Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Изучение психологических аспектов управленческой деятельности призвано обеспечить психологическую подготовку руководителей системы образования, управленцев различных звеньев этой системы, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к числу которых следует отнести:
- знание информационных технологий и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
- компетентность в отношении управления людьми, подбора и соответствующей подготовки специалистов, оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;
- умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать свою квалификацию исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;
- четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения;
- понимание природы управленческих процессов;
- знание основ организационной структуры;
- четкое представление об основных принципах и стилях управления и руководства, а также о способах повышения эффективности управления результатом взаимодействия рыночного механизма, элементов государственного регулирования и влияния общественных сил.
Духовное, нравственное, этическое воспитание имеет большое значение для развития личности сотрудников любых профессий. Нравственное воспитание направлено на привитие человеку этических знаний, нравственных качеств, моральных убеждений, привычек. Моральные качества формируют облик человека и в ряде профессий существуют определённые требования к ним. Формирование моральных качеств охватывает три направления – качества, характеризующие отношение человека к обществу, например, патриотизм, гражданское мужество; качества, связанные с отношением к себе и другим людям, такие как требовательность, справедливость, самокритичность, тактичность и др. и качества, определяющие отношение личности к труду, к своей профессии – трудолюбие, инициативность, целеустремлённость, стремление к повышению знаний и т.д.
Объект работы – морально-психологический аспект организации как составной части управленческой деятельности.
Предмет работы - основные направления совершенствования психологических методов управленческой деятельности.
Цель работы - морально-психологический аспект управленческой деятельности.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие управленческой деятельности;
- проанализировать сущность и характерные особенности управленческих решений;
- рассмотреть морально-психологический аспект организации как составной части управленческой деятельности;
- изучить основные направления и проблемы совершенствования психологических методов управленческой деятельности.
Основы управленческой деятельности в своих работах рассматривали ряд авторов, среди которых Л. А. Добрынин, Марковская Е. И., Медведь А. А., Привалов Н. Г., Рагимова Н. С., Троицкая И. В и др.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Системно-типологическое понятие управленческой деятельности
1. 1. Понятие управленческой деятельности
Под управленческой деятельностью понимается специфический вид трудовой деятельности человека, который требует от него соответствующей профессиональной подготовки, и реализации в определенных метода, формах, способах, приемах. Основное отличие управленческой деятельности от иных, заключается в наличии интеллектуальной составляющей, ведь такая деятельность, прежде всего, направлена на то, чтобы реализовывать управленческие решения, изменять течение общественных процессов и деятельность людей.
От того, насколько правильно понимается содержание и сущность управленческой деятельности, в большой степени зависит и решение ключевых управленческих задач и проблем. «Управленческая деятельность в своем изучении сталкивается с рядом трудностей. Так крайне сложно выделить деятельностную составляющую из общеорганизационной, ввиду следующих причин: - абсолютно любой аспект деятельности компании не обходится без руководителя, и его решений» . Проблема в любой сфере деятельности компании накладывает свой отпечаток и на эффективность руководства, следовательно, любая управленческая или организационная проблема решается через деятельность руководящего (управленческого состава). Управленческая деятельность – это междисциплинарная проблема, и она является предметом изучения огромного количества дисциплин.
В настоящее время понимание управленческой деятельности изменилось. Содержательный смысл управленческой деятельности приобретает только применительно к объекту и предмету управленческой деятельности. При этом предметом являются процессы производственно-хозяйственной деятельности, а объектами выступают элементы этой деятельности. Это обусловлено тем, что наиболее общая модель системы управления организацией включает два основных элемента: субъект и объект управления, связанные между собой каналами прямой и обратной связи, по которым с помощью сил и средств управления осуществляется управленческое воздействие, в том числе воспринимается воздействие внешней и внутренней среды, обеспечивая тем самым функционирование (работоспособность) этой системы.
Субъект управления - управляющий элемент (звено) системы управления, который генерирует процесс ее функционирования, оказывая управляющее воздействие на другие элементы данной системы. Роль субъекта в управлении исполняют определенное лицо или группа лиц (органы управления, их подразделения), которые в силу данных им полномочий или имеющихся договоренностей могут и должны оказывать управляющее воздействие на другие элементы данной системы. И от того, кто и как управляет, в значительной мере зависит эффективность деятельности организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдукаримова Л. Г. Система внутреннего контроля на предприятии, ее преимущества и недостатки / Л. Г. Абдукаримова // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности. – 2018. – С. 9-13.
2. Волкогонова О.Д. Управленческая психология: учебник / О. Д. Волкогонова. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 352 с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ, 2018. - 501 с.
4. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь,2018. – 265 с.
5. Ивасенко А.Г. Разработка управленческих решений: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, Е.Н. Плотникова. – Новосибирск: Кнорус, 2017. 168 с.
6. Каня Ю.А. Психологические аспекты принятия управленческих решений / Ю. А. Каня. -М.,2018. – 234 с.
7. Луценко Л.И. Социально-психологические аспекты управленческой деятельности / Л. И. Луценко. - Гуманитарные науки. - 2018. - №1-2. - С. 313-319.
8. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон. – М.: ДЕЛО, 2017. - 672 с.
9. Настинова Ц. С. Управление персоналом в современных условиях / Ц. С. Настинова // Молодой ученый. - 2016. - №8. – С. 632-634.
10. Объедкова Л.В. Организационные изменения и социально-психологический климат в организации / Л.В. Объедкова, Н.А. Вертогузова // Региональная экономика. - 2019. - № 1 (7). - С. 131-137.
11. Панчук Е. Ю. Психологический аспект управленческой деятельности / Е. Ю. Панчук // Психология в экономике и управлении. – 2019. – №. 2. – 132 с.
12. Родюкова Т.Н. Управление социальным развитием личности, персонала, организации: общие и отличительные черты / Т.Н. Родюкова // Инновационная наука. - 2020. - №5. - С. - 188-191.
13. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов / Э. А. Смирнов. - ЮНИТИ-ДАНА, 2018. -271 с.
14. Чунихина Н. А. Социально-психологические аспекты контроля в управлении персоналом: самоконтроль и внешний контроль менеджера / Н. А. Чунихина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – №. 1. – С. 97- 100.