Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегической целью социально-экономического развития РФ на современном этапе выступает достижение уровня такого экономического и социального развития, который соответствовал бы статусу Российской Федерации как важнейшей мировой державы XXI в., которая обеспечивает реализацию конституционных прав российских граждан. Это, в свою очередь, предусматривает достаточно высокие стандарты благосостояния человека.
В сложных условиях современного развития России основное значение оказания государственной социальной поддержки заключается в предоставлении нуждающимся гражданам средств к существованию, что им позволяет удовлетворять жизненно необходимые и важные потребности, воздействуя тем самым на продолжительность жизни граждан. Поэтому в контексте решения важнейших политической задачи стабильного развития российского общества, данный институт права должен выполнять роль своего рода «амортизатора» имеющих места негативных отношений в современном обществе, при этом нивелируя достаточно резкий социальный разрыв, а также по возможности ликвидируя материальное неравенство российских граждан. В этом случае особая роль принадлежит Государственной программе РФ «Социальная поддержка граждан».
Таким образом, наличие в нашей нуждающихся категорий граждан, значимость государственной социальной поддержки таким гражданам, а также особая роль Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» делает рассмотрение темы «Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» и особенности ее реализации» актуальным.
Целью данной работы является выявление проблем и направлений совершенствования госрегулирования программы поддержки граждан РФ.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи.
- рассмотреть роль государства в социальной поддержке граждан;
- изучить историю появления государственной социальной поддержки граждан РФ;
- охарактеризовать нормативные и правовые акты регулирующие социальную поддержку граждан РФ;
- выявить инструменты регулирования государственной программы;
- обозначить проблемы и направления совершенствования госрегулирования программы поддержки граждан РФ.
Объект исследования – государственная социальная поддержка граждан в Российской Федерации.
Предмет исследования – Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» и особенности ее реализации».
Степень изученности. Правовое регулирование государственной социальной помощи рассмотрено в работах А.Д. Благомира, Т.В. Дергачева, Т.Я. Хабриевой, Н.У. Ярычева и др. Понятие государственной социальной поддержки раскрывается в трудах В.М. Доброштана, О.В. Занинаой, Т.К. Мироновой, Т.А. Пашкиной, Т.А. Постоваловой, Н.А. Солянкиной, А.А. Стаховой и др. Вопросы совершенствования государственной социальной помощи стали объектом исследования И.В. Павловой, С.А. Решетниковой, В.Ш. Шайхатдинова и др.
Методами исследования стали следующие: анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации, метод сравнения, метод логической группировки выявленной информации.
В структуру работы включены введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН РФ
1.1 Роль государства в социальной поддержке граждан
В Российской Федерации построение социально ориентированной экономики неизменно предполагает не только формирование действенного механизма хозяйствования, но также обеспечение гарантий и прав всем без исключения членам общества. Так как научные категории традиционно отражают все те реальные процессы, которые происходят в обществе и экономике на протяжении времени, то их можно называть историческими категориями. В этом отношении важно проследить эволюцию позиций на природу государственной поддержки населения и обозначить ее взаимосвязь с рядом других научных понятий.
Так, в качестве одной из ведущих форм практической реализации государственной социально-экономической политики выступает социальная защита населения. Обеспечение обществу полноценной социальной защиты весьма важно для получения широкой социальной поддержки как всего населения, так и отдельных социальных групп в трудной для них жизненной ситуации или период кризиса. При этом правильная социальная политика позволяет реализовывать инвестиции в сферу производства, рационально сформировать бюджет социальной сферы, которые затем идут на осуществление социальной защиты населения, что, в свою очередь, способствует процессу стабилизации общества [12].
Государственная социальная поддержка является составным элементом социальной защиты. С позиции О.В. Заниной «под социальной поддержкой населения необходимо понимать систему, включающую два базовых института: это государственное социальное обеспечение и социальное страхование» [22, c. 55].
С позиции В.Ш. Шайхатдинова социальная поддержка населения представляет собой систему общественных отношений по обеспечению соответствующих условий для нормальной жизнедеятельности населения страны. В нее неизменно входит деятельность государства, а также органов местного самоуправления, организаций по созданию благоприятной для человека окружающей среды, охране материнства и детства, а также оказанию помощи семье, охране здоровья, общественных объединений [30].
В более узком значении – это обеспечение прав в отношении уровня жизни граждан, а также профессиональной подготовке граждан, необходимого обеспечения занятости населения, охране труда, регулированию заработной платы и доходов граждан, по необходимому материальному обеспечению, а также обслуживанию нетрудоспособных и иных нуждающихся в социальной поддержке граждан [15].
Согласно с подходом А.Ф. Сайрусова под «социальной поддержкой необходимо понимать систему мер, которая осуществляется государством, направленной на предоставление гражданам необходимых им социальных услуг надлежащего качества» [24, c. 17]. Действительно, системность выступает в качестве одного из неотъемлемых и ключевых признаков социальной поддержки.
В свою очередь С.А. Решетникова под социальной поддержкой понимает «систему практик, которая реализуется органами как государственной, так и муниципальной власти, общественными организациями, бизнесом, а также субъектами социальных сетей» [19, c. 14].
По мнению А.А. Стаховой под социальной поддержка необходимо рассматривать в двух аспектах: широком и узком. В рамках широкого аспекта социальная поддержка являет собой форму выражения социальной политики государства, ориентированную на оказание нуждающимся гражданам социальной помощи [29].
При этом данное определение не отражает, каких конкретно категорий граждан необходимо относить к нуждающимся, а также в каких формах осуществляется оказание социальной поддержки.
В.М. Доброштан полагает, что социальную поддержку необходимо понимать как «специальные меры, ориентированные на поддержание условий, которые достаточны для существования так называемых «слабых» социальных групп, ряда семей, а также личностей, которые испытывают нужду в рамках своей жизнедеятельности» [11, c. 32].
Однако социальная поддержка предоставляется государством не только социально незащищенным категориям граждан. Например, в рамках социальной поддержки населения в России предоставляется материнский (семейный) капитал при рождении второго ребенка, а с недавнего времени и первого ребенка. И это затрагивает любых матерей, вне значимости от уровня их материального благосостояния. Поэтому государственная поддержка населения – это комплексная адресная систему мер как экономического, так и неэкономического характера, осуществляемых государством временно либо постоянно в прямой зависимости от целевой аудитории, ориентированных на достижение материальных и духовных стандартов жизни граждан, а также их социального статуса [20].
Необходимо указать, что на современном этапе государственную социальную поддержку понимать можно и в широком, и в узком смысле. При этом в широком смысле под государственной социальной поддержкой подразумеваются все денежные выплаты отдельным категориям граждан, которые в ней сегодня наиболее нуждаются. Сюда включаются практически все социальные пособия и иные выплаты, которые установлены действующим законодательством РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые источники
1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12. 1993) (в ред. от 14. 03. 2020 г. №1-ФКЗ). – Текст : непосредственный // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 851.
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»: Федеральный закон от 02.08.2019 № 305-ФЗ. – Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2019 г. – 31. – Ст. 4464
3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от. 29. 12. 2020 г.). – URL: http: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 27.10.2021). – Текст : электронный.
4. О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи: Федеральный закон от 05 04.2003 г. № 44-ФЗ (в ред. от 24. 04. 2020 г. №125-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/185716/ (дата обращения 10.09.2021). – Текст : электронный.
5. О прожиточном минимуме в Российской Федерации»: Федеральный закон от 24.10.1997 года (в ред. от 29. 12. 2020 г. № 473-ФЗ). – URL: https://base.garant.ru/172780// (дата обращения 10.09.2021). – Текст : электронный.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ. – URL: http://base.garant.ru// (дата обращения: 02.06.2018). – Текст : электронный.
7. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296. – URL: https://www.garant.ru/search/?part=base&text=(дата обращения: 27.10.2021). – Текст : электронный.
8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. – URL:http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59863 (дата обращения: 24.10.2021). – Текст : электронный.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. – URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 27.10.2021). – Текст : электронный.
Учебники, монографии
10. Дергачева, Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи / Т.В. Дергачева. – Москва: Норма 2020. – С. 75-79. – Текст : непосредственный.
11. Доброштан, В.М. Теория социальной работы / В.М. Доброштан. – Санкт-Петербург, 2018. – 386 с. – Текст : непосредственный.
12. Миронова, Т.К. Право и социальная защита / Т.К. Миронова. – Москва: Права человека, 2016. – 442 с. – Текст : непосредственный.
13. Пашкина, Т.А. Социальная защита населения в рыночных условиях: учеб.-метод. пособие / Т.А. Пашкина. – Саратов, 2018. – 298 с. – Текст : непосредственный.
14. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения / Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2018. – 248 с. – Текст : непосредственный.
15. Право социального обеспечения / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. – Москва, 2017. – 342 с. – Текст : непосредственный.
16. Солянкина, Н.А. Право социального обеспечения / Н.А. Солянкина. – Минск: ТетраСистемс, 2017. – 296 с. – Текст : непосредственный.
17. Хабриева, Т.Я. Основные векторы и проблемы социально законодательства / Т.Я. Хабриева. – Москва, 2016. – 156 с. – Текст : непосредственный.
Авторефераты диссертаций
18. Павлова, И.В. Модернизация системы социальной защиты граждан России: необходимость и возможные направления: автореф. дис. … док. эконом. наук / И.В. Павлова. – Москва, 2013. – 46 с. – Текст : непосредственный.
19. Решетникова, С.А. Развитие практик социальной поддержки сельских молодых семей в Алтайском крае в 2000–2011 гг: автореф. дис. … канд. соц. наук / С.А. Решетникова. – Барнаул, 2017. – 24 с. – Текст : непосредственный.
Периодические издания
20. Благодир, А.Л. К вопросу о месте норм о государственной социальной помощи в системе Особенной части права социального обеспечения // А.Д. Благомир. – Текст : непосредственный // Вестн. ВятГГУ. – 2017. – № 3. – С. 84-88.
21. Богданов, А.П. Первый опыт посланий Президента России Федеральному Собранию РФ / А.П. Богданов, В.К. Криворученко, А.Н. Мацуев, А.Д. Плотников. – Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. 2016. – №3. – С. 92-101.
22. Занина, О.В. Современные принципы социальной защиты населения / О.В. Занина. – Текст : непосредственный // Науч. результат. – 2015. – № 3. – С. 54-57.
23. Занина, О.В. Эволюция социальной защиты населения / О.В. Занина/– Текст : непосредственный // Апробация. – 2014. – №3(18). – С. 15 - 18.
24. Сайрусов, А.Ф. Социальная поддержка молодых семей: подходы и перспективы / А.Ф. Сайрусов. – Текст : непосредственный // Инновации в России. – 2017. – № 3. – С. 16-20.
25. Чхутиашвили, Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства / Л.В. Чхутиашвили– Текст : непосредственный // Актуальные проблемы семейного права. – 2017. – № 5. – С. 45-49.
26. Ярычев, Н.У. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения / Н.У. Ярычев. – Текст : непосредственный // Современная научная мысль. – 2017. – № 2. – С. 308-317.
Электронные ресурсы
27. О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». – URL: http://council.gov.ru/media/documents/doc/ycy67B5O48uWwl746jYAQKkS4L8NRIWs.doc (дата обращения 28.10.2021). – Текст : электронный.
28. Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера – URL: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/pensionres (дата обращения 27.10.2021). – Текст : электронный.
29. Стахова, А.А. Понятие правовой природы социальной поддержки граждан в Российской Федерации / А.А. Стахова. – URL: http://law.edu.ru/article/ article.asp?articleID=1237610 (дата обращения 27.10.2021). – Текст : электронный.
30. Шайхатдинов, В.Ш. О современных правовых проблемах государственной социальной помощи в России / В.Ш. Шайхатдинов. – Текст : электронный // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2016. № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-pravovyh-problemah-gosudarstvennoy-sotsialnoy-pomoschi-v-rossii/viewer (дата обращения 20.10.2021).