогают друг другу понять тему урока, достигают вместе поставленную учителем цель. Групповая форма обучения – это совместная деятельность педагога и учеников.
Исходное состояние проблемы. Как считают Баймуканова М.Т. и Жакенова-Бике А.Ж., уже много лет в педагогической практике активно используются идеи сотрудничества. Коллективные формы работы, групповые и парные формы организации познавательной деятельности ребенка в учебном процессе (Дьяченко В.К., Щеткин М.П. и др.), практические методы, подходы и способы групповой работы на примере уровневых программ (Ильясова Д.М.) и др. [1, с. 79]. Но не так давно, в 10-х годах прошлого столетия Н.К. Крупская писала, что в современной школе все направлено на то, чтобы разобщить учеников, а не сплотить их вместе. Все ведет к тому, чтобы отделить ученика от одноклассников: ему запрещается что-либо спрашивать у своего соседа по парте; никакой групповой работы, которая требовала бы объединения, совместных усилий, ученикам не дают. Часто и в наше время ученики на уроке сидят рядом, но никаким образом не взаимодействуют друг с другом.
Объект исследования – групповая работа на уроках математики в средней школе.
Предмет исследования – психологические особенности организации групповой формы учебной деятельности учеников на уроках математики в средней школе.
Цель исследования – изучение психологических особенностей организации групповой работы на уроках математике в средней школе.
Гипотеза – групповая работа на уроках математики в средней школе способствует пониманию и усвоению материала обучающимися.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологические особенности организации групповой работы.
2. Изучить особенности организации групповой деятельности.
3. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме исследования.
4. Проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
• Анализ и синтез изученной литературы и интернет-источников, связанных с темой исследования;
• Эмпирические методы (обобщение, классификация, сравнение, обработка экспериментальных данных).
База и выборка эмпирического исследования.
Курсовая работа состоит из:
- Титульного листа;
- Оглавления;
- Введения;
- Двух глав, включающих два вопроса и выводы по ним;
- Заключения;
- Списка литературы, использованной для курсовой;
- Приложений.
Структура и объем работы.
Работа изложена на 28 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1.Понятие и признаки групповой формы организации учебной деятельности на уроках математики
Если главным двигателем развития ребенка является «социальная ситуация развития», т.е. свойственная данному умственному возрасту система взаимоотношений с другими школьниками и взрослыми, то следует сам процесс обучения превратить в групповую (по форме, а не только по существу)
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Баймуканова М. Т., Жакенова-Бике А. Ж. // Вестник современной науки. 2016, № 2-2(14), с. 79-82.
2. Габидулина А.Н. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2020, № 1(64), с. 13-16.
3. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:[http://psh.tom.ru/index.php/component/].
4. Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: Владос, 2003. – 200 с.
5. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
6. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. – М.: Народное образование, 2004.
7. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности / И.В. Иванова // Начальная школа До и После. – 2011. – №2 (11). – С. 1–4.
8. Каравайцева Ю.М. Инновационный потенциал оценки качества обучения студентов колледжа в контексте реализации ФГОС / Ю.М. Каравайцева, Т.А. Султанова //Образование и воспитание. – 2015. – № 3. – С. 34-36.
9. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Пед. общество, 2000. – 224 с.
10. Менкес М.В. Групповая и парная форма работы на уроках математики // М.В. Менкес. – 2016.
11. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. – 156 с
12. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
13. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. — 264 с.
14. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. – М. 1987
15. Утеева Р. А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.
16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.