Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Объем производства и реализации готовой продукции является важнейшим показателем деятельности любого промышленного предприятия. В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Важнейшей сферой экономики является производство. Без развития производства не может быть рынка, так как именно производство рождает товарную массу. Для повышения эффективности производства необходимо регулярно проводить различные анализы. Основная задача анализа выпуска и реализации продукции заключается в анализе конкурентных позиций предприятия и его способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Актуальность темы заключается в том, что готовая продукция является заключительным этапом процесса производства на предприятии и от финансового результата ее реализации зависит дальнейшая судьба предприятия и развития экономики страны в целом.
Объект исследования - предприятие ПАО «ЧТПЗ», основным видом деятельности которого является производство трубной продукции.
Предмет исследования - организация учета и анализа готовой продукции.
Цель работы – оценка объёма, ассортимента, качества продукции и ритмичности её выпуска.
Задачи работы:
исследовать теоретические и методические основы бухгалтерского учета и анализа готовой продукции на промышленном предприятии;
провести анализ выпуска и реализации готовой продукции.
Теоретическая часть работы базируется на исследовании методологии, являются научные труды экономистов, таких как Алексеева Л.И., Табурчак П.П., Любушин Н.П., Симионова Н.Е., Валеева Ю.С., Исаева А.И., Абалкин Н.Л., Ревуцкий Л.Д. и многих других.
Методологической основой работы послужила методология анализа готовой продукции, изложенная в отечественной литературе. Так, методика анализа готовой продукции широко освещена в работах Савицкой Г.В., Протасова В.Ф., Аверина О.И., Александрова О.А., и многих других. Использовались такие методы анализа, как анализ объемов производства и реализации продукции, анализ ассортимента и ритмичности производства, анализ риска невостребованности.
Информационной базой исследования является бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «ЧТПЗ» за 2014-2016 гг.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И АНАЛИЗА ГОТОВОЙ ПРОДУКТАМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и оценка готовой продукции
.
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.
Движение готовой продукции включает две основные стадии:
поступление готовой продукции на склад;
отгрузка (реализация) готовой продукции покупателям.
Готовая продукция поступает из производства на склад на основании приемо¬сдаточных накладных, приходных актов, спецификаций и других аналогичных документов, которые выписываются в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для сдатчика готовой продукции, другой остается на складе. У сдатчика все документы на передачу готовой продукции на склад регистрируются в журнале выпуска готовой продукции по мере выпуска (в хронологической последовательности).
Для хранения готовой продукции создаются, как правило, отдельные склады готовой продукции. Исключение допускается для крупногабаритных изделий и иной продукции, сдача на склад которых затруднена по техническим причинам. Они могут приниматься представителем покупателя (заказчика) на месте изготовления, комплектации или сборки либо отгружаться непосредственно с этих мест.
Организация учета готовой продукции должна обеспечить формирование информации о наличии и движении готовой продукции по местам хранения и материально ответственным лицам. На каждый вид готовой продукции на складе открывается отдельная карточка, в которых кладовщик заполняет реквизиты, характеризующие места хранения изделий (стеллажи, ячейки, бункера и т.п.). К месту хранения прикрепляется материальный ярлык.
На складах с небольшой номенклатурой готовой продукции вместо карточек складского учета допускается ведение учета в оформленных в установленном порядке книгах сортового учета.
Готовая продукция организации учитывается по наименованиям, с раздельным учетом по отличительным признакам. Для правильной организации учета движения готовой продукции большое значение имеет разработка номенклатуры- ценника перечня наименований видов изделий, вырабатываемых дано организацией. За основу его составления берется классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (модель, класс точности, фасон, артикул, марка, сорт и др.). Кроме того, учет ведется по укрупненным группам продукции, изделия основного производства, товары народного потребления, изделия, изготовленные из отходов, и т.д.
Прием, хранение, отпуск и учет готовой продукции по каждому складу возлагаются на соответствующие должностные лица (заведующая складом, кладовщик и др.). Эти лица несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенной им готовой продукции, а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С указанными должностными лицами заключаются договоры о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Отпуск готовой продукции покупателю осуществляется в соответствии с заключенными договорами. Организация-поставщик выписывает счет-фактуру, который регистрируется в журнале выданных счетов-фактур, а затем в книге продаж. К счету-фактуре прикладывается накладная, являющаяся основанием для списания готовой продукции со склада организации.
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрена возможность оценивать готовую продукцию одним из следующих способов, изображенных на рис. 1
Рис.1 - Способы оценки готовой продукции
В современных рыночных условиях для предприятий огромное значение имеют минимизация издержек производства и получение максимальной прибыли. Важное место в создании положительных финансовых результатов занимает эффективный учет готовой продукции, поскольку своевременность, полнота, правильность оформления документов и отражение в учете хозяйственных операций определяют финансовое состояние и стабильность конкретного экономического субъекта. Таким образом, выбранная тема является актуальной.
С целью получения заданного уровня прибыли необходимо эффективно организовать учет готовой продукции, а именно - избегать определенных сложностей, например, неверное формирование и отражение не всех элементов учетной политики, недостоверные данные о себестоимости и оценке готовой продукции, не в полной мере соответствующая работа бухгалтерской службы в организации и др.
В настоящее время в нормативном регулировании финансового учета отсутствуют адекватное обоснование и методика применения различных видов оценки готовой продукции в зависимости от целей составления финансовой отчетности, что в результате может привести к искажению показателей имущества, а также собственного капитала организации, которое особенно проявляется в ситуации нестабильности цен. Рассмотренные научные исследования отражают недостаточную разработанность вопросов использования различных методов оценки готовой продукции, а также незавершенного производства в зависимости от порядка интересов пользователей учетной финансовой информации.
Приведенные данные свидетельствуют об актуальности исследования, направленного на выработку рекомендаций относительно совершенствования методики оценки готовой продукции и незавершенного производства как элементов учетно-аналитического уровня управления имуществом.
Правильная постановка учета готовой продукции имеет очень большое значение для формирования конечных результатов деятельности, следовательно, размера прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В первую очередь, для получения определенного уровня прибыли необходимо правильно организовать бухгалтерский учет. Следовательно, одной из основных проблем учета выпуска и реализации готовой продукции являются создание учетной политики, а также формирование в ней эффективного способа оценки готовой продукции.
Вопросы учета выпуска готовой продукции и ее реализации достаточно значимы в бухгалтерском учете. Ведь выпуск и реализация готовой продукции (работ, услуг) является основной целью любой организации, занимающейся производственной деятельностью.
Перед руководителем и главным бухгалтером стоит цель эффективного формирования учета готовой продукции, ведь показатели деятельности организации будут зависеть от выбора способа оценки готовой продукции и признания выручки от ее продажи. Правильно учтенные объемы выпуска и продажи продукции (работ, услуг) - это залог эффективного формирования выручки и достоверно рассчитанных налогов.
Внаучных и практических работах, посвященных производственному учету, акцент в большей степени смещен в сторону определения затрат, составляющих себестоимость продукции. Способы оценки готовой продукции рассмотрены преимущественно в рамках определения порядка ведения и организации учета, а также калькулирования себестоимости по объектам хозяйствования в целом. Недостаточно освещены вопросы учета готовой продукции и ее оценки в условиях инфляционной экономики.
. Готовая продукция представляет собой часть материально-производственных запасов, при этом она рассматривается как конечный продукт производства, готовый к продаже.
Существуют разные виды оценки готовой продукции: по фактической производственной себестоимости, по нормативной (плановой) себестоимости, по договорным ценам, ценам реализации и другим видам цен.
Для целей бухгалтерского учета организация выбирает методы оценки, руководствуясь ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», а также отраслевыми инструкциями.
Основным правилом учета готовой продукции, закрепленным в п. 203 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, является организация учета одновременно в количественном и денежном выражении.
Учет готовой продукции по методу фактической производственной себестоимости не всегда возможен, поскольку на конкретную дату сдачи на склад продукции фактические затраты на ее производство могут быть еще не собраны (например, не получены счета за потребленные энергоресурсы, не начислена амортизация по оборудованию). Выходом является использование способа нормативной (плановой) себестоимости, согласно которого обеспечивается отдельный учет отклонений фактической себестоимости продукции от нормативной (плановой). Такие отклонения можно учитывать как с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», так и без него. При учете отклонений на счете 43 «Готовая продукция» остатки готовой продукции на конец отчетного периода отражаются по фактической себестоимости, а при отражении отклонений на счете 40 остатки учитывают по нормативной себестоимости.
ПБУ 5/01 остатки готовой продукции разрешает отражать как по фактической, так и по нормативной себестоимости. В случае учета по нормативной себестоимости заранее устанавливается плановая (нормативная) себестоимость готовой продукции. При этом расчеты величины незавершенного производства (НЗП) и запасов готовой продукции производятся в два этапа. В первую очередь выявляют натуральные показатели - остатки на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие ценностей, после этого производится стоимостная оценка данных натуральных остатков по плановой (нормативной) себестоимости. При этом плановая себестоимость может отличаться от фактической, что приводит к отклонениям, которые могут учитываться и, следовательно, влиять на конечный результат деятельности текущего периода по-разному.
В отраслях с серийным и массовым характером производства готовая продукция в местах ее хранения учитывается, как правило, по нормативной себестоимости. Этот способ учёта предусмотрен Инструкцией по применению Плана счетов, в которой предлагается использование счета 40, на котором и происходит предварительный сбор информации о выпуске продукции. При этом происходит корреспонденция со счетами учета затрат (20, 23, 29), на которых МПЗ учитываются по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Превышение фактической себестоимости над нормативной дает положительное отклонение (перерасход). А превышение нормативной себестоимости над фактической дает отрицательное отклонение (экономию). Записи об отрицательном отклонении производятся методом сторно.
Способ учета без использования счета 40 предусмотрен Методическими указаниями по учету МП, которые предписывают вместо счета 40 применять сразу счет 43 с выделением субсчета для учета отклонений.
Для налогового учета готовой продукции Налоговый кодекс РФ (НК РФ) предлагает следующие способы оценки. Первый способ должны использовать предприятия, которые перерабатывают сырье, составляющее материальную основу готовой продукции. В этом случае необходимо организовать документирование и учет количества исходной сырьевой базы в единице продукции каждого этапа (передела) производства. Если нельзя выделить материальную основу, которая перерабатывается в ходе производства в готовую продукцию, то предприятие применяет второй способ - исходя из сметной, нормативной стоимости продукции.
При оценке НЗП нормативным методом, так же, как и в бухгалтерском учете, в учете налоговом требуется по каждой номенклатурной товарной позиции плановая калькуляция. Но она должна быть сформирована на основе
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учебник. / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КНОРУС, 2012. - 544 с.
2. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. / Л.П. Владимирова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. - 400 с.
3. Гребнев, Г.А. Экономика торгового предприятия: учебник. / Г.А. Гребнев. - М.: «Экономика», 2012.-214с.
4. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебное пособие. / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 208 с.
5. Ефимова, О. В. Анализ финансового положения предприятия: учебник. / О.В. Ефимова. - М. 2014. - 447с.
6. Ефимова, О.В. Анализ рентабельности капитала. / О.В. Ефимова // Бухгалтерский учет. 2015. - №3.
7. Камаев, В.Д. Основы экономической теории: учебник. / В.Д. Камаев. - М: Изд-во МЕТУ им. Баумана, 2014. - 760с.
8. Кодацкий, В.П. Ваша прибыль в условиях рынка: учебник. / В.П. Кодацкий. - М: Финансы и статистика, 2013. - 423 с.
9. Кодацкий, В.А. Затраты и прибыль. / В.А. Кодацкий // Экономист. - 2015. -№ 2.
10. Ковалев, В.В. Анализ финансового состояния и прогноз банкротства: учебник. / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 367 с.
11. Ковалев, В.В. Анализ средств предприятия и их использования. / В.В.Ковалев //Бухгалтерский учет. - 2015. - № 10-15.
12. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности: учебник. / В.В. Ковалев. - М: Финансы и статистика, 2014. -432 с.
13. Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки: учебник. / М.Н. Крейнина. - М.: ИКЦ «Дис», 2012. - 224 с.
14. Липатов, И.В. Прогноз прибыли: учебник. / И.В. Липатов. - М.: Финансы, 2014.-443 с.
15. Мельник, М.В. Экономический анализ в аудите: учебное пособие / М.В. Мельник, В.Е. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 543 с.
16. Медведев, О.В. Анализ доходности предприятия: учебное пособие. / О.В. Медведев. - М.: Бухгалтерский учет, 2012. - 289 с.
17. Психология труда: учебник. / под ред. К.К. Платонова. - М.: Инфра-М, 2014.-262с.
18. Первозванский, А.А. Финансовый рынок: расчет и анализ: учебное пособие. / А.А. Первозванский, Т.Н. Первозванская - М.: «Инфра - М», 2015. - 412 с.
19. Родионова, В.М., Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции: учебник. / В.М. Родионова, М.А. Федотова. - М.: «Перспектива», 2014. — 565 с.
20. Смиронова, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Смиронов. - М.: Дашков и К, 2013.-505 с.
21. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. / Г.В. Савицкая. - Минск: Инфра-М, 2013. -688с.
22. Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. - 2-е изд. с изм. / Н. А. Сафронов - М.: Магистр, 2013 - 255 с.
23. Фисенко, М.А. Финансы предприятий: учебник. / М.А. Фисенко. - Минск, 2012.-349 с.
24. Финансы предприятия: учебник. / Под редакцией Бородиной, Е.И. - М.: Биржи и банки, 2014. - 285 с.
25. Финансы: учебник. / Под редакцией Ковалевой, А.М. -М.: Статистика, 2013. -335с.
26. Финансово-экономический анализ предприятия: учебное пособие. / под ред. С.В. Чеботарева. - М.: Кнорус, 2013. - 423 с.
27. Финансовый анализ предприятия: учебник / под ред. Л.С. Васильевой. - М.: Кнорус, 2015. - 467с.
28. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебник. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 617с.
29. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: учебник. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА - М, 2015. -378 с.
30. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник. / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 617с.
31. Экономический анализ: учебник. / Под ред. Краюхина Г. А. - М.: 2013.-489 с.