Фрагмент для ознакомления
2
Тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и работа системы просвещения в эти годы на протяжении многих лет остается одной из важных в отечественной историко-педагогической науке. Тем не менее, многие страницы этой истории остаются «белыми пятнами».
Великая Отечественная война самый сложный и трагический период в современной истории, который изменил жизни каждого советского человека. При изучении периода Великой Отечественной войны исследователи, как правило, сосредотачивались на изучение боевых действий, анализе побед и поражений, подвигах тружеников тыла, патриотическом движении советских людей. В то время как изучение системы школьного образования затрагивалось только в контексте социальных исследований. Однако стоит отметить, что таким великим достижениям после войны как запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961 году, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом – всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.
Война - важная и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советской системы образования, деловых и, что в те времена было особенно важно, политических качеств всей интеллигенции, в том числе, учителей и преподавателей.
Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.
Актуальность заключается в изучение государственной социальной политики, особенно вопрос развития педагогической науки и системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, является одним из наиболее важных в наше время, поскольку социальная политика, проводимая государством в годы войны - это один из факторов достижения победы и дальнейшего развития Советского Союза. Востребованность изучения исторического опыта системы школьного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 обуславливается также необходимостью понимания того, как в чрезвычайное для страны время государство смогло обеспечить образование детей. Великая Отечественная война представляла собой такие экстремальные условия, что означает, что опыт, накопленный затем в сфере образования, по праву можно считать ценным и значительным.
Историография изучаемой проблемы охватывает период Великой Отечественной войны 1941-1945 года. Исследованием данной проблематики занимались авторы как в советский так и постсоветский период, посвящено достаточно много исследований, статей и книг.
Статья Е.К. Задорожной и И.В. Рудницкой «Концепция в основе создания учебников по истории в советские годы» посвящена рассмотрению концепции создания новых учебников по истории для школьных учебных заведений в советское время. В ходе исторического анализа представлен новый этап трансформации советского исторического образования в условиях кардинальных идеологических и политических перемен, устойчивого и жесткого государственного контроля. Также представлен концептуальный переворот в понимании предмета отечественной истории и в контексте создания учебной литературы для школ.
В сборнике «Народное образование, наука и культура в СССР» (1971) содержит подробные данные, характеризующие развитие культурного строительства в нашей стране за годы Советской власти.
В следующем сборнике «Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа» (2014) публикуются документы и директивные материалы, отражающие процесс становления и развития советской системы народного образования по стране в целом, в том числе документы по РСФСР, имеющие общесоюзное значение. Партийные и правительственные документы, показывающие особенности становления и развития школы в других союзных республиках, будут представлены в последующих изданиях.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» – документ об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и детских приемников-распределителей.
В сборнике «Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Антология педагогической мысли» , составленном Н. Н. Кузьминым (1989) - представлены работы прогрессивных русских педагогов и деятелей просвещения по вопросам трудового воспитания и профессионального образования. Книге предпослана вступительная статья, характеризующая особенности подхода каждого из авторов; перед их работами приводятся краткие биографические сведения.
Объектом исследования выступает развитие педагогической науки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
Предмет исследования – система образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
Цель исследования: изучение развития педагогической науки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Проанализировать национальную стратегию в сфере образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945;
• Изучить развитие педагогической науки в годы ВОВ;
• Рассмотреть государственную и общественную инициативу в сфере среднего образования в годы Великой Отечественной Войны и роль общественных сил и личности советского учителя в этот период.
Методология и методика исследования включает совокупность общенаучных и исторических методов.
Исходя из особенности источников, основным методом их изучения является сравнительно-исторический анализ. Данный метод позволяет выявить особенности системы образования в военный период.
Принцип объективности заключается в строгом следовании фактическому материалу при обосновании выводов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Руководство перестройкой педагогической науки в годы Великой Отечественной войны
1.1. Национальная стратегия в сфере образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945
Серьезным испытанием советской системы образования оказалась Великая Отечественная война. В эти суровые годы в полной мере сказались достижения воспитательной работы школы до военного периода. Советским людям удалось одержать славную победу, семидесятилетие которой наша страна отмечает в 2015 году. События тех лет оказали огромное влияние на весь последующий ход развития страны, включая и систему образования. Богатейший опыт государственного строительства системы образования в критический период отечественной истории, накопленный в годы Великой Отечественной войны, особо актуален в современных условиях реформирования российской системы образования. Его изучение и осмысление приобретает сегодня важный теоретический и практический смысл. В отечественной историографии Великой отечественной войны вопросы воспитания и образования детей рассматриваются в многоаспектных направлениях. Общественно-государственная политика в сфере образования и функционирование советской системы народного образования освещаются в философско-педагогических трудах (И.С. Арцис, А.К. Быков, В.В. Дрыночкин, В.П. Потемкин, И.Ф. Плотников, Н.В. Малхасян, Б.И. Ровный и других).
Проблемы патриотического, интернационального и гражданского воспитания раскрываются в многочисленных исследованиях отечественных педагогов (А.Д. Измайлов, Ю.С. Васютин, Н.П. Егоров, Н.П. Овчинникова, В.И. Куфаев, А.А. Щеголев, С.Х. Файзулина и другие). Широко представлена общественно-полезная работа школьников в дни отечественной войны в ряде публикаций (Э.А. Аблаев, А. Гофман, Н.А. Менчинская, М.Г. Хитарян, С.А. Черник и другие). Реализацию различных форм, средств и методов внеклассной и внешкольной деятельности в годы войны анализируют и выражают как наличное состояние общества отечественные представители педагогики В.И. Болдырев, Н.А. Константинов, И.О. Макаров, В.Н. Медынский, Е.Н. Михайлова и многие другие.
Задачи, стоящие перед народным образованием в годы Великой Отечественной войны, были обозначены в ряде документов партии и советского правительства .
Выступая на всероссийском совещании руководящих работников народного образования (1941 г.), комиссар просвещения РСФСР В.П. Потемкин подчеркнул, что, несмотря на сложность военного времени, забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении является незыблемым и в условиях войны .
17 июля 1943 г. СНК принял постановление об ответственности исполкомов за проведением учета детей, подлежащих всеобучу. Были утверждены новые инструкции об организации учета детей и приняты меры строгого контроля всеобщего начального обучения .
По решению Совета Народных Комиссаров СССР были созданы комиссии по выявлению безнадзорных детей, организована специальная инспектура, открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот.
В первые месяцы войны родилась и такая форма организации учебной работы, как школьный консультационный пункт. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и работала в промышленности или сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксакова А.Н. Размещение и ввод в действие эвакуированных промышленных предприятий в Сталинске Новосибирской области в годы Великой Отечественной Войны //Омский научный вестник. 2011. № 2 (96)
2. Арцис И.С. Школа в дни Великой Отечественной войны // Советская педагогика. ‒ 1944. ‒ № 8-9. ‒ С. 48-50
3. Быков А.К. Воспитательный потенциал Великой Победы и пути его реализации в системе образования // Педагогика. ‒ 2010. ‒ № 2. ‒ С. 142-149
4. Данилов П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – 2004. – № 3. – с. 38
5. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов за 1917‒1947 гг. ‒ Вып. 1-2. ‒ М.-Л.: Изд. АПН СССР, 1947. ‒ 400 с.
6. Дрыночкин В.В. Великая Отечественная война и функционирование советской системы народного образования : дис. …д-ра ист. наук. ‒ М., 1992. ‒ 397 с.
7. Егоров Н.П., Куфаев В.И., Янковская А.В. Воспитание советского патриотизма в школе. Из опыта работы. ‒ М.: Учпедгиз, 1951. ‒ 240 с.
8. Задорожняя Е.К., Рудницкая И.В. Концепция в основе создания учебников по истории в советские годы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXVII-LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(61). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 29-36.
9. Из обращения Наркомпроса РСФСР ко всем работникам просвещения в связи с началом Великой Отечественной войны 1941–1945. // Культурное строительство в СССР: Сборник документов и материалов. Т.3. – М., 1989
10. История Волгограда 1589–2005 год. Возрождение URL: http://www.volgograd-history.ru/history/stalingrad/ article_008.html
11. Как начинался учебный год в Одессе в 1941 году URL: https://odessitua.com/articles/18404-kak-nachinalsyauchebnyy-god-v-odesse-v-1941-godu.html
12. Майн В.Н. Общественно-политическая деятельность учителей в годы Великой отечественной войны // Советская педагогика. ‒ 1985. ‒ № 3. ‒ С. 90-94.
13. Менчинская Н.А. Общественно-полезная работа школьника в дни Отечественной войны. Опыт школ г. Чкалова // Советская педагогика. ‒ 1943. ‒ № 8-9. ‒ С. 19-27
14. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики, 1917‒1987 : Книга для учителя. ‒ М.: Просвещение, 1987. ‒ 224 с.
15. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. // Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 2014. – 247 с.
16. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». 2017. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.kadet.ru/doc/SNK_SSSR_210843.htm
17. Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования / под ред. И.А. Каирова, А.Г. Калашникова, Н.А. Константинова. ‒ М.; Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. ‒ 303 с.
18. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 126. Д.41. Л.1
19. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Антология педагогической мысли. / сост. Н. Н. Кузьмин. - М.: Высш. шк., 1989. - 462 с
20. Самсонов А.М. От Волги до Балтики. Очерк истории 3-го гвардейского механизированного корпуса 1942– 1945 гг.– М: Наука, 1973. – с. 44
21. Сельская газета. Новости Новопокровского района Краснодарского края. Чернила из бузины. URL: https:// selgazeta.ru/istoriya-pamyat/chernila-iz-buzinyi.html
22. Учительская газета. – 1941. – 8 августа.
23. Чаадаев Я. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) – М.: Мысль, 1985. – с. 177
24. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в период Великой Отечественной войны (1941‒1945 гг.). Историко-педагогическое исследование. ‒ М.: Просвещение, 1984. ‒ 137 с.
25. Школы после освобождения Воронежа URL: http://www.fio.vrn.ru/2005/5/2.htm