Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня государственной образовательной политикой признаются приоритетными вопросы касаемо физического и психического здоровья детей, необходимого для того чтобы в дальнейшем успешно самореализоваться в учебе и в социуме. Несмотря на обращение исследователей к данной проблеме, у детей отмечается ухудшение здоровья за период обучения в общеобразовательных учреждениях, увеличивается их уровень беспокойства, неуверенность, психоэмоциональная неустойчивость, развиваются психоэмоциональные расстройства, снижается внимание, ухудшается память.
Причиной таких отклонений являются учебная перегрузка, большой поток осваиваемой информации, экологические и климатические изменения, которые приводят к утомлению школьников. Особой проблемой во всех перечисленных аспектах является высокий уровень тревожности и психоэмоциональное напряжение, проявляющиеся в беспокойстве, угрюмого настроения, агрессивного поведения.
Исходя из сказанного, назрела необходимость поиска нового метода, нетрадиционного подхода к решению данной проблемы, которые будут направлены на развитие личностного потенциала детей как условия обеспечения их целостного здоровья; на воспитание ценностного и ответственного отношения к здоровью; на формирование практических навыков на сохранение здоровья и умений снимать путем релаксационных способов уровень психоэмоционального напряжения. Одним из эффективных средств, способствующим терапевтическому воздействию является музыка.
Актуальность моей работы определяется тем, что пение - одно из самых ярких и доступных видов искусства, которое способно доставлять радость, развивать воображение и фантазию, способствовать творческому развитию и здоровому образу жизни человека.
Современные дети много времени проводят за компьютерными играми и мало гуляют на свежем воздухе, из-за чего у них ухудшается состояние здоровья, нарушается осанка, возникают проблемы в общении со сверстниками.
Объект исследования. Учащиеся хоровой студии ДМШ.
Предмет исследования. Пение как регулятор эмоционального состояния.
Цель работы. Выяснить, как влияет пение на эмоциональное состояние обучающихся в ДМШ.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть вокалотерапию, как одним из основных методов музыкотерапии.
2) Выделить влияние пения на организм подростков.
3) Провести экспериментальное исследование влияния пения на эмоциональное состояние обучающихся в ДМШ.
Методы исследования: Изучение литературы и Интернет-ресурсов, эксперимент.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Вокалотерапия — один из основных методов музыкотерапии
Исследованием влияния музыки на человека занимаются раз¬личные науки — физиология, психология (арт-психология), психо¬терапия, психиатрия, музыкальная педагогика, терапия, акустика, неврология и др. В XX веке стало складываться новое научное на¬правление — арт-терапия, включающая лечение различными ху¬дожественными средствами (танец, живопись, прикладные искус¬ства и музыка). Музыкотерапия — это метод использования музыки в различных формах с целью развития творческих способностей у здоровых людей и/или лечения (коррекции) какой-либо патологии психического или физического уровня. Перспектива изучения и при¬менения вокалотерапии объясняется еще и отсутствием побочных эффектов и противопоказаний. Известная токсичность фармаколо¬гических препаратов заставляет искать безопасные и естественные методы исцеления человека.
В современном мире основной акцент в обществе постепенно смещается в сторону здорового образа жизни, создания комфортной психологической среды для человека, развития индивидуальных творческих способностей, экологии пространства. По-мнению авто¬ра, вопросы коррекции психологического статуса и лечения различ¬ных соматических заболеваний являются важной частью создания новой парадигмы культурной среды человека. Безопасность метода и творческая атмосфера музыкотерапии делает ее универсальной для взрослых и детей.
История воздействия музыки на человека берет свое начало с древ-них цивилизаций, где использовали музыку для ритуалов заклинания богов, магии и лечения от различных болезней. Лечебное влияние музыки широко использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. Музыка применялась в ритуальном пении: больных людей заставляли петь по нескольку часов в день. Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различных мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Понятие «эвритмии» введено Пифаго¬ром — это означает способность человека находить ритм в жизнеде¬ятельности. Изучая музыкальные лады, оказывающие влияние на состояние человека, Аристотель делил их на три типа: этические, практические, энтузиастические. Аристотелем разработана концепция катарсиса или очищения души, согласно которой искусство может освободить человека от болезненных переживаний и негативных эмо¬ций [10].
Практика музыкотерапии в XVII-XVIII вв. была связана с теорий аффектов: устанавливались отношения между темпераментом че¬ловека и характером предпочтения определенной музыки [7].
В России музыкотерапия применяется как средство лечения не-врозов с начала XX столетия (В. М. Бехтерев). В. А. Гиляровский разрабатывает лечебную ритмику для детей и взрослых (1936). Му-зыкотерапия начинает использоваться в санаторном лечении для улучшения общего состояния пациентов, независимо от пола и воз¬раста.
Американская концепция музыкотерапии основывается на основ-ных положениях ортодоксального психоанализа З. Фрейда и пред¬ставляет клиническое направление (т. н. «музыкальная фармакология»). Особенностью данного направления является уровневый принцип: от воздействия простых форм музыки пациент осуществляет переход к сложным музыкальным формам. Шведская музыкотерапия сформи-ровалась из концепции психорезонанса, основу которой составляет учение К. Г. Юнга. Согласно этой концепции, музыка способна про¬никать в более глубокие слои психики, чем слово. Глубинные слои психики приходят в резонанс с гармоническими формами музыки и проявляются внешне в поведении человека. С помощью музыки пациент приходит к переживанию катарсиса.
Немецкая школа музыкотерапии использует сочетание музыки с терапией сна при невротических расстройствах и в комплексном лечении пациентов. В 1958 г. центр музыкотерапии создается в Вене. Выпускники академии получают специальность музыкотерапевта. В 1968 г. основывается музыкотерапевтическое сообщество, в которое вошли Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия. В Европе заслуживает внимания деятельность трех музыкотерапевтических центров: в Лондоне, Копенгагене, Роттердаме. В 1969 г. в Париже открывается институт, который готовит музыкотерапевтов [10].
Музыкотерапия конца XX в. и начала XXI в. характеризуется одно-временным сосуществованием множества научных направлений, школ, созданием многочисленных центров музыкотерапии, осуществляющих подготовку специалистов. Значительное количество исследований по музыкотерапии можно разделить на две большие группы. Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, аутизма, нарушений психического развития или двигательной мото¬рики детей. Данное направление представлено клиническим психоа¬нализом, восстановительной медициной, лечебной и специальной педагогикой. Оздоровительная музыкотерапия базируется на идеях музыкального воспитания Б. В. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает элементы психотерапии (релаксация, суггестия, импровизация) и применяется с целью личностного роста и развития человека, а также для достижения релаксации, снятия негативных эмоциональных состояний, последствий стрессов. Это направление музыкотерапии изучает музыкальная психология. Современные ис¬следования проводятся в различных направлениях: изучается рецеп¬тивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия [10].
Многие композиторы и ученые подтверждали необходимость му-зыкального искусства в жизни человека и его целительное воздействие на душу и тело. «Музыка—посредница между жизнью ума и жизнью чувств. Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия», — подчеркивал Л. В. Бетховен «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья», — писал В. М. Бехтерев. Великий русский композитор С. В. Рахманинов говорил: «Музыка...должна оказывать очищающее действие на умы и сердца».
Потребность человека в музыке связана с тем, что здоровая клетка живой материи издает звуки различной частоты, которые являются производными от процессов вращения биологических ферментов клеток. По данным биофизика C. Э. Шноля (1968) различные веще¬ства и ферменты нашего организма обладают акустическими харак¬теристиками, которые близки к звукам различной высоты. Акустиче¬ское поле музыки накладывается на акустическое поле организма и совпадающие частоты начинают звучать и резонировать, катализируя биохимические реакции и оздоровляя организм [18].
В 2011 г. в России возникла Ассоциация музыкальных психологов и психотерапевтов (АМПП). Ежегодно проводится конференция «Му-зыкотерапия в музыкальном образовании» на базе Института музыки, театр и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена под руководством проф. А. С. Клюева. В Уставе Ассоциации говорится, что «музыкотерапия представляет собой совокупность методов психосоматической регу¬ляции функций организма человека, основанных на мультимодальном подходе, в котором задействованы технологии исцеления, применяемые в различных психологических школах и направлениях». По мнению Клюева, музыкотерапия — это лечение в человеке человеческого. Музыка воздействует на три компонента психической организации: на подсознание и сознание человека, пробуждая его интуицию, и на сверх¬сознание или духовный уровень бытия [18].
Современные приемы и способы музыкальной психотерапии вклю-чают следующие (по В. И. Петрушину):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белоусова Е.В. Возможности использования музыкально--драматического творчества в социальной работе. / Е.В. Белоусова. // Отечественный журнал социальной работы. - 2016. № 4. 30-35 с.
2. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2013
3. Введение в музыкотерапию. / Г.-Г. Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2013. 208 с.
4. Георгиев Ю. Музыка здоровья: [Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии]// Клуб. - 2011. - №6. - с.39.
5. Клюев А. С. (ред.). Музыкотерапия в музыкальном образовании. Терапия ис¬кусством в художественном образовании: по итогам 10 международных научно-практических конференций (Санкт-Петербург, 2018-2017гг.), СПб.: Алетейя, 2018. 374 с.
6. Колганов И. Наш организм лечат его собственные волны / И. Колганов // Человек и наука. - 2013. - № 1. - С. 22-23.
7. Кошкина И. С. Особенности вокальной методики в работе с детьми с ограни¬ченными возможностями здоровья. Евразийский научный журнал. 2018. № 5. С. 180-183.
8. Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. — К., 2012
9. Макашева В. А. Музыкотерапия в комплексной терапии детей с нарушения¬ми психического развития: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: Спец.14.00.18, Новосиб. гос. мед. акад. Новосибирск, 2011. 15 с.
10. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. СПб.: Паллада, 2012. 82 с.
11. Оленская Т.Л. История и современные тенденции музыкотерапии. / Т.Л. Оленская, А.А. Марченко, Л.Л. Шебеко, А.В. Врагов, Е.А. Марченко. // Здоровье для всех. - 2015. 15-21 с.
12. Першина К.В. Исследование влияния русской народной музыки на психоэмоциональный фон человека. / К.В. Першина. // Актуальные проблемы исследования массового сознания: сборник статей V Международной научно-практической конференции. - Пенза: ПИ ПГУ, 2019. 176-180 с.
13. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Рос. Фонд гуманитар. исслед. М.: Изд. Об-ние «Композитор», 2017. 163 с.
14. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2010. - 176 с.
15. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2017. - 384 с.
16. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. / В.И. Петрушин. // 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. 380 с.
17. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. // 2. доп. и перераб. изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. 1019 с.
18. Рюмин В. Г. Вокалопсихотерапия — исцеляющее пение: (практическое руко¬водство). М.: Институт консультативной психологии и консалтинга (ФПК- Институт), 2015. 112 с.
19. Самсонова Г. О. Принципы гармонии и симметрии в коррекции энергоинформационного гомеостаза с помощью звукового воздействия / Г. О. Самсонова // Вестник новых медицинских технологий. - 2016. - Т. XIII. - № 3. - С. 178-179.
20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1985.
21. Уон Л. С. Музыка в комплексном лечении артериальной гипертонии у больных ожирением: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: Спец. 14.00.05 С.-Петерб. гос. санитар.-гигиен. мед. ин-т. СПб., 2014. 20 с.
22. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: учебное пособие для студентов высших и средних музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических учебных заведений. Уральская гос. Консерва¬тория им. М. П. Мусоргского. Екатеринбург: Уральская государственная консерватория, 2010. 218 с.
23. Шушарджан С. В. Руководство помузыкотерапии. М.: Медицина Шико, 2015. 473 с.
24. Шушарджан С. В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук: Спец. 14.00.27 Рос. Ун-т дружбы народов. М., 2016. 16 с.
25. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии. / С.В. Шушарджан. - М.: Медицина, 2015. 478
26. Эффект Моцарта - Дон Дж. Кэмпбелл, КУБ, 2010