Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современном глобализирующемся мире специфика административно-правового регулирования связана с разработкой и утверждением государственных целевых программ, дорожных карт развития секторов экономики, сокращением объемов лицензионной и регистрационной деятельности. Меняется и содержание государственного контроля и надзора в сфере экономической деятельности.
Речь идет о существенном изменении качества контрольно-надзорной деятельности, переносе их из центра в регионы, обеспечении связи и координации государственного и общественного контроля. Решение новых задач модернизации экономики связано со значительным изменением функций федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Речь идет о влиянии государства на темпы модернизации за счет использования экономических стимулов, создании условий для развития партнерства государства и бизнеса в финансировании деятельности Innova-Cinna, ускорении внедрения новых достижений науки в производство, имея в виду, прежде всего, создание современной технологической базы, внедрение новых методов, взаимодействие фундаментальных и прикладных наук с производственными структурами.
На реструктуризацию системы административных правоотношений и изменение статуса участников существенно повлияла проводимая в течение нескольких лет «перезагрузка» полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере хозяйственное управление.
После передачи конкретных объектов управления в прямое ведение субъектов Российской Федерации полномочия в сфере государственного контроля и надзора, а также в сфере административно-юрисдикционной деятельности переносятся по вертикали.
Особое внимание было уделено разработке административных процедур, способствующих организации хозяйственной деятельности, в том числе путем замены разрешительной процедуры открытия бизнеса на уведомительную, сокращения надзорных органов и проведения последующего надзора за соблюдением предпринимателями требований законодательства
Объектом исследования выступает сложный ансамбль гражданско-правовых отношений, появляющихся при государственном управлении в экономической сфере.
Предметом исследования выступают правовые нормы отечественного законодательства, предусматривающие государственное управление в экономической сфере.
Целью настоящей работы является сравнительно-правовое исследование особенностей государственного управления в экономической сфере.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:
1.Выполнить теоретическое обоснование основ государственного регулирования экономики.
2.Раскрыть государственное регулирование экономикой в условиях глобализации.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод и отдельные научные методы: исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, метод социологического исследования. В работе использован метод критического анализа теоретического и нормативно-правового материала.
Структура работы определена с учетом характера и специфики темы, а так же обусловлена ее целями, задачами и объектами исследования. Она состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1. Функции государства в экономической сфере
Прежде всего, следует отметить, что важнейшей частью функционирования экономики являются экономические функции, которые осуществляются государством, и поэтому заслуживают самого пристального внимания. Кроме того, институт функций занимается одно из основных мест в доктрине государства и права, где они дают возможность рассмотреть государство со стороны его формы, внутреннего строения, деятельности и содержания. Это означает, что роль государства в переходной экономике действительно значительна, что подтверждает актуальность темы данной научной статьи.
В широком смысле слова экономические функции государства представляют собой объективно необходимую и нормативно регулируемую активность государства, направленную на решение текущих экономических проблем.
По нашему мнению, важно отметить, что даже на сегодняшний день единого определения дефиниции «экономические функции государства» не существует ни в правовой, ни в экономической литературе.
По мнению Д.И. Мейера, каждая наука имеет свою историческую сторону, а современные юридические воззрения являются только сутью результата всей предшествовавшей юридической жизни .
Действительно, для того чтобы в полной мере проанализировать современное состояние того или иного юридического института, стоит раскрыть динамику его развития.
Как справедливо отмечал Н. С. Таганцев: «Если мы желаем изучить какой-нибудь юридический институт, существующий в данное время, то для правильного его уяснения себе мы должны проследить историческую судьбу его, то есть те поводы, в силу которых появилось данное учреждение, и те видоизменения, которым подверглось оно в своем историческом развитии».
На протяжении многих столетий понимание сущности и содержания экономических функций государства существенно изменялось. В числе наиболее приоритетных научных теорий, раскрывающих в различные исторические периоды сущность экономических функций государства следует выделить: теорию меркантилизма, политическую экономию, кейнсианство, неоклассическую теорию и монетаризм. На первом месте – теория меркантилизма, которая была основана в начале ХVI века и ее основоположниками были английский экономист Т. Мэн и французский министр финансов Ж.Б. Кольбер.
Государство выступало фундаментальным инструментом, при помощи которого увеличивалось национальное богатство, ведь им должен был ограничиваться импорт путем введения высоких таможенных пошлин иностранных товаров и поддерживаться производство внутри страны, им поощрялся вывоз, осуществлялось премирование за организацию производства товаров, имеющих большой спрос на внешнем рынке.
Вторая теория классическая политическая экономия. Данная теория международной торговли, выдающимися основателями являются шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо, возникла она в XVII, как оппозиция меркантилизма. Политэкономия доказывала необходимость либерализации импорта с помощью снижения таможенных пошлин и запретов.
Наибольшую роль в развитии теории о функции государства в национальной экономике принадлежит труду Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год).
Данная работа посвящалась критицизму доктрины меркантилистов. Кроме того, в ней была сформулирована теория абсолютного преимущества в международной торговле и доказано, что государства сами имеют заинтересованность в свободном развитии внешней торговли (ведь для них прибыльна не только продажа, но и покупка продукции на международном рынке).
Третья теория была выдвинута в 30-х годах 20 столетия и называлась в честь ее автора, английского экономиста Джона Кейнса. Кейнс сформулировал свою концепцию правительственно-монополистического управления экономикой в своем фундаментальном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1963 год).
Главная мыль этой работы заключался в следующем: государству необходимо влиять на рынок для повышения спроса, широко реализуя бюджетно-экономические и кредитно-финансовые инструменты для стабилизации финансовой конъюнктуры, обеспечения необходимого темпа развития экономики и занятости населения.
Следующая научная концепция (неоклассическая) развилась из работ британского ученого А. Маршалла, несмотря на то, что не является единой доктриной и лишь объединяет ученых из нескольких школ. Согласно концепции, в условиях свободного конкурентного рынка автоматическое регулирование цен правительством провоцирует нарушение рыночного равновесия. Иными словами, рассматриваемая нами теория настаивает на отсутствии вмешательства правительства в национальную экономику Отметим, что одной из типов неоклассической концепции является теория монетаризма, основоположником которой является американский ученый М. Фридмен. По его утверждению, особая роль принадлежит денежному обращению, а экономическая функция правительства заключается по обеспечении стабильного денежного обращения и регулировании уровня денежной массы в стране.
Государство в экономической сфере выполняет разнообразные функции, и если их детализировать, то список может оказаться весьма обширным. Поэтому следует выделить основные из функций, определяющих главные направления регулирования рыночных отношений и являющихся необходимыми для сглаживания недостатков, «провалов» рыночной системы (Рис.1.1.).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993]: [с учётом поправ. внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Российская газета. – 1993. – 25 дек. – № 237; 2014. – 23 июл. – № 6435(163).
2. Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – 28 ноября.
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. №135- ФЗ
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г. № 195-ФЗ .
5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 435 (ред. от 10.04.2020) «Об установлении максимального размера кредита (займа) для кредитов (займов), по которому заемщик вправе обратиться к кредитору с требованием об изменении условий кредитного договора (договора займа), предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/49346/#dst100007(Дата обращения: 10.10.2021).
6. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.
7. Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ruons_doc_LAW_349217/#dst0
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 648-р.
Научная литература
9. Антикризисная помощь в связи с коронавирусом в США. Что она может включать? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.golos-ameriki.ru/a/at-a-glance-nearly2-trillion-coronavirus-rescue-package/5341001.html
10. Анцупов, В.В. Экономическая функция государства./ Автореферат кандидатской диссертации – Красноярск, 2016. – 35 с.
11. Бажанов, В.А. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. - 153с.
12. Балашова, И.В., Липкина, А.В. Денежная форма стоимости в страховании. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 41-43.
13. Васильев, В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Васильев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. -164 с- (Серия : Бакалавр и специалист).
14. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Курс лекций / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под ред. В.А. Кучинского. – Мн.: Амалфея, 2015. – 656 c.
15. Зюкин, Д.В. COVID-19 или рестарт экономики // Наука и практика регионов. – 2020. – №1 (18). – С. 74-80.
16. Какие меры для поддержки экономики вводили в разных странах в связи с коронавирусом. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/info/8088363
17. Князева, И.В. Антимонопольная политика России / И.В.Князева. – М.: Флинт, 2010. – 257 с.
18. Комплексное описание модели как составляющей потенциала системы планирования. Балашова И.В., Гиязов А.А., Глущенко В.В., Каспарьян А.Р. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 40. С. 4-13.
19. Марченко, М.Н. Идея о классификации и исследовании социальных систем в зависимости от степени развития в стране рыночной структуры достаточно распространена в современной экономической и используется в юридической литературе. – М., 1996.
20. Мейер, Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изданию. М., 1997. – C. 39.
21. Михаил Мишустин подписал постановление о максимальных выплатах безработным. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/39518/(Дата обращения: 11.10.2021)
22. Основные проблемы и барьеры успешного применения частногосударственного партнерства в Российской Федерации. Балашова И.В., Приходько К.С. Сфера услуг: инновации и качество. 2019. № 45. С. 4-13.
23. Петров, Д.А. Антимонопольное законодательство: теория и практика / Д.А. Петров. – М.: Просвещение, 2012. – 427 с
24. Российская газета. 2009. 13 сент.; 2010. 13 нояб.; 2011. 19 июня. – [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/2009/11/13.html (дата обращения 11.10.2021).
25. Российская газета. Выпуск от 14 октября. - 2019. - №7101. - [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/gazeta/rg/2016/10/14.html (дата обращения 12.10.2021)
26. Таганцев, Н. С. Курсъ русскаго уголовнаго права. Часть Общая. Книга 1-я. Ученiе о преступленiи / Н. С. Таганцев. – СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1874. – 292 с.
27. Шагинян, Т.В. Социально-экономические последствия пандемии COVID-19 // Новые экономические исследования. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 73-75
28. Шахмалов, Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия. М.: Экономика, 2015.
29. Экономика без вируса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://covid.economy.gov.ru/ (Дата обращения:12.10.2021)
30. Эксперты ВЭБ оценили влияние вируса на экономику России // РБК. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/12/04/2020/5e919e0a9a7947391241d05b (Дата обращения: 11.10.2021).