Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Все это требует качественного содержания образования на протяжении всего периода обучения будущих специалистов. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся.
В настоящее время в обществе обозначилась серьезная проблема в обучении и воспитании активно мыслящих людей, которые обладали бы высоким уровнем развития мышления, а также людей, способных применять в зависимости от ситуации тот или иной вид мышления. В связи с этим, в последние годы остро встает вопрос о работе учителей начальных классов по развитию логического мышления и формированию логических универсальных действий. Ведь именно они способны обеспечить человеку возможность дать ответы на вопросы, которые ему недоступны в рамках чувственного восприятия. Формирование логических действий способствует развитию индивидуальных качеств мышления человека, он учится использовать свой собственный опыт для решения ситуаций, задач, вопросов, которые перед ним возникают.
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают возможность развития у школьников умения учиться, а также способности и стремления к саморазвитию и самосовершенствованию. И особое место в формировании логических универсальных действий занимает младший школьный возраст.
Объект исследования: процесс формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.
Цель исследования: выявление эффективных методов и приемов формирования логических универсальных учебных действий младших школьников посредством решения задач в процессе обучения математике.
Проблема исследования заключалась в поиске эффективных методических приемов обучения младших школьников решению текстовых задач, способствующих формированию логических УУД.
Сформулирована гипотеза, которая основана на предположении о том, что формирование логических УУД при обучении младших школьников решению текстовых задач будет более эффективно, если:
будут формироваться общие умения решать задачи;
для обучения младших школьников решению текстовых задач будут использованы приемы сравнения, выбора, конструирования, преобразования.
Сформулированы исследовательские задачи работы:
1. Определение понятия логических универсальных учебных действий.
2. Характеристика средств формирования логических универсальных учебных действий.
3. Анализ формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Методы исследования: понятийно-терминологический анализ, моделирование, проектирование.
База исследования: начальные классы ... средней школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части (две главы, четыре параграфа), заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Психолого-педагогические основы формирования логических универсальных учебных действий
1.1.Понятие логических универсальных учебных действий
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) под руководством А. Г. Асмолова. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформулированы познавательные универсальные действия, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Логические действия в первую очередь формируются на уроках математики, так как именно в этой области знаний логические формы и отношения проявляются в явной форме - как предмет усвоения учащимися. Практика показывает, что уроки математики являются наиболее благоприятными для систематического формирования логических понятий и действий, что дает большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников .
Согласно концепции развития УУД к логическим универсальным действиям относятся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357
2. Битянова, М.Р. Методические рекомендации к рабочей тетради Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - Самара : Учебная литература, ИД Федоров, 2013. - 96 с.
3. Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
5. Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника, интеллектуальное воспитание учащихся / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. - Спб.: Питер, 2007. - 384 с.
6. Зуев, Д. Д. Термины и их определения / Д. Д. Зуев // Проблемы школьного учебника. - 1980. - Вып. 8. - С. 330-335.
7. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пос. для студ. средних и высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
8. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
9. Мендыгалиева, А.К. Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе // Начальная школа плюс - До и После. - 2013. - №10.
10. Плешаков, А. А. Концепция учебно-методического комплекса «Школа России»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, О. А. Железникова. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
11. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
12. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей. М.: Издательство Института психотерапии, 2004. 480 с.