Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы состоит в том, что в основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и цели всей организации. Правильно разработанная и успешно внедренная система мотивации приведет не только к увеличению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли компании, но и к удовлетворенности персонала своей работой. Грамотно выстроенная система мотивации персоналом является фундаментом для эффективной реализации общей стратегии предприятия.
В последнее время работодатели пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения бизнеса, понимая, что самым важным фактором его развития, все-таки, остается человек. В связи с этим меняются и подходы к системе управления персоналом, корректируется стратегия развития, пересматривается кадровая политика, внедряются современные HR-технологии. Другими словами, руководители организаций разворачивают вектор в сторону совершенствования системы мотивации, а там, где ее не было, - создают систему с нуля
Мотивация - это мотивация к действию, динамичный физиологический и психологический процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность, организацию, активность и стабильность, способность человека активно удовлетворять свои потребности.
Вопросам организации деловой карьеры посвящены научные исследования по теории управления и управлению персоналом таких российских авторов, как Т.Ю. Базаров, А.Я. Кибанов, С.В. Шекшня, М.И. Магура и др.
Проблемы повышения эффективности профессионального развития сотрудников изучались такими зарубежными учеными, как М. Армстронг, О. Бессейр, П. Лоуренс и др.
Предмет работы - мотивация сотрудников.
Объектом работы является стратегия повышения мотивации сотрудников на этапах деловой карьеры.
Цель работы - мотивация как способ совершенствования управления деловой карьеров персонала.
Задачи:
- рассмотрение основных понятий мотивации и стимулирования сотрудников;
- анализ роли мотивации и стимулирования в управлении деловой карьерой персонала;
- изучение организационно-экономической характеристики ПАО "Сбербанк России"
- анализ системы мотивации сотрудников ПАО "Сбербанк России"
- рассмотрение стратегии и путей дальнейшей мотивации сотрудников ПАО "Сбербанк" в России.
Методологией работы был метод классификации, сравнения и анализа теоретических источников.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка используемой литературы.
1. Теоретические аспекты мотивации персонала на этапах деловой карьеры в современной организации
1.1 Основные понятия мотивации и стимулирования персонала
Мотивация является одной из основных функций менеджмента, благодаря которой обеспечивается активизация деятельности сотрудников и стимулируется их эффективная работа для достижения целей организации. С помощью этой функции руководство создает такие условия, чтобы всей команде становилось выгодно и удобно работать. Таким образом, объектом мотивации в организации является персонал, субъектом – менеджер, руководитель.
Слово «мотивация» в общем случае означает психологическое состояние человека, побуждающее его действовать определенным образом. Поэтому в некоторых учебниках по менеджменту действия руководителя, направленные на поощрение сотрудников к эффективной работе, называются руководством. Однако слово "руководство" имеет более широкое значение и включает в себя почти все аспекты управления.
Поэтому для обозначения функции, обеспечивающей сознательный, высокопроизводительный труд персонала организации, мы будем использовать термин «мотивация».
Теории и методы мотивации начали создаваться и совершенствоваться с появлением гуманистического направления менеджмента.
Потребность – это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо. [3, стр. 17]
Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя.
На рисунке 1.1 показана схема мотивации человека через его потребности.
Рисунок 1.1 – Схема мотивации человека через его потребности [3,с. 22]
Каждый человек постоянно сталкивается с определенными потребностями - в еде, отдыхе, развлечениях, общении с окружающими, саморазвитии и т.д.
Желая удовлетворить свои потребности, человек ставит перед собой цель. Разные потребности приводят к разным мотивам поведения, то есть стремлениям и склонностям.
Мотивы определяют поведение и поступки человека. Поступки, приводят к достижению цели. Однако, достигнув цели, человек может осознать, что он не полностью удовлетворен своей потребностью.
Таким образом, мотивация является одной из основных функций менеджмента, благодаря которой обеспечивается активизация деятельности сотрудников и стимулируется их эффективная работа для достижения целей организации. [9, с. 24]
Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Внутренняя мотивация - это осознание человеком необходимости и целесообразности работать определенным образом. Внешнюю мотивацию часто называют стимулированием от слова "стимул" - побудительная причина действия.
Мотивация и стимулирование сотрудников - это двустороннее действие, направленное на то, чтобы побудить сотрудников работать более продуктивно. [7. с 124]
Далее рассмотрим различия между мотивацией и стимулированием персонала.
В классическом смысле мотивация в управлении - это процесс поощрения себя, а также других сотрудников к эффективной работе для достижения личных целей и задач, стоящих перед организацией. Мотивацию и стимулирование персонала можно рассматривать как процесс удовлетворения потребностей и ожиданий сотрудников, связанных с работой. [7, с. 124]
В то же время цели сотрудников совпадают с целями и задачами организации.
При этом мотивация и стимулировании понимаются как совокупность мер, применяемых субъектом управления для повышения эффективности работы сотрудников. [7, стр. 124]
Это определение объединяет два основных вектора, которые руководство компании обычно принимает как идентичные: мотивацию и стимулирование. Но, по сути, мотивация и стимулирование – это разные вещи, хотя они направлены на достижение одной цели - повышение эффективности работы персонала. Необходимо понять, в чем разница между мотивацией и стимулированием.
Мотивация сотрудников - это, прежде всего, осознанная личная мотивация к активным действиям, направленным на достижение поставленных целей. Мотивация основана на потребностях (физиологических, ценностных, духовных, нравственных и других).
Необходимо знать и учитывать, что мотивация к действию после первоначального удовлетворения какой-либо потребности на некоторое время значительно ослабевает. [7, стр. 124]
Процесс удовлетворения потребностей - это мотивационная политика, которая строится менеджерами организации, руководствуясь известными им интересами и потребностями сотрудников компании. Стимулирование сотрудников всегда дополняет мотивационную политику организации; это способ удовлетворения конкретных потребностей сотрудников, особенно материальных потребностей. [7, с. 124]
В деятельности любого руководителя мотивация является основным фактором, влияющим на персонал организации. Суть заключается в том, что сотрудники компании выполняют трудовые обязанности в соответствии с принятыми управленческими решениями. Руководству важно знать мотивирующие факторы сотрудников.
Следует также учитывать корпоративную культуру как мотивирующий фактор. Именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации способствует успешному согласованию интересов сотрудников и организации, помогает развивать систему мотивации сотрудников. Для того чтобы обеспечить ее успешное выполнение, руководители любой компании должны целенаправленно и систематически создавать благоприятные условия для повышения трудовой активности сотрудников. Учитывая тот факт, что работники современных организаций и учреждений более образованны и состоятельны, чем работники прошлых десятилетий, их трудовую активность сложнее мотивировать. Любой сотрудник может потерять мотивацию.
Стимулирование мотивации сотрудников организации может быть выражена в виде системных мер внешней поддержки со стороны руководства, в результате которых повышается активность и качество трудовых усилий сотрудников. Стимул может быть как, положительный так и отрицательный. [7, с. 124]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева А.В. Управление компетенциями персонала в системе обеспечения конкурентоспособности банка / А. В. Андреева // Terra Economicus. - 2018. - № 2-3. - С. 75-79.
2. Акутина В.А. Мотивация персонала в коммерческом банке / В. А. Акутина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-1 (77-1). - С. 853-856.
3. Ашурова Д.Н. Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц / Д. Н. Ашурова // Символ науки. - 2019. - № 12-1. - С. 43-46.
4. Дубяга Г.М. Концептуальные проблемы традиционной системы оплаты труда / Г. М. Дубяга // Экономика и предпринимательство. – 2016. - №3. – С. 274-277.
5. Колесников И.В. Повышение мотивации и стимулирования персонала и эффективности работы на российских предприятиях / И. В. Колесников // Вестник магистратуры. - 2018. - № 1-1 (40). - С. 154- 156.
6. Коноваленко, М. Ю. Моделирование деловой карьеры / М. Ю. Коноваленко. – М. : Дашков и К : Наука-Спектр, 2018. – 175 с.
7. Корзенко Н.И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом / Н. И. Корзенко // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 1 (356). - С. 124-126.
8. Могилевкин, Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е. А. Могилевкин. – СПб. : Речь, 2017. – 336 с.
9. Мацуй Е.А. Cовременные мотивационные стратегии / Е. А. Мацуй // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – №11(ч.7). – С. 911-914.
10. Наумова А. И. Система мотивации персонала на примере ПАО «Сбербанк» / А. И. Наумова // Актуальные исследования. -2019. -№3 (3). - С. 71-74.
11. Редькина Е.А. Мотивация один из элементов управления персоналом / Е. А. Редькина // В сборнике: Глобализация науки: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С. 76-78.
12. Резник, С. Д. Персональный менеджмент. Практикум : учеб. пособие по спец. 061100 «Менеджмент орг.» / под общ. ред. С. Д. Резника. – 2-е изд., доп. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 256 с.
13. Корпоративная культура [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sberbank.com/ru/sustainability/employees. - (дата обращения: 21.09.2021).