Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятия мотивации учения и разновидности мотивов учебной деятельности 5
2.Современные теоретические подходы к развитию учебной мотивации школьников 10
3. Особенности учебной мотивации школьника-подростка 10
4.Возможности социального педагога в развитии учебной мотивации современного школьника-подростка (работа и с учителями, и с родителями, и с детьми 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Учебная деятельность для школьников на разных возрастных этапах имеет различный смысл. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся подросткового возраста. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения особенно у школьников в подростковом возрасте играет решающую роль в определении методов психолого-педагогического влияния на учеников. Как правило, наибольшую сложность представляют учащиеся с педагогической запущенностью, демонстрирующие отсутствие мотивации к учению. Проблема учебной мотивации является одной из центральных задач психологического обеспечения современного образовательного процесса. Содержание мотивов учебной деятельности и методы их формирования сегодня претерпевают значительные изменения в связи с тем, что в социальной ситуации развития современного поколения детей и подростков появились новые акценты
В настоящее время система образования столкнулась с проблемой: начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований (3) затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% уже учащиеся начальных классов общеобразовательной школы. Кроме того, проблема усугубляются на этапе перехода в старшую школу: лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет уровень успеваемости, даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи.
Проблема: снижающийся уровень учебной мотивации обучающихся.
Объект: мотивация средних подростков к обучению.
Предмет: повышение мотивации в среднем подростковом возрасте.
Цель: изучение мотивов учебной деятельности и поиск способов их повышения.
Задачи:
1. Изучить понятия мотивации учения и разновидности мотивов учебной деятельности.
2. Изучить и проанализировать современные теоретические подходы к развитию учебной мотивации подростков.
3. Изучить особенности развития учебной мотивации современного школьника-подростка.
4. Выделить способы повышения мотивации.
5. Охарактеризовать возможности/деятельность социального педагога в работе с подростками, учителями и родителями
план на согласование.
Методы исследования: – изучение и анализ научно-психологической литературы
Теоретическая значимость: исследования заключается в том, что расширены научные представления об особенностях учебной мотивации в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты важны для общего исследования проблемы учебной мотивации в подростковом возрасте, могут использоваться педагогами при разработке программ повышения учебной мотивации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева; под ред. Г. М. Андреевой. –Москва: Аспект Пресс, 2019. – 123 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 2018. С.56
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 2012.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2018.
5. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология. 2016. № 2. с. 23-38.
6. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2015.
7. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 2017. № 3. с. 32-50.
8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. /В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 2013.
9. Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. М., 2012.
10. Григорьев С. И. Теория и методология социальной работы: учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов; —Москва: «Открытое общество», 2018. – 134 с.
11. Гулина, М. А. Психология социальной работы: учебник нового века / М. А. Гулина; под ред. М. А. Гулина. – Санкт –Петербург: «Теория и практика», 2019. – 352 с.
12. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / под ред. Дубровиной И.В. М., 2014.
13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. М.: Педагогика, 2015.
14. Кондратьева, О.Л. Адаптация модели "Кольцо обновления" для выбора координатора сетевого взаимодействия в процессе обучения детей группы социального риска / О.Л. Кондратьева // Известия байкальского государственного университета. - 2013. - №6. - С. 26-30.
15. Крючков Ю. А. Теория и методы социального проектирования: учеб. пособие для студ. социологического факультета / Ю. А. Крючков; под ред. Ю. А. Крючков. –Москва: Союз, 2020. – 168 с.
16. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы: учеб. пособие для студ. педагогического университета / В. С. Лазарев; под ред. В. С. Лазарев. –Москва: Социальная педагогика, 2020. № 1. - 4 с.
17. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2018.
18. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. - М., 2013.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2018.
20. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 2016.
21. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М.: Академия, 2017. — 192с.
22. Подвигина, А.Ю. Идентичность подростков в связи с личностными характеристиками особенностями социальной среды развития / А.Ю. Подвигина, М.В. Данилова // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. - 2016. - Т.4. - С.162-169.
23. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики: учеб. социальные технологии: проблема методологии и практики / В. И. Подшивалкина; под ред. В. И. Подшивалкина. –Волгоград: «Платформа», 2019. – 336 с.
24. Рогов А. Настольная книга психолога в образовании. М.: Педагогика, 2016.
25. Сарпова Н.М. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Сибирский учитель. – 2016. №2. С. 45-47.
26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 2015.
27. Тончева А.В. Мотивация учебной деятельности детей с киберкоммуникативной зависимостью. / А.В. Тончева // Интернетжурнал "Науковедение", 2013. - №6 (19) — С.201.
28. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2019.
29. Формирование мотивации учения / А.А. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др. М.: Просвещение, 2016.