Фрагмент для ознакомления
2
Введение
История средневекового города – это один из важнейших разделов средневековых исследований. Без данного углубленного изучения невозможно именно правильно понимать и оценивать все основные закономерности при развитии феодального общества немецких городов. Также, если не понимать городское и экономическое развитие невозможно будет выяснить все предпосылки для возникновения именно капиталистического образа жизни в недрах глубокой исторической феодальной цивилизации.
Средневековый город – это зарождение землевладельческого владения, и только с конца XI века начался весь процесс освобождения за счёт:
- достигнутой независимости у разных классов;
- свободы крестьян.
И, самое главное, что каждый чёткий шаг к полной свободе был обеспечен именно в письменном свидетельстве о хартии.
Необходимость хартии для города, который получал тот или иной набор свобод, можно объяснить следующими аспектами:
- до своего освобождения город жил феодальным образом жизни;
- для обеспечения феодальных прав обычно было достаточно сослаться на обычай, предписание;
- освобожденный город сам по себе был отрицанием феодального уклада жизни, его появление было ненормальным фактом с феодальной точки зрения;
- новое положение часто было результатом успешной борьбы с феодалом.
Следовательно, самой ссылки на обычай было недостаточно, поэтому и пришлось выбирать именно другое название, которое бы соответствовало по всем параметрам новым данным условиям развития. И получили города название - хартии.
В классической стране феодализма, во Франции, урбанизация в значительной степени сохраняет черты феодального контракта. Город (коммуна) в своем новом положении представлял собой феодальный клан, находившийся в вассальных отношениях с сеньором. Сеньор признал за ним определенную свободу, и город возложил на него за это определенную обязанность. Такой запечатанный контракт был не чем иным, как изменением и продлением обычного контракта.
Однако во Франции и даже в других странах этот тип грамотности не был доминирующим. Такие письма встречаются чаще, и владельцы вновь созданных городов стараются привлечь жителей, а для этого щедрыми руками предлагают всевозможные привилегии.
Кроме того, пользование землей на очень льготных условиях и право избирать некоторых или всех должностных лиц, право обжаловать в собственных судах, гражданские и политические свободы [13].
Существовала отдельная категория писем, которая, если и не была существенной, то официально сильно отличалась. Хартии были особенно характерны для Англии, и в силу различных условий большинство городов перешло во владение королей, а не частных лиц. Всего существует около 1500 королевских хартий, а баронские хартии считаются чуть ли не единицами.
В Германии Имперская хартия была интересна тем, что открывала освобожденный поток, и императоры, включая Генриха IV, искали союзников в городе, но пока они находились под контролем лордов, их поддержка не была важна, поэтому их нужно было освободить. Таким образом, вслед за Генрихом IV и его сыном, хартия дает ряд сводов экономических законов. Самый влиятельный из немецких городов - Рейнланд. Но, ни один из них не предоставляет городу такой полной свободы, как Французская совместная хартия. Это в основном индивидуальные интересы, в основном таможенные, торговые, налоговые и судебные. Только позже императоры начали подтверждать в письмах всю полноту свободы, которую город каким-то образом получил.
Во Франции королевские хартии также играют особую роль. Непосредственно, как освобожденные города, они распространялись только на "новые города" (villes neuves) или буржуазные города (villes le bourgeoisie).
Одобрение короля стало необходимым условием для признания эффективности совместной хартии, изданной епископом или светским бароном. Сначала королевские санкции не были необходимы, но затем капетинги поняли, что провозглашение хартии было символом перехода с начала правления сеньора непосредственно под власть короля, и этого не требовал закон.Цель данной курсовой работы - изучить экономические привилегии немецких городов в XII - XIII вв.
Задачами являются следующие:
1. Изучить экономические привилегии немецких городов XII - XIII.
2. Проанализировать уставы немецких городов XII - XIII.
3. Рассмотреть и экономические привилегии немецких городов XII - XIII.
4. Выявить суть хартий в сборнике Средневековый город.
5. Сделать анализ история создания города хартии в сборнике Средневековый город.
6. Рассмотреть городские хартии.
7. Дать характеристику социальной активности хартий и интенсивности их экономического развития.
Хронологические рамки данной курсовой работы охватывают период XII и первую половину XIII века. Это объясняется тем, что сборный материал, отражающий деловую и общественную жизнь западноевропейского города, начал множиться только со второй половины XIII века; не ранее этого времени появились первые городские хроники. Уставы городских гильдейских корпораций также начали закрепляться в лучшем случае с конца XIII века, основная их часть приходится на XIV и XV века.
Между тем, для выяснения роли города в развитии феодального общества очень важен ранний этап городской жизни, когда процесс складывания поселений недеревенского, ремесленного и торгового типа делал первые шаги и когда эти поселения самим фактом своего существования и борьбой с землевладельцами заставляли последних идти на уступки и делать эти уступки со специальными сертификатами. Поэтому в первом абзаце первой главы мы очень кратко коснемся этого вопроса, понимая, что он требует самостоятельного изучения.
Данная работа основана на анализе правовых источников и доступной специализированной литературы, чтобы понять и попытаться раскрыть противоречия и противостояние социальных сил, которые двигали развитием средневекового города в XII - начале XIII века.
Методологической основой данной курсовой работы послужил один из основных принципов исторической науки - принцип историзма и объективизма; был использован метод сравнительно-исторического анализа имеющихся данных.
Большая часть экономической и социальной истории средневекового города до сих пор неясна и противоречива. Для решения спорных вопросов есть только один правильный путь: обратиться к источникам.
Особенно важный материал по истории раннего города содержат памятники городского права, но эти памятники в антологиях и семинарах по истории средневековья представлены очень скупо. Для немецкого города, например, дается только "Первое право Страсбурга". Сборник "Средневековье в его памятниках" давно стал библиографической редкостью, содержащий не только Первый, но и Второй закон Страсбурга, а кроме того, права Любека, Стендаля, Гамбурга, Магдебурга. Почти такой же редкостью является сборник "Средневековый город", где напечатаны Первый Закон Страсбурга и Старейший городской закон Трира, который был переведён Ю. А. Корховым.
Источниведческую базу данной курсовой работы составили опубликованные переводы:
- городских уставов XII - начала XIII века;
- в основном это уставы городов средневековой Германии;
- а также уставы городов Австрии и Швейцарии. Оригиналы уставов написаны на латыни. Первый закон Страсбурга дан в переводе Ю. А. Корхова, второй закон Страсбурга дан в переводе Д. Н. Егорова. Остальные уставы были переведены на русский язык и опубликованы только впервые.
Ещё одним важным источником для написания диссертации стала публикация в сборнике "Средние века" уставов 100 парижских мастерских - "Книга ремесел", подготовленная к публикации Этьеном Буало. Однако, материалы данного источника по истории парижских ремесел привлекли нас лишь частично, поскольку они охватывают более поздний период средневековья - XIII-XIV вв [13].
Немецкие города оставили довольно богатое документальное наследие:
- именно в XII и в первой половине XIII века было составлено множество записей о городских свободах, правах граждан, ограничивающих их обязанности по отношению к сеньору;
- само обилие данных источников свидетельствует об интенсивности городского образования и значительной социальной активности формирующегося класса средневековых граждан.
Следует отметить, что документация такого рода хранилась не только в архивах тех городов, которые впоследствии стали крупными экономическими, политическими и культурными центрами Германии (и Европы в целом), но и в городах, которые всегда оставались второсортными и третьесортными пунктами, значение которых никогда не выходило за рамки узкого района (Анвайлер, Дибург, Липпштадт). Очевидно, на первый взгляд, что независимо от размеров города, условия городской жизни, в первую очередь экономические, выдвигают схожие запросы и требования, поэтому в различных уставах есть много общего.
Большинство городских хартий составлено в канцеляриях церковных лордов:
- хартии Страсбурга;
- хартии Кельна;
- хартии Трира;
- хартии Шпейера;
- хартии Бориса.
Ведь, многие города возникли на земле светских феодалов, поэтому многие хартии выдаются от имени императоров, герцогов, графов (таким городам, как Гослар, Берн, Стендаль, Фрайбург в Брайсгау, Хамм) и даже от имени лордов, у которых нет титула (например, Липпштадт). Сравнение уставов больших и малых городов, а также светских и церковных позволяет выявить, как специфику условий развития отдельных городов, так и общие черты и явления, которое называется городским правом - особенности, обусловленные общими экономическими и социальными интересами граждан.
При анализе содержания городских уставов необходимо учитывать некоторые существенные особенности такого рода исторических документов и, прежде всего, их социальную природу и творческую направленность. Внешне составитель хартии выглядит, как феодал, хартия дана на его имя и скреплена его печатью, где всячески подчеркивается, что это акт сеньориальной милости и благожелательности [13].
Но, все содержание ясно показывает, что активными сторонами здесь являются не сеньоры, а граждане: в борьбе они пытались внести поправки в устав, отстаивали свои требования, "благожелательно" ограничивали права и аппетиты в пользу граждан, но именно они делали это под экономическим давлением или вооруженным и насильственным путем сеньора.
Кроме того, устав города - это такой нормативный документ, в котором записывали, в чем нуждались горожане, чего они хотели. Однако, все данные закрепленные привилегии, которые гарантированы именно императорской печатью, не всегда достигались в полной мере, и то, что было написано в уставе, стало реальной нормой, например, достаточно проследить за судьбой торговых обязательств, которые были отменены в некоторых городах (Кельн, Фрайбург), отмена которых уже была зафиксирована в раннем уставе.、
Дело в том, что устав города, как правило, был компромиссным документом: он создавался сеньором, но почти везде, всегда в соответствии с требованиями горожан, неизбежно сталкивался с социальным фактическим соотношением их в определенный момент, соблюдался ли то, что написано в уставе, и как долго это будет отражаться в этом документе более четко и в большем количестве.
Наконец, необходимо учитывать конкретную политическую ситуацию, в которой был разработан устав или его новая редакция. Феодальная раздробленность Германии, усиление князя территории, борьба германского императора с папой римским и немецким князем - все это, играя с противоречиями внутри феодального класса, создавало сложную ситуацию с иногда значительными успехами, используя заинтересованность короля в союзах с городом (например, Страсбург, Вормс, Шпейер в 1110 году).
Историография по рассматриваемой теме огромна, и стория создания хартий хорошо освещена в работе Гутновой, поэтому мы сосредоточимся на кратком описании только того исследования, которое использовалось при написании данной курсовой работы.
Среди публикаций российских ученых интересна монография Н. П. Грацианского об истории ремесленной мастерской в Париже. Автор написал ее ещё будучи студентом. Книга была издана в Казани в 1911 году.
В 1952 году о социально-экономической политике мастерской в западноевропейских городах XII-XIII века и вышла в свет книга Полянского. Работа состоит из 9 глав, но наиболее ценными для нас являются 2 и 3 главы, автор показывает экономические условия ограниченных мастерских и тот факт, что "даже мастерские классического периода развития той эпохи были затруднены, но не исключали развития капитализма в виде зародыша"[4].
Большой объём фактического и аналитического материала включен в реферативный сборник "Методологические проблемы средневековой истории: европейские города в феодальных системах", в котором опубликованы работы именно ведущих западноевропейских ученых по различным вопросам средневековых европейских городов.
Особый интерес представляет материал работы 4-го тома современных российских ученых - "Город средневековой цивилизации в Западной Европе", в которой большая команда ученых, специалистов, опираясь на результаты именно современных урбанистических исследований, всесторонне показывают средневековый город, а также его различные проявления и, самое главное, структуру средневекового общества - именно как одну из основных поддерживающих структур. Постановка подобных вопросов, которые вытекают из цивилизованного, системно-культурного подхода, является относительно новой в изучении русского средневековья.
В российской литературе, особенно в сфере образования, укрепляется мнение, что в Германии процесс отделения ремесел от сельского хозяйства, и, как следствие, процесс самого возникновения средневековых городов произошел гораздо позже, чем в романском регионе и в странах Великобритании. Знакомство с уставами немецких городов XII века вносит некоторые коррективы в общее мнение.