Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день маркетинговое исследование рынка имеет значение в связи с высоким уровнем конкуренции в данной сфере. Гигантом на рынке, несомненно, является ПАО «Детский мир».
Определение сильных и слабых сторон в маркетинговой деятельности предприятия, определение мнения потребителя и составление базы данных маркетинговой информации является фактором повышения конкурентоспособности предприятия на рынке.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования информационной системы маркетинга. Задачи, требующие решения для достижения данной цели:
определить сущность системы маркетинговой информации;
изучить построение информационных систем в маркетинге;
привести общую характеристику предприятия;
изучить автоматизацию процесса исследования рынка.
Объект работы – управление маркетингом ПАО «Детский мир». Предмет – информационная система маркетинга ПАО «Детский мир».
Данную тему исследовали различные авторы. Например, анализ и тенденции рынка информационной безопасности в России провели Волкодаева А.В., Крупнов Ю.А. и Балановская А.В.
Общее понятие формирования и функционирования маркетинговых информационных систем дали Тяпухин А.П., Сатарова М.Н.
Институциональная среду как основу учетно-информационного обеспечения управления современным вузом исследовали Егорова Е.М. и Глущенко А.В.
Технологии маркетинга бытовых услуг: современные тенденции и проблемы развития описали Ильина О.В. и Хныкина Т.С.
Теоретические подходы к исследованию выхода предприятия на внешние рынки изучили Турбаба М.В., Бармута К.А., Мельникова Е.П.
Теоретическим проблемам информатизации и проблемам информационного обеспечения посвящено значительное количество работ зарубежных и отечественных ученых и практиков. Выдающимися отечественными и зарубежными учеными по вопросам информационного обеспечения деятельности предприятия являются А. Мишенин [1], О. Каминской [2], М. Ермошенко [3, 4], М. С. Аль-Аудат [5], Р. Баззель, 1993, Д. Кокс, 1993, Р. Браун, 1993 [6] и др. Они раскрыли ценность информации в условиях рыночной экономики, ее сущность и качественные характеристики, в том числе способы минимизации рисков при разработке и организации маркетинговых информационных решений. Некоторые ученые предложили собственные методы структурирования маркетинговой информационной системы (МИС) - модель МИС Ф. Котлера [7], Модель Э. Дулинца, 1994, динамическая модель МИС Э. Ли, 1995 [8], модель Э. Маккарти, 1990 и Б. Перро, 1990 [9].
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе изучена сущность системы маркетинговой информации, выявлены особенности построения информационных систем в сфере исследования рынка.
Во второй главе произведена разработка проекта внедрения информационного обеспечения маркетинга на примере ПАО «Детский Мир».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАРКЕТИНГА
1.1. Сущность системы маркетинговой информации
Система маркетинговой информации относится к систематическому сбору, анализу, интерпретации, хранению и распространению рыночной информации, как из внутренних, так и из внешних источников, среди маркетологов на регулярной, непрерывной основе [25].
Система маркетинговой информации распределяет соответствующую информацию между маркетологами, которые могут принимать эффективные решения, связанные с маркетинговыми операциями, а именно ценообразование, упаковка, разработка новых продуктов, дистрибуция, СМИ, продвижение и т. д.
Каждая маркетинговая операция работает в унисон с условиями, преобладающими как внутри, так и вне организации, и, следовательно, существует несколько источников (а именно внутренняя, маркетинговая разведка, маркетинговые исследования), с помощью которых можно получить соответствующую информацию о рынке [12].
Компоненты маркетинговой информационной системы (рис. 1) [34].
Внутренние записи: компания может собирать информацию с помощью своих внутренних записей, включающих данные о продажах, базу данных клиентов, базу данных продуктов, финансовые данные, операционные данные и т.д.
Информация может быть собрана из таких документов, как счета-фактуры, копии передачи, платежные документы, подготовленные фирмами, как только они получают заказ на товары и услуги от клиентов, дилеров или торговых представителей [28].
Текущие данные о продажах должны поддерживаться на регулярной основе. Отчеты о текущих продажах и уровнях запасов помогают руководству принять решение о своих целях, и маркетологи могут использовать эту информацию для разработки своей будущей стратегии продаж.
Рисунок 1 Компоненты маркетинговой информационной системы [30]
Компании ведут несколько баз данных, таких как (рис. 2):
*база данных клиентов - где содержится полная информация о клиенте, его имени, адресе, номере телефона, частоте покупок, финансовом положении и т.д. [11].
*База данных товара - в которой хранится полная информация о цене товара, его характеристиках, вариантах исполнения.
*База данных продавца, в которой содержится полная информация о продавце, его имя, адрес, номер телефона, цель продаж и т.д.
Рисунок 2 – Виды баз данных [27]
Компании хранят свои данные в хранилище данных, откуда они могут быть извлечены в любое время, когда возникнет такая необходимость [4].
Система маркетинговой разведки: система маркетинговой разведки предоставляет данные о событиях на рынке, то есть данные, относящиеся к маркетинговой среде, которая является внешней по отношению к организации.
Она включает в себя информацию об изменяющихся тенденциях рынка, ценовой стратегии конкурента, изменении вкусов и предпочтений клиента, новых продуктах, запущенных на рынок, стратегии продвижения конкурента и т.д.
Чтобы иметь эффективную систему маркетинговой информации, компании должны активно работать над улучшением системы маркетинговой разведки, предпринимая следующие шаги:
1) обеспечение надлежащего обучения и мотивация сотрудников отдела продаж следить за тенденциями рынка, то есть за изменением вкусов и предпочтений клиентов и давать предложения по улучшению, если таковые имеются.
2) мотивация партнеров канала, а именно дилеров, дистрибьюторов, розничных торговцев, которые находятся на реальном рынке, предоставляют актуальную и необходимую информацию о клиентах и конкурентах.
Компании также могут улучшить свою систему маркетинговой разведки, получая все больше и больше информации о конкурентах. Это можно сделать, приобретая продукцию конкурента, посещая выставки, читая опубликованные статьи конкурента в журналах, финансовых отчетах.
Компании могут иметь эффективную систему маркетинговой информации, вовлекая постоянных клиентов в консультационную группу клиентов, которые могут делиться своим опытом и давать советы новым потенциальным клиентам.
Компании могут использовать государственные данные для совершенствования своей системы маркетинговой информации. Эти данные могут быть связаны с демографическими тенденциями и характеристиками, сельскохозяйственным производством и т.д., что помогает организации планировать свои маркетинговые операции соответствующим образом [13].
Кроме того, компании могут приобретать информацию о маркетинговой среде у исследовательских компаний, которые проводят исследования по всем игрокам рынка.
Система маркетинговой аналитики может быть дополнительно усовершенствована путем прямого опроса клиентов об их опыте работы с продуктом или услугой через формы обратной связи, которые можно заполнить онлайн [24].
Маркетинговые исследования - это систематический сбор, организация, анализ и интерпретация первичных или вторичных данных для поиска решений маркетинговых проблем. Некоторые компании проводят маркетинговые исследования для анализа маркетинговой среды, включающей изменения вкусов и предпочтений потребителей, стратегий конкурентов, масштабов запуска новых продуктов и т. д., применяя несколько статистических инструментов [14].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2016. - № 4. – Ст. 445.
Литература:
2. Белов А.А., Рыбин Е.В. Программа для построения маркетинговой информационной системы "MARK.PRO" // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021617889, 20.05.2021. Заявка № 2021616798 от 06.05.2021.
3. Бирюкова, Т.В. Развитие методов исследования конъюнктуры сельскохозяйственных рынков на основе инструментария маркетингового анализа / Т.В. Бирюкова // В сборнике: Доклады ТСХА. 2020. С. 127-129.
4. Ботнарюк М.В. Оценка экономического эффекта от внедрения маркетинговой информационной системы в деятельность транспортной компании: методические основы // Экономический вектор. 2021. № 3 (26). С. 17-20.
5. Варивода, В.В. Выбор предпочтительных конструктивных решений одежды для тренировочной деятельности байдарочников / В.В. Варивода // В сборнике: Материалы докладов 49 международной научно-технической конференции преподавателей и студентов в 2 томах. 2016. С. 113-115.
6. Василькова, М.А. Анализ перспектив развития конкурентного энергетического рынка России на основе методов машинного обучения / М.А. Василькова // В сборнике: Информационные технологии, энергетика и экономика (экономика и менеджмент, научные исследования в области физической культуры, спорта, общественных наук и лингвистики). сборник трудов XVII международной научно-технической конференции студентов и аспирантов. ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ», филиал в г. Смоленске. Смоленск, 2020. С. 8-12.
7. Волкодаева, А.В., Балановская, А.В. Анализ и тенденции рынка информационной безопасности в России / А.В. Вокодаева, А.В. Балановсккая // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 226-232.
8. Гамов, И.А., Хахина, А.М. Программа как товар в условиях рынка / И.А. Гамов, А.М. Хахина // В сборнике: Наука, образование, инновации: гуманитарные, естественно-научные и технические решения современности. Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 35-37.
9. Егорова, Е.М., Глущенко, А.В. Институциональная среда как основа учетно-информационного обеспечения управления современным вузом / Е.М. Егорова, А.В. Глущенко // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. № 8 (470). С. 883-905.
10. Ефимова Е.А., Колобашкин В.С. Разработка автоматизированной информационной системы для интернет-маркетинговой компании // В сборнике: Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2021). Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. Москва, 2021. С. 123-125.
11. Ильина, О.В., Хныкина, Т.С. Технологии маркетинга бытовых услуг: современные тенденции и проблемы развития / О.В. Ильина, Т.С. Хныкина // Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 27-31.
12. Использование метода анализа иерархий для увеличения объёма продаж на рынке недвижимости / Левченков Л.Н., Проскорякова Н.С., Христич О.С. // В сборнике: Наука. Исследования. Практика. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. 2020. С. 128-130.
13. Исследование подходов к формированию маркетинговых информационных систем предприятий и тенденций их развития / Катаев Алексей Владимирович, Катаева Татьяна Михайловна, Кочерягина Наталья Валерьевна // Инновационная деятельность. 2021. № 2 (57). С. 36-46.
14. Казарьян, А.А., Абдуллаев, З.И. Статистические методы анализа рынка ценных бумаг (индексный, динамический, графический) / А.А. Казарьян, З.И. Абдуллаев // Хроноэкономика. 2020. № 3 (24). С. 136-139.
15. Колесников, В.Ю., Орлов, Ю.К. Технический анализ методов прогнозирования фондового рынка / В.Ю. Колесников, Ю.К. Орлов // В сборнике: Информатика, управляющие системы, математическое и компьютерное моделирование (ИУСМКМ-2020). Сборник материалов XI Международной научно-технической конференции в рамках VI Международного Научного форума Донецкой Народной Республики. Редколлегия: Ю.К. Орлов [и др.]. 2020. С. 523-526.
16. Коржуков, В.В., Ливинская, В.А. Использование методов регрессионного анализа для анализа вторичного рынка автомобилей / В.В. Коржуков, В.А. Ливинская // В сборнике: Статистический анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 208-212.
17. Крупнов, Ю.А. Актуальные проблемы защиты конкуренции / Ю.А. Крупнов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 1. С. 53-65.
18. Лазарева Т.С. Значение маркетинговой информационной системы // В сборнике: всероссийский исследовательский форум студентов и учащихся. сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. С. 36-39.
19. Лискина, Е.Ю., Щукина, И.П. Исследование региональных различий рынка труда российской федерации методами анализа панельных данных / Е.А. Лискина, И.П. Щукина // В сборнике: математика и естественные науки. Теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный технический университет». Ярославль, 2020. С. 168-173.
20. Ломова, И.Ю. Анализ методов государственного регулирования на рынке аддиктивных благ в РФ / И.Ю. Ломова // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 6 (110). С. 21.
21. Медицинские организации первичного звена: конкурентоспособность и репутация / Давыдович А.Р., Шмелева Т.В., Сыркова И.С. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28. № S. С. 729-735.
22. Петренко А.П. Применение информационных технологий в системе маркетинговых исследований потребителей // В сборнике: Актуальные аспекты политической конфликтологии: цифровизация, виртуализация. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов и практиков. Под редакцией М.А. Таниной, В.А. Юдиной, О.А. Зябликовой, И.А. Юрасова. 2021. С. 223-225.
23. Плугарь, Е.В., Растригина, О.В. Регуляторная политика в стимулировании взаимодействия участников рынка медицинских услуг / Е.В. Плугарь, О.В. Растригина // Дискуссия. 2020. № 2 (99). С. 29-36.
24. Протодьяконова А.А. Маркетинговая документация. Ошибка или умный ход в реализации информационной системы // Научный Лидер. 2021. № 12 (14). С. 18-19.
25. Романовская Е.В., Бакулина Н.А. Методы изучения, анализа и прогнозирования спроса на отраслевом рынке / Е.В. Романовская, Н.А. Бакулина / В книге: Математика и математическое моделирование. Сборник материалов XIV Всероссийской молодежной научно-инновационной школы. 2020. С. 203-204.
26. Слободняк, И.А., Антипина, П.В. Оценка статистических данных о состоянии рынка электронной торговли с использованием приемов экономического анализа / И.А. Слободняк, П.В. Антипина // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 2. № 1. С. 150-160.
27. Теоретические подходы к исследованию выхода предприятия на внешние рынки / Турбаба М.В., Бармута К.А., Мельникова Е.П. // В сборнике: экономика и управление: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции молодых ученых. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. 2020. С. 240-246.
28. Тихонов, А.И. Повышение конкурентоустойчивости предприятий машиностроения за счет реализации программы импортозамещения / А.И. Тихонов // Вестник Академии знаний. 2020. № 3 (38). С. 258-263.
29. Хашимова Д.П. Анализ и уточнение основных принципов формирования маркетинговых информационных систем // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5-3 (75). С. 157-162.
30. Цифровая информационная система маркетинговых исследований / Терехова А.А., Дмитриевский Б.С., Сенан А.Ш.Н. // В сборнике: Технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 2021. С. 553-557.
31. Чурлей Э.Г. Маркетинговая информационная система: ошибки и заблуждения в процессе организации и использования // В сборнике: Тенденции экономического развития в XXI веке. Материалы III Международной научной конференции. Редколлегия: А.А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 816-819.
32. Чурлей Э.Г. Формирование системы мониторинга тренд-сигналов в организации процесса маркетингового информационного обеспечения // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2021. № 1. С. 69-85.
3. Интернет-ресурсы
33. Менеджмент организации. [Электронный ресурс] // URL http://www.aup.ru/books/m98/5_3.htm . – Загл. с экрана.
34. Система маркетинговой информации [Электронный ресурс] // URL http://marketing-tut.ru/marketing/sistema-marketingovoj-informacii.htm . – Загл. с экрана.
35. Официальный сайт предприятия [Электронный ресурс] // URL https://www.detmir.ru . – Загл. с экрана.