Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Вступление ребенка в школьную жизнь сопровождается сложной психофизиологической перестройкой детского организма. По мнению психологов, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Внешне кризис развития проявляется в том, что доселе понятный для взрослых, эмоционально непосредственный, «прозрачный» в своих желаниях, мотивах ребенок начинает проявлять немотивированное своенравие, нарушается непосредственность его реакций, начинает дифференцироваться внешняя и внутренняя сторона его личности.
Переживания начинают осмысливаться ребенком, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. У ребенка формируется самосознание, развивается самооценка, самолюбие, возникает острая борьба переживаний. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Поэтому изучение особенностей переживания кризиса семи лет у детей востребовано как наукой, так и практикой.
Проблема исследования: Какие особенности у переживания кризиса семи лет?
Изученность проблемы исследования. Особый вклад в изучение кризиса семи лет внесли такие ученые как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, В.С. Мухина и др.
Объект исследования: возрастные кризисы детства.
Предмет исследования: кризис семи лет.
Цель исследования: изучить особенности кризиса семи лет у девочек и мальчиков.
Гипотеза исследования: могут существовать различия в переживании кризиса семи лет у мальчиков и девочек, оказалась доказана частично, в отношении уровня сотрудничества, но не доказана в отношении сформированности внутренней позиции школьника.
Задачи исследования:
1. Представить психологическую характеристику, содержание и стадии возрастного кризиса.
2. Рассмотреть кризис семи лет как рождение социального «Я» ребенка.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование кризиса семи лет у мальчиков и девочек.
4. Выполнить анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез;
- изучение литературы и других источников;
- тестирование;
- методы математической обработки данных и статистические методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы изучения возрастного кризиса семи лет
1.1 Психологическая характеристика возрастного кризиса
Многочисленные исследования жизненного пути личности свидетельствуют, что «кризисность» является характерной особенностью индивидуального развития человека. Это находит свое отражение не только в материалах научных исследований, но и в обыденном сознании индивида, о чем свидетельствует большое количество поговорок, пословиц, посвященных данной проблеме.
В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов.
По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации и возникновению другой, адекватной новому психологическому образу. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса. Именно кризисы детей и подростков наиболее подробно исследованы в возрастной психологии. Это связано с тем, что в эти периоды развитие происходит очень быстро. Оно во многом определяется внешними факторами, а результаты доступны наблюдению. [20]
Основная масса исследователей считает возрастные кризисы нормативным процессом развития, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия.
Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова относят возрастные кризисы к категории личностных и рассматривают их с позиции единства проявлений в кризисе операциональной стороны жизнедеятельности (как жить?), кризиса мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности (для чего жить?) и кризиса смысловой стороны жизнедеятельности (для чего жить?). [15]
Кризис возрастного развития имеет разное обозначение. Его называют кризисом развития, возрастным кризисом, кризисным периодом. Но все это условное наименование переходных этапов возрастного развития, характеризующихся резкими психологическими изменениями. Независимо от желаний и обстоятельств человека такой кризис наступает внезапно. Но для кого-то он протекает менее болезненно, а для некоторых – открыто и бурно.
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу понимания кризисов, их места и роли в развитии человека. Часть психологов считает, что психическое развитие должно быть гармоничным, бескризисным, что кризисы – это ненормальное, «болезненное» явление, результат неграмотного воспитания в детстве или ошибок построения своей жизнедеятельности у взрослых. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно и именно они дают толчок к новым психологических образованиям человека, позволяющим ему подняться на новый виток своего развития. [6]
С точки зрения Л.С. Выготского возрастной кризис выступает механизмом развития на определенном этапе психического становления. Он действует через противоречия между имеющимися потребностями и новыми социальными требованиями, которые появляются в жизни человека при переходе из одного возраста в другой. Сущность кризиса кроется в перестройке внутренних переживаний, в изменении потребностей и побуждений при взаимодействии со средой. Таким образом, кризис возрастного развития имеет следующие характеристики:
1. это есть естественный этап психического развития;
2. завершает (отделяет) каждый возрастной период и появляется на стыке двух возрастов;
3. в основе лежит противоречие между средой и отношением к ней;
4. результатом кризиса развития становятся преобразования психики и поведения человека по отношению к себе или окружающим. [20]
1.2 Возрастной кризис: содержание и стадии
Кризис развития имеет две стороны. Первая – негативная, разрушительная сторона. Она говорит о том, что во время кризиса идет задержка психического развития, отмирание и свертывание раннее приобретенных психических образований, умений и навыков. Само время кризиса протекает беспокойно с появлением в поведении у человека отрицательных эмоций и переживаний. Кроме этого, при неблагоприятном течении кризиса могут формироваться негативные характеристики личности и межличностного взаимодействия, а неудовлетворение новых потребностей вводит человека в повторное (или затянутое) кризисное состояние развития. При таком течении кризиса может произойти искажение нормального возрастного хода развития в потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сфере, а также в сфере самосознания. [12]
Другая сторона кризиса возрастного развития – позитивная, конструктивная, которая сигнализирует о появлении положительных изменений (новообразований и новой социальной ситуации развития), составляющих смысл каждого переломного периода. Позитивное преобразование психики и поведения человека возникает при благоприятном течении и разрешении кризиса. К ним относят новые мотивы и ценности, личностный рост, способы поведения и общения, систему отношений и др.
Таким образом, можно отметить, что кризис развития представляет собой чувствительный этап к преобразованию психики, о котором сама психика человека внезапно дает знать через личные внутренние или внешние сигналы.
В отечественной психологии идет преобладание точки зрения на то, что кризисы развития неизбежно появляются на стыке двух каких-либо возрастных периодов. Сроки протекания кризисов в период взрослости различно. Они могут длиться от месяца до года, а при неблагоприятном течении – до нескольких лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2016. 304 с.
2. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. 2017. № 3. С. 338-353.
3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 70 с.
4. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия, 2011. 624 с.
5. Гамезо М.В. Возрастная психология / М.В. Гамезо, B.C. Герасимова, Г.Г. Горелова. М.: Ноосфера, 2019. 512 с.
6. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы: психологическая готовность к школьному обучению, адаптация детей к школе, психодиагностика младшего школьника, коррекционная работа психолога в начальной школе, развитие интеллектуальных способностей / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс, 2018. 442 с.
7. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. 288 с.
8. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 415 с.
9. Кузнецова Е.Н. К проблеме готовности ребенка к школе / Е.Н. Кузнецова // Психолого-педагогическое сопровождение образования. Нижний Тагил: НТГСПА, 2019. С. 56–58.
10. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни / Б. Ливехуд. М.: Духовное познание, 2014. 224 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2019. 640 с.
12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2020. 184 с.
13. Психология возрастных кризисов / ред.: А. Тарас; сост.: К. Сельченок. М.: АСТ, 2018. 560 с.
14. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2011. 408 с.
15. Салмина Н.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. М.: МГППУ, 2016. 215 с.
16. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. СПб.: Питер, 2019. 298 с.
17. Филиппова С. Мальчики и девочки дошкольного возраста / С. Филиппова // Здоровье дошкольника. 2011. № 7. С. 15-20.
18. Шихи Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. М.: Каскад, 2015. 448 с.
19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс]. М., 2021. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008&bookhl. Загл. с экрана.
20. Выготский Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс]. М., 2021. Режим доступа: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/01/Vyigotskiy.pdf. Загл. с экрана.