Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблема подростковой зависимости от гаджетов является одной из актуальных социальных и психолого-педагогических проблем в современной России. В настоящее время многочисленные гаджеты, которые изобретены для экономии времени и облегчения коммуникации между людьми, нередко имеют абсолютно противоположный эффект. Специалистами было установлено, что у подростков, которые страдают зависимостью от гаджетов, при расставании со своим гаджетом, испытывают состояние «гаджет ломки», раздражительность, депрессию, постоянное чувство беспокойства. Гаджет-зависимость, кроме психологических проблем способствует еще и возникновению ряда нежелательных физиологических последствий, например, падение зрения, сухость в глазах, боль в шее и спине, гиподинамия, расстройства сна и др.
Анализ эмпирических фактов показывает, что основными причинами возникновения зависимости от гаджетов у подростков являются недопонимание в семье, проблемы общения со сверстниками, неумение организовать свой досуг.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в России порядка 30 % подростков не мыслят себя без гаджетов. А 40 % подростков мечтают получить в подарок новые гаджеты [25].
Эти данные показывают, что для современной России решение проблемы зависимости подростков от гаджетов является актуальным и важным.
Степень изученности проблемы в разных научных сферах. Историко-педагогический анализ научной литературы в области философии и социологии показывает, что проблема зависимости подростков от технических устройств интересует не только ученых-исследователей (например, С.О. Бевза, Р.А. Горягина), но и общественность, представителей культуры, а также, в первую очередь, педагогов, социальных педагогов, психологов и многих родителей.
В социальных и психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы возникновения и факторов формирования зависимости от гаджетов (работы Т.А. Ахрямкиной, И.Л. Матасовой, А.Н. Бариновой и др.); психологических особенностей зависимых людей (А.А. Аветисова, А.Е. Войскуновский А.А. Ефремова М.С. Иванов, А.Х. Курашинова и др.); проблемы негативного влияния гаджетов на когнитивную сферу (Л.А. Боброва, Ш.Л. Ван, А.Е. Войскунский, О.В. Митина, О.М. Корчажкина, В.И. Новосельцев, А.Г. Пашков и др.); вопросы профилактики зависимости от гаджетов (Т.Ю. Больбот, Т.А. Безенкова, А.В. Мананникова, К.Е. Безенков, В.Н. Друзин, А.М. Обжорин, Л.Н. Юрьева и др.).
Анализ российского и международного опыта социально-педагогической работы с подростками в решении проблемы зависимости от гаджетов показывает, что, в качестве основных технологий социально-педагогической деятельности используются информационные, игровые и корректирующие поведенческие. В тоже время, следует констатировать, что, несмотря на достаточное количество теоретических исследований в данной сфере, необходимо продолжать целенаправленное изучение вопросов социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов, разрабатывать проекты, ориентированные на подростков.
Тем более, что как показывает изучение опыта практической деятельности, социальные педагоги, классные руководители, учителя предметники и специалисты социальной работы испытывают заметные затруднения в организации профилактических мероприятий при оказании помощи подросткам при гаджет-зависимости в условиях общеобразовательных учебных заведений.
Поэтому, требуется систематизация и анализ имеющегося опыта и на основе этого формирование новых подходов к социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов.
Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов, программ и проектов социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов.
Принимая во внимание актуальность проблемы зависимости подростков от гаджетов, мы в качестве темы курсовой работы определили: «Социально-педагогическая профилактика зависимости подростков от гаджетов».
Объект исследования: зависимость подростков от гаджетов.
Предмет исследования: социально-педагогической профилактика зависимости подростков от гаджетов.
Цель исследования: выявить теоретические основы и разработать проект по социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть зависимость как гаджетов как социальную и психолого-педагогическую проблему;
2.Изучить возможности социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов;
3.Провести диагностику зависимости подростков от гаджетов;
4.Разработать проект социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов.
Гипотеза исследования. Большинство подростков являются «условно зависимыми» от гаджетов, что требует социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов. Данная работа будет успешной, если она будет осуществляться с привлечением родителей, с использованием игровых, тренинговых, творческих и поисковых методов на основе программной технологии.
Этапы исследования: исследование проводилось на 3 этапах:
Этап 1 - теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; обоснование актуальности проблемы, определение и разработка научного аппарата исследования.
Этап 2 - опытно-экспериментальный: разработка системы диагностических методов, выявляющих проблемы подростков; апробация диагностических методов на практике; анализ и систематизация полученных данных, разработка и апробация социально-педагогического проекта «Я свободен»; оформление материалов практической части исследовательской работы.
Этап 3 – заключительный: итоговая обработка и систематизация результатов опытной работы, формулировка выводов, оформление текста курсовой работы, подготовка доклада.
При написании данной работы применялись следующие методы: 1) общенаучные методы: метод анализа и синтеза, сравнение и сопоставление, метод абстрагирования; 2) частнонаучные методы: психологическое тестирование, наблюдение, опрос.
Целевая группа и база исследования: учащиеся средних классов ГБОУ Школа № 2070.
Выборку составили. 40 подростков в возрасте 13 – 14 лет.
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении понятия «гаджет-зависимость» и систематизации имеющихся теоритических представлений о зависимости подростков от гаджетов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проекта по профилактике зависимости подростков от гаджетов, который может быть полезен педагогам и социальным педагогам при организации профилактической работы в школе с гаджет-зависимостью подростков.
Объем и структура исследовательской работы. Курсовая работа, общим объемом 37 страниц, состоит из: введения (4 с.), двух глав (15 с., 9 с.), заключения (1 с.) и библиографического списка, включающего 30 источников научной, методической литературы. В работе представлено 1 приложение, 1 таблица, 1 рисунок-диаграмма.
Глава 1.Теоретические основы социально-педагогической профилактики зависимости подростков от гаджетов
1.1.Зависимость от гаджетов как социальная и психолого-педагогическая проблема
В последние десятилетия в обществе прослеживается возникновение ряда новых видов зависимости индивидов. В числе них все чаще стали отмечаться зависимости, которые обусловлены активным развитием информационных и цифровых технологий. Укажем что само понятие «зависимость» ориентирует нас на тесную связь человека с чем-либо, при этом человек буквально не мыслит своей жизни без этого. Или же жизни видится в самом негативном виде [1].
В целом понятие «гаджет-зависимость» можно трактовать как не соответствующее имеющим санитарным рекомендациям и нормам пребывание индивида за гаджетом [7].
Гаджет-зависимость можно трактовать как пристрастие индивида к занятиям, напрямую связанным с работой на гаджете, в конечном итоге способствуют весьма резкому сокращению всех иных видов жизнедеятельности, заметному ограничению других увлечений и всех видов общения индивида. Нередко гаджет-зависимость возникает еще в детском возрасте, причем ее возникновение не зависит от пола человека и его состояния здоровья. По мнению А.Е. Вoйскуновского [11], с течением времени по мере взросления неконтролируемое времяпрепровождение с гаджетом подростка перерастем в весьма навязчивую и негативную привычку, которую по своим проявлениям и силе в некотором роде сходна с наркотической зависимостью человека.
По мнению М.С. Иванова [17] гаджет-зависимость можно определить как пристрастие индивида к занятиям, напрямую связанными с активным использованием гаджета, в конечном итоге приводящими к весьма резкому и порой логически не обоснованному снижению всех иных видов деятельности человека. Человек зависимый переходит в мир иллюзий, у него появляется психологическая зависимость непосредственно от виртуальной реальности. Часто индивидом виртуальный мир воспринимается в качестве более реального, нежели того, который в реальности окружает его. При гаджет-зависимости подростки могут даже периодически испытывать личные чувства к электронным устройствам (например, гнев, обиду, печаль и т.д.). От гаджета они оторваться могут исключительно с целью удовлетворения физиологических потребностей. Кроме этого, длительное отсутствие гаджета у зависимого индивида вызывает так называемую «ломку», которая похожа на «ломку» зависимого от наркотиков. В качестве ее симптомов можно назвать рассеянное внимание, беспокойство, раздражительность, повышенную возбудимость, чувство своей неполноценности, суету.
Проведенные А.В. Худяковым, А.В. Урсу, А.М. Старченковой клинические наблюдения позволили выявить различные симптомы, соотнесенные с объемом времени пребывания индивида за играми на основе гаджетов. Данные симптомы затем объединены были в следующие:
1. Синдром зависимости. Наряду с утратой человеком количественного контроля, который находит свое проявление в заметном увеличении объема времени его пребывания в сети и за игрой, а также факта невозможности ограничения его поисковой и игровой деятельность, данный синдром еще в себя включает навязчивое стремления к гаджету, подъем настроения и ощущение предвкушения, испытываемых при решении выйти в сеть или играть, возникновения тревожности и раздражительность в случае ограничения доступа к гаджету.
2. Синдром низменного сознания – это некое измененное у индивида состояние сознания, несколько схожее с гипнотическим, обладающее следующими основными признаками: а) умение своего рода «включаться» в сеть или в игру с помощью особой концентрации и своеобразной фиксации
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова. – Текст: непосредственный // Психология. Журн. Высш. шк. экономики. – 2011. – Т. 8. – № 4. – С. 31 – 34.
2. Ахрямкина, Т.А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие / Т.А. Ахрямкина, И.Л. Матасова. – Самара, 2005. – 188. – Текст: непосредственный.
3. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность: Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – Москва, 2011. – Текст: непосредственный.
4. Баринова, А.Н. Педагогические аспекты профилактики вредных привычек у юношей. 2006. - URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/pedagogicheskie-aspekty-profilaktikivrednyh-privychek-u-junoshej.html (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: непосредственный.
5. Бевз, С.О. О влиянии гаджетов на когнитивное развитие личности: генезис, история и последствия проблемы / С.О. Бевз, Р.А. Горягин. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-1. – С. 439–441.
6. Безенкова, Т.А. Профилактика интернет-зависимости у подростков как необходимое условие обеспечения качества обучения и воспитания / Т.А. Безенкова, А.В. Мананникова, К.Е. Безенков. – Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 2. – С. 117-126.
7. Боброва, Л.А. Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий / Л.А. Боброва. – Текст: непосредственный // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 3: Философия. – 2019. – № 2. – С. 72–80.
8. Валижонов, М.М. Пути решения проблемы компьютерной зависимости / М.М. Валижонов, С.Ф. Раимкулов, З.К. Мирхасилова // Молодой ученый. – 2018. – №16. – С. 285-286. –URL https://moluch.ru/archive/202/49442/ (дата обращения: 10.10.2021). – Текст: электронный.
9. Ван, Ш.Л. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр / Ш.Л. Ван, А.Е. Войскунский, О.В. Митина. – Текст: непосредственный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. - № 4. – С. 43-48.
10. Вахонина, А.В. Проблема использования гаджетов учащимися на уроке и их успеваемость / А.В. Вахонина, Э.А. Канцеров // European Scientific Conference : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. – Пенза, 2017. – С. 315–318. – Текст: непосредственный.
11. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскуновский. – Текст: непосредственный // Психологич. журн. – 2004. – Т. 25. – № 1. – С 65 – 69.
12. Голубинская, А.В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А.В. Голубинская. – Текст: непосредственный // Междунар. журн. социал. и гуманитар. наук. – 2016. – Т. 1. – № 1. – С. 161–167.
13. Друзин, В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В.Н. Друзин. – Текст: непосредственный. // Инновации в образовании. – 2011. - № 5. – C. 32-35.
14. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте / Ю.М. Евстигнеева. – Москва, 2018. – 198 c. – Текст: непосредственный.
15. Елкина, А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина // Молодой ученый. – 2017. – №20. – С. 394-396. –URL https://moluch.ru/archive/154/43642/ (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: электронный.
16. Ефремова, А.А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее решения / А.А. Ефремова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). –URL: http://sibac.info/archive/technic/11(25).pdf (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: электронный.
17. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия. – Минск: Харвест, 2004. – C. 210 - 242. – Текст: непосредственный.
18. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / сост. и ред. А.Е. Войскунский. – Москва: Акрополь, 2009. – 190 с. – Текст: непосредственный.
19. Комарова, И.И. Дети младшего возраста и информационные технологии / И.И. Комарова, Т.С. Комарова. – Текст: непосредственный // Педагогика. – 2011. – №8 – С 113 – 115.
20. Корчажкина, О.М. Как гаджеты и социальные сети «моделируют» мышление незрелой личности / О.М. Корчажкина. – Текст: непосредственный // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. – 2018. – № 2. – С. 281–296.
21. Курашинова, А.Х. Гаджетомания и проблемы развития личности / А.Х. Курашинова. – Текст: непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 5-1. – С. 180–182.
22. Максс, В.А. Компьютерная зависимость у подростков / В. А. Максс. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. - №7. – C. 87-92.
23. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психологопедагогическое исследование проблемы / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 36–45.
24. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев. – Текст: непосредственный // Директор школы. – 2003. – № 9. – C. 24-26.
25. Обжорин, А.М. Народное образование. Педагогика: Профилактика компьютерной и Интернет - зависимости в современной школе. 2011. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profilaktikakompyuternoy-i-internet-zavisimosti-v-sovremennoy-shkole. (дата обращения: 11.10.2021). – Текст: электронный.
26. Пашков, А.Г. Личность в условиях информационной цивилизации: куда ведут человека электронные «Гаджеты»? А.Г. Пашков. – Текст: непосредственный // Вестн. Костромск. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 1. – С. 7–10.
27. Фролов, В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников / В.А. Фролов. – Москва, 2017. – Текст: непосредственный.
28. Худяков, А.В. Компьютерная игровая зависимость, клиника, динамика и эпидемиология / А.В. Худяков, А.В. Урсу, А.М. Старченкова. – Текст: непосредственный // Мед. психология в России. – 2015. – № 4. – С. 72 – 76.
29. Цой, Н.А. Низкий самоконтроль как один издетерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости / Н.А. Цой. – Текст: непосредственный // Журн. социологии и социальной антропологии. Т. XIV. – № 4 (57). – 2018. – С. 72-85.
30. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск, 2006. – 196 с. – Текст: непосредственный.