Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день, в России, сложилась ситуация, когда с, одной стороны, существует достаточно большое количество организаций, фондов и учреждений, имеющих значительные финансовые ресурсы. В то же время, данные учреждения готовы оказать благотворительную помощь на реализацию проектов высокой общественной значимости. Не меньшее количество учреждений и организаций, нуждаются в этих ресурсах на внедрения различных проектов направленных, в основном, на решение социальных проблем.
Фандрайзинг представляет собой зарубежную концепцию, на которую, начиная с 1990-х гг., обратили внимание отечественные практики в условиях необходимости обеспечения экономической устойчивости организаций социальных отраслей и усиления роли институтов гражданского общества. Однако на фоне возрастающего интереса, фандрайзинг как практический и, в особенности, теоретический экономический феномен остается малоизученным. Особую значимость фандрайзинг обретает в деятельности отечественных благотворительных организаций, миссия которых направлена на максимизацию социального эффекта. С начала 90-х годов, когда в России быстрыми темпами стали развиваться некоммерческие организации (НКО), именно они стали основными «потребителями» услуг благотворительных фондов. Общественные организации начали частично занимать ниши, в которых ранее действовала практически только государство, прежде всего, внедрение общественно полезных, социальных программ, а, следовательно, миссии НКО и благотворительных фондов во многом совпадали [25, с.255].
Процессом, способным соединить интересы обеих сторон, создать между ними партнерские отношения является фандрайзинг. Фандрайзинг уже не является чем-то новым в России, однако потенциал донорских организаций, которых в мире насчитывается около 50-ти тысяч, используется достаточно слабо по ряду причин.
Одной из основных проблем в проведении этапов работы по фандрайзингу – это отсутствие профессионального подхода к вопросу привлечения благотворительной помощи. Деятельность в сфере фандрайзинга, направленная на поиск дополнительных ресурсов для реализации проектов или программ, как правило, имеет эпизодический характер и поэтому не приводит к накоплению опыта и его систематизации.
Высокая востребованность фандрайзинга в современном развитии благотворительных организаций, необходимость разработки теоретических и совершенствования практических экономических аспектов его применения обусловили актуальность темы исследования.
Объект исследования: фандрайзинг в волонтерской деятельности.
Предмет исследования: особенности организации фандрайзинга в волонтерской деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей фандрайзинга в волонтерской деятельности
Задачи исследования:
- определить понятие фандрайзинга;
- рассмотреть фандрайзинг, как одно из направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
- выявить специфику фандрайзинговой деятельности в РФ и зарубежных странах;
- представить практическое применение фандрайзинга на примере волонтерской организации.
Степень разработанности проблемы. Сущность американской модели фандрайзинга в деятельности некоммерческих организаций исследовали зарубежные авторы: Х. Байби (Bybee H.), К. Келли (Kelly K.), Р. Карбон (Carbon R.), В. Линдаль (Lindahl W.), M. Миндак (Mindak M.), А.Соржент (Sargeant A.), П. Холл (Hall P.) и др. [6, с.5]
Фандрайзинг в российской социальной сфере исследовали авторы: А.А.Арзамасцев, Т.В.Артемьева, Л.В.Бадылевич, Е.Г.Болотникова, Т.П.Дьячек, Л.Е.Золотова, А.А.Клецина, М.Н.Максимова, Н.А.Меренкова, Г.Л.Тульчинский, А.В.Орлова, Т.В.Скрипник, В.Н.Якимец и др. [6, с.6]
Основными методами исследования стали методы познания (описание, анализ, наблюдение); общенаучные методы (анализ публикационного массива по теме, системно-деятельностный подход), документоведческие методы (анализ управленческой документации, системный анализ).
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 29 наименований.
1. Теоретические аспекты исследования фандрайзинга в волонтерской деятельности
1.1. Экономическая сущность фандрайзинга, его методы и формы в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
Современное российское общество сталкивается с многочисленными социальными проблемами, и в связи с этим возникает необходимость осуществления социальной поддержки населения, одним из субъектов которой являются социально ориентированные некоммерческие организации. Социально ориентированными некоммерческими организациями, являются организации (далее СО НКО), не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, не распределяющие полученную прибыль между участниками, и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества [6].
Для того, чтобы деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций была наиболее эффективной, ею должна осуществляется активная работа, направленная на поиск источников финансирования. Деятельность по привлечению необходимых средств, получила название фандрайзинг.
Фандрайзинг – это наука и искусство систематической работы с многообразными источниками финансирования по сбору средств и привлечению ресурсов для обеспечения финансирования некоммерческих организаций, выполнению благотворительных акций, поддержки иной некоммерческой деятельности или финансированию деятельности индивидуальных лиц, ведущих значимые исследования или обучающихся по социально-значимым специальностям [3, c. 41-46].
Понятие фандрайзинг происходит от словосочетания английских слов fund (средства, фонды) и raise (поднимать, увеличивать). Само слово фонд – используется для обозначения двух английских понятий:
а) foundation – это неприбыльная организация, выполняющая свою уставную деятельность ради достижения благородных целей, предоставляя гранты другим неприбыльным организациям или реализуя собственные программы;
б) fund – сумма средств, сэкономленных или приготовленных для выполнения конкретных определенных целей и задач.
Основными задачи фандрайзинга являются: сбор средств, поиск новых партнёров и других организаций, возможность СО НКО заявить о себе и проинформировать, о своих целях [2, c.9].
Фандрайзинг является необходимым, но достаточно сложным направлением деятельности СО НКО, позволяющим, привлечь необходимое количество ресурсов для решения разнообразных социальных проблем современного общества.
Деятельность в сфере фандрайзинга является целенаправленной, спланированной и непрерывной. Среди основных шагов фандрайзинга выделяют:
1. Определение потребностей и проблем.
2. Определение объекта проекта.
3. Отбор потенциальных доноров.
4. Изучение индивидуальных особенностей донора.
5. Подготовка предложения (проекта) с учетом особенностей донора.
6. Выбор методов и составление плана действий с учетом особенностей донора.
7. Установление первого контакта (письмо-запрос, телефонный разговор).
8. Личная встреча.
9. Презентация программы или проекта.
10. Уточнения условий гранта.
11. Заключения соглашения.
12. Благодарность.
13. Анализ, оценка и проверка результатов.
14. Поддержка заинтересованности донора.
Приведенные выше шаги можно объединить в четыре этапа модели планирования фандрайзинга:
Первый этап – определение потребностей. На этом этапе проводится определение и выяснение проблем и потребностей, формулируется их актуальность и неотложность, определяются пути решения проблем, ожидаемые результаты и необходимые затраты (ресурсы).
Большинство фондов, принимая решение о финансировании проекта, обращает особое внимание на инновационность идей, которые организация предлагает в проектах. Фонды интересуются решениями, которые основываются на современных знаниях. Необходимо учесть также то, что сотрудниками украинских отделений благотворительных фондов являются, в основном, украинцы, которые хорошо знакомы с проблемными вопросами и возможными путями их решения.
Критерием успешности первого этапа являются:
тщательный и в широком диапазоне анализ всего круга проблемных вопросов;
проведение предварительных исследований спектра задач, которые необходимо решить для устранения проблем, и стоимость выбранных мероприятий;
анализ имеющейся информации о стоимости и риска негативных последствий, а также анализ каждой альтернативы с точки зрения ее возможных позитивных последствий;
На втором этапе – этапе поиска источников ресурсов, разрабатывается стратегия фандрайзинга, проводится анализ источников средств (доноров), определяется их потенциал и интересы, через направление до выбранного фонда письма-запроса изучается возможность поддержки вашей идеи.
Стратегия фандрайзинга – разновидность стратегического планирования неприбыльных организаций, направленная на поиск финансирования необходимого для обеспечения деятельности организации, в том числе и реализации неприбыльных проектов.
Одним из основных моментов при разработке стратегии фандрайзинга является понимание и учет мотивации потенциального донора.
Третий этап – обращение к донору. Этот этап предусматривает подготовку и направление заявки в соответствующий фонд. На этом этапе важным является следующее:
1. Изложить идею своего проекта в форме, которая привлечет внимание;
2. Отметить возможные источники финансирования проекта. Также узнать как можно больше об интересах донора;
3. Подумать, ПОЧЕМУ донор может быть заинтересованным в предоставлении поддержки. Простой констатации того, ЧТО планируется сделать - недостаточно;
4. Составить план относительно долговременных обязательств финансирование проекта (как вы пытаетесь продолжать проект после окончания финансирования);
5. Излагать свои мысли относительно вашей поддержки четко, понятно, убедительно и вдохновенно;
6. Определить контактное лицо. Это лицо, которое будет подписывать письмо, отвечать на телефонные звонки и вести дальнейшие переговоры;
7. Решить, каким образом и когда предоставить заявку. Можно договориться о предварительных неформальных переговорах перед тем, как
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» 30.12.2006 г., №275 ФЗ / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64939/
2. Азрилиян А.Н. Экономический словарь / А.Н. Азрилиян – М.: Институт новой экономики, 2008. – 1248 с.
3. Ахинов Г.А. Экономика общественного сектора / Г.А.Ахинов, Е.Н.Жильцов – М.: ИНФРА-М, 2009. – 340 с.
4. Бармина Е.Ю. Фандрайзинг как антикризисный способ привлечение ресурсов для реализации некоммерческих проектов /Е.Ю. Бармина, О.А. Гаврилова // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2009. – № 1. – С. 24.
5. Возмилкина Е.Н., Фандрайзинг, как одно из направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций //Современная наука: исследования, технологии, проекты. - М.: Перо,2015. - 856с.
6. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев – М.: Экономика, 2010. – 415 с.
7. Дьячек Т.П. Фандрайзинг: учебно-методическое пособие для волонтеров общественных организаций социального профиля. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2008. – 316 с.
8. Доклад о состоянии институциональной благотворительности в России. – М.: «Форум Доноров», 2015.[ Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.donorsforum.ru/materials/doklad-o-sostoyanii-i-razvitii-fondov-v-rossii-2015/
9. Захаров Е.П. Организационно-экономический механизм функционирования благотворительных фондов : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. - Москва, 2002. - 156 с.
10. Зейнышев И.Г.Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
11. Исаев В.А. Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства) / В.А.Исаев, Е.В.Пономаренко – М.: ИНФРА-М, 2010. – 546 с.
12. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг - №10, 2014.
13. Комаров П.И. Маркетинг некоммерческих организаций /П.И. Комаров, А.Н. Слободич, В.В. Шарай // ФЭН-наука. – 2015. – № 46. – С. 9
14. Коробова Т.С. Фандрайзинг в благотворительных организациях как механизм социально ответственного взаимодействия: исследование зарубежных концептуальных подходов // Социальная политика и социальное партнерство, 2014. – №6. C. 55-85. – 1,1 п.л.
15. Коробова Т.С. Инфраструктурный фандрайзинг как форма привлечения социальных инвестиций в российские благотворительные организации: на пути к преодолению ценностного и профессионального лага // Лизинг, 2014, №10. – C. 46- 53.
16. Курбатов В.В.Социальная работа / В.В.Курбатов. - Ростов и/Д: Феникс, 2003. – 576 с.
17. Литвиненко И.Д. Фандрейзинг в библиотечной работе / Румянцевские чтения – 2012. Ч. 1: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 апреля 2012) : в 2 ч. / РГБ; сост. ЕА.Иванова. – М.: Пашков дом, 2012. –806 с.
18. Меренкова Н. А. Дополнительные источники ресурсного обеспечения: некоммерческие фонды поддержки библиотек / Н. А. Меренкова. – М. : Литера, 2009. - 173 с.
19. Платонова Ю.Ю. Фандрайзинг как инновационная технология социальной деятельности / Ю.Ю. Платонова // Экономика и управления: анализ тенденций и перспектив развития. – 2012. – № 1. – С. 41-46.
20. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К.Селевко, А.Г.Селевко - М: Народное образование, 2002. – 256 с.
21. Савченко П.В.Экономика общественного сектора: Учебник / П.В.Савченко, И.А.Погосов, Е.Н. Жильцов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 763 с.
22. Третьяк А.И. Что такое фандрайзинг?// V ежегодная всероссийская научно-практическая конференция студентов «Человек. Общество. Экономика: проблемы и перспективы взаимодействия»: материалы научно- практической конференции. 28 апреля 2011 г. / Под ред. Е.В. Поносовой – Пермь: АНО ВПО«Пермский институт экономики и финансов», 2011. – 392 с.
23. Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова – М.: ИНФРА - М, 2002. – 400 с.
24. Фандрайзинг в социальной сфере [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.sbornet.ru. – Дата обращения (24.12.17).
25. Фандрайзинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.financialguide.ru. – Дата обращения (24.12.17).
26. Федеральный закон от 12.01.1996. №7 Ф-З «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru. – Дата обращения (24.12.17).
27. Фейгельман Н.В., Фандрайзинг в системе деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций / Н.В.Фейгельман // Известие Тульского государственного университета. - Экономические и юридические науки. – 2010. − № 2. – С. 255-256.
28. Эткинд А. Русская болезнь // Ведомости. Выпуск от 20 июня 2014 г. № 109
29. Яркова, Н.В. Фандрайзинг в России: новые горизонты милосердия/ Благотворительные практики в России: сборник студенческих статей/ под ред. Е.А.Вороновой. - СПБ.: «Скифия-принт», 2013.