Фрагмент для ознакомления
2
На первых этапах формирования государства, по римским понятиям, ему был необходим полноправный глава государства. Власть главы государства ограничивалась только в том, что не мог изменять законы, но был гарантом их исполнения. Царь имел право и обязанность выбрать себе преемника. Если этого не происходило, коллегия отцов предлагала обществу свою кандидатуру царя и, если общество соглашалось, он становился царём. Граждане имели равные права и в обществе не существовало никаких сословий, что было особой чертой латинской нации. Такое явление объяснялось тем, что на подчинённых территориях латины не нашли никого, кого можно было подчинить себе. Те, кто не был гражданином, не имел никаких прав. Устройство и функции государства опирались исключительно на граждан, то есть только граждане могли принимать решения, нести воинские обязанности и т.д. Однако же и налогов в государственную казну граждане не платили. Неграждане же делали плату в казну, это была плата за собственную охрану. Поступления в государственную казну складывались из таможенных пошлин и оплаты за использование общественной земли. Расходная часть государственной казны была незначительной, потому что не существовало нужды оплачивать какие-либо услуги.
Два раза в год царь устраивал собрание граждан. На них граждане соглашались или не соглашались на предложения царя. Здесь же обсуждались вопросы войны и изменений законов. Царь мог как собрать собрание, так и прервать его или перенести на другой день. Он же был председателем в собрании и объявлял вопросы, которые нужно было решить. Участники собрания не имели права изменять предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода была установлена процедура тайного голосования, при этом участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования. Важную роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики утверждались Сенатом, но позднее, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, Сенат стал предварительно рассматривать вопросы, выносимые на собрание, это позволяло ему фактически направлять деятельность собрания .
Вообще существовало три римские общины, каждая из которых была разделена на десять курий и имела попечителей и жрецов. В куриях набирались рекруты, и принимались решения по текущим делам.
С самого начала существования Рима было принято наличие трёхсот родов, значит и сенаторов было триста. В Сенат входили старейшины, то есть отцы родов. Из сенаторов по жребию выбирали временного царя. Временному царю давали пять дней для того, чтобы он мог выбрать подходящего человека для царствования. Если он не успевал выбрать царя, то сам назначал другого временного царя. Сенат был исполнителем воли царя, и из числа сенаторов царь выбирал себе ближайших помощников.
Главная задача сената была в том, чтобы защищать закон от нарушения как царём, так и гражданами. Сенат имел право не утверждать решение царя или постановление общины, если оно противоречило закону. Таким образом цари были вынуждены узнавать мнение Сената по любому вопросу.
Сенат устанавливал размеры налогов и решал вопросы о необходимых финансовых расходах. В обязанности Сената входили решения по части общественной безопасности, благоустройству города и религиозному культу. Важное значение имели полномочия Сената в направлении внешней политики. Если войну решало начать центуриатное собрание, то мирный договор, или договор о союзе утверждал Сенат. Он же устанавливал набор в армию и распределял воинов между командующими армиями. Наконец, в в случаях опасностей для государства, война, мощное восстание рабов и т.п. Сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Однако до административной реформы Сервия Туллия был особый этап развития механизма государственного управления. Все триста римских родов были разделены на тридцать курий, а каждая курия – на три трибы. Такое разделение на трибы показывало реальное происхождение римского государства из изначальных трёх общин. Названия триб – Рамны, Тиции и Луцеры – отражали их латинские, сабельские и этрусские корни. Члены этих родов и были римскими гражданами .
Римское общество строилось следующим образом. Все граждане Рима делились на патрициев, имеющих наибольшие привилегии и клиентов – обедневших римлян и тех, кто находил покровителя - патриция. Были ещё плебеи – неграждане, приезжий люд. Плебеи были свободны, имели воинскую обязанность и право на землю. С течением времени они получали гражданские права, поскольку были богаты и могли их попросту купить. С течением времени стала ясной необходимость реформы механизма государственной власти, которую и провёл шестой римский царь Сервий Туллий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
2. История Древнего мира, т.3. – М., 1980.
3. Покровский И.А. История римского права. Мн.: Харвест, 2002
4. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977.
5. Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1987.