Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие управления играет огромную роль в следующих областях:
1. Экономический рост, инновационное развитие экономики, развитие темпов роста промышленного производства, освоение новых видов производства, способствование вымыванию устаревших видов производства.
2. Способствование развитию конкуренции между фирмами, увеличение свободы в национальной экономике, развитие экспорта и импорта товаров.
3. Создание механизмов координации, связей между фирмами. Предприятия вырабатывают стратегию развития через рыночное пространство и конкуренцию [15,с. 28].
Таким образом, бизнес играет важную роль в развитии всех факторов для развития экономики. Особенно это проявляется в период повышения доверия и ответственности в стране.
Кроме того, важной составляющей является именно этика бизнеса, представляющая собой свод правил, основанный на традиционных ценностях общества. Этих принципов придерживаются члены одной компании и ее партнеры. Как правило, основа деловой этики бизнеса – это уважение интересов и ценностей сотрудников компании, запрет на нечестные приемы в рыночной конкуренции [7, с. 107]
В условиях все более ожесточенной конкуренции, когда компаниям приходится бороться за расположение не только потребителей, но и инвесторов, высококвалифицированного персонала, поставщиков качественных комплектующих, а в некоторых вопросах и государства (например, когда речь идет о лицензиях, контрактах и т.д.), организации вынуждены искать новые пути для того, чтобы стать более востребованными с точки зрения всех перечисленных стейкхолдеров, а следовательно, добиться устойчивости к финансовым и операционным рискам. Опыт развитых стран показывает, что впечатление о компании формируется на основании многих факторов; к числу основных можно отнести корпоративную социальную ответственность (далее – КСО). Так, благодаря КСО работники и другие значимые группы стейкхолдеров становятся более лояльными по отношению к компании. Кроме того, восприятие уровня рисков инвесторами и потребителями снижается за счет возникновения «ореола» ответственного бизнеса [24, с. 109].
Становится очевидной необходимость изучения, анализа, теоретического и практического развития концепции КСО во всем мире. Причем воплощение компаниями на практике теории социальной ответственности бизнеса в России в текущий период становления бизнес-среды молодого государства имеет первостепенную важность для достижения стабильно высоких результатов в долгосрочном периоде.
Степень изученности проблемы на сегодняшний день невысока. Неясно даже, что же включает в себя социально ответственное поведение. Кроме того, со временем меняется само определение социально-ответственного поведения. Например, в США еще два поколения назад было распространено мнение, что корпоративная социальная ответственность подразумевает, что руководители компаний воздерживаются от повышения цен с тем, чтобы держать инфляцию под контролем. Сейчас такое понимание корпоративной социальной ответственности показалось бы, и вполне справедливо, странным [21, с. 23].
Предметом исследования является восприятие концепции КСО руководством российских компаний и механизмы воплощения.
Объектом исследования выступают принципы КСО АО «ОЛКОН», градообразующего предприятия города Оленегорска, Мурманской области.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей социально корпоративной ответственности.
Задачи:
- описать этапы становления этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности в России;
- описать вопрос усиленияэтики и социальной ответственности на основе улучшения качества корпоративного управления;
- рассмотреть перспективы и проблемы развития социальной ответственности компаний в России.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента, посвященные вопросам корпоративной культуры в целом и КСО в частности, информация, полученная путем исследования реализации аспектов КСО в российских организациях. В исследовании были использованы труды А.Кэрролла [25], М. Фридмана [26], А. Г. Здравомыслова [11], И. Р. Бадыковой [1, 2, 3] и др.
Информационная база исследования представляет собой теоретические и методические разработки по рассматриваемой проблеме,
публикации, материалы исследуемой компании.
Практическая значимость данной работы заключается в частичном заполнении пробела в российских теоретических исследованиях на тему КСО, в предоставлении уникальных результатов анализа практики реализации концепции КСО в отдельной российской компании, а также в
формулировании рекомендаций по совершенствованию внедрения принципов КСО с учетом российской специфики.
Структура работы. Курсовая включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Этапы становления корпоративной социальной ответственности в России
Согласно А. Г. Здравомыслову [11], этика бизнеса нашей стране проходила несколько этапов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Этапы развития этических воззрений в России
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бадыкова И. Р., Финансовая результативность стейкхолдерской политики в условиях экономической нестабильности: эмпирический анализ по панельным данным // Экономический анализ: теория и практика. — 2020. — Т. 19, вып. 4. — С. 764-779.
2) Бадыкова И. Р., Тенденции развития корпоративной социальной ответственности в России // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 5. — С. 65-74
3) Бадыкова И. Р., Зарубежный опыт и тенденции развития корпоративной социальной ответственности : особенности инструментального подхода // Проблемы теории и практики управления. — 2020. — № 11. — С. 130-145
4) Бланшар К. Обыграть по-честному: бизнес в стиле fair play. — Минск: Попурри, 2018. — 123 с.
5) Булатова Е. К., Корпоративные отчеты: теория и практика // Библиография и книговедение. — 2019. — № 4. — С. 95-104.
6) Бондаренко В.В., Корпоративная социальная ответственность. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 304 с.
7) Гизатуллин А.В. Корпоративное управление, социальная ответственность и финансовая эффективность компании // Российский журнал менеджмента. 2017. Том 5. №1. С. 107-125
8) Григорян Е. С., Корпоративная социальная ответственность. — Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. — 248 с.
9) Дементьева А.Г. Основы корпоративного управления. М., Магистр, 2019. 575 с
10) Екатеринин М. В., Социальная ответственность бизнеса // Методы менеджмента качества. — 2019. — № 4. — С.1
11) Здравомыслов А. Г. Представления россиян об ответственности экономической элиты перед обществом//Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2016. N 6 (74). С. 42-51.
12) Иткин Б. А., Безответственные размышления о социальной ответственности // Методы менеджмента качества. — 2019. — № 4. — С. 18-25
13) Калашникова С. В., Стратегия внешнеэкономического сотрудничества транснациональных корпораций Германии и России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2019. — № 4. — С. 12-18
14) Коданева С. И., Институционализация социальной ответственности государства в России и за рубежом // Россия и современный мир. — 2019. — № 3. — С. 222-236.
15) Корпоративная социальная ответственность /Новосиб. гос. аграр. ун-т; сост.: Чернова С. Г. – Новосибирск, 2020. – 34 с.
16) Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса: Учебное пособие. – М.: Внешэкономбанк, 2020. – 56 с
17) Кувалин Д. Б., Российские предприятия в конце 2019 г.: работа в условиях экономической стагнации и взгляды на корпоративную социальную ответственность // Проблемы прогнозирования. — 2020. — № 3. — С. 124-136
18) Луценко С. И., Пересмотр интересов юридического лица в сторону социального ориентира // Право и экономика. — 2019. — № 10. — С. 49-56.
19) Обухова Л. А., Внутренняя корпоративная социальная политика как инструмент развития системы управления персоналом // Труд и социальные отношения. — 2019. — Т. 30, № 4. — С. 49-65.
20) Павлов Э. Л., Корпоративная социальная ответственность в электроэнергетике Европы // Российское предпринимательство. — 2019. — Т. 20, № 1. — С. 431-446.
21) Принципиальные отличия корпоративной социальной ответственности (КСО) от благотворительности // Методы менеджмента качества. — 2019. — № 4. — С. 23
22) Резник Г. А., Стратегия позиционирования компании на основе социально-маркетинговой программы // Маркетинг в России и за рубежом. — 2019. — № 5. — С. 3-15.
23) Федорова Е. А., Оценка уровня раскрытия добровольной информации о внешней социальной ответственности бизнеса в годовых отчетах эмитентов // Финансовый менеджмент. — 2020. — № 1. — С. 3-11.
24) Федюкович Е. В., Изменение подходов к определению результатов деятельности современных организаций // Российское предпринимательство. — 2019. — Т. 20, № 1. — С. 109-122.
25) Carroll A.B. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders. Business Horizons. 1991. 34 (4): 39–48
26) Milton, F. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits, The New York Times Magazine, September 13, 1970