Фрагмент для ознакомления
2
Основным звеном экономики является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство и реализация продукции (работ, услуг), происходит непосредственная связь работников со средствами производства и предметами труда.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия могут быть созданы в разных организационно-правовых формах. Выбор организационно-правовой формы зависит от многих факторов, среди которых формы собственности, размеры уставного капитала, число учредителей, хозяйственные связи, перспективы положения на рынках, правовая среда и т.д. Они (формы) позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником торговой деятельности.
Каждая из организационно-правовых форм предприятий имеет преимущества и недостатки. Поэтому очень важно при выборе форм хозяйствования не абсолютизировать в качестве «идеала» какие-либо формы хозяйствования и оценивать все новые (или перенимаемые из других стран) формы по их конечным результатам деятельности в конкретных наших условиях. Отсюда тема курсовой работы является актуальной.
Целью курсовой работы является исследование различных организационно-правовых форм предприятий, выявление их преимуществ и недостатков.
Для выполнения поставленной цели будут решены следующие задачи:
изучить сущность предпринимательства;
раскрыть виды организационно-правовых форм предприятий в условиях рынка;
провести сравнительный анализ организационно-правовых форм;
провести анализ организационно-правовых форм хозяйствования в регионах РФ;
выявить преимущества и недостатки различных видов предприятий;
предложить основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание.
В процессе выполнения дипломного проекта были проанализированы законодательные акты РФ в области малого предпринимательства, материалы, опубликованные в виде монографий, учебных пособий, данные научно-практических конференций и статей в периодической печати.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения списка литературы.
1. Теоретические основы организационно-правовых форм предприятий в условиях рынка
1.1. Сущность предпринимательства
«Предпринимательство» — это рисковая деятельность, которую ведут граждане, целью которых является регулярное получение прибыли. Чтобы реализовывать предпринимательскую деятельностью в России необходимо осуществлять ее в одной из специальных организационно-правовых форм. Применительно к избранной форме будут определены конкретные права и обязанности управляющих лиц, статут их имущества [20; 59].
Предпринимательская деятельность иначе называется коммерческой и ставит перед собой целью, как уже указывалось выше, обязательное извлечение прибыли. Но следует отметить, что кроме коммерческих юридических лиц в России можно создавать и некоммерческие (партии, религиозные объединения, фонды), у которых нет подобной цели, но они могут получать доход от своей деятельности.
Классифицировать формы предпринимательской деятельности можно по различным основаниям. Так простейшее деление будет на тех, кто:
занимается предпринимательством без образования юридического лица (ИП);
образовал юридическое лицо.
Основным критерием классификации юридических лиц сегодня является статус участников таких юридических лиц (будут ли они являться его членами). Различают:
Корпоративные организации. Ее участники принимают прямое участие в работе организации, осуществляют на ней контроль и управляют. Для этого они создают высший управленческий орган, посредством которого решают все необходимые вопросы, связанные с деятельностью компании.
Унитарные организации. Это государственные и негосударственные компании, учредители которых не становятся их участниками. Они просто имеют вещные права на имущество (которое нельзя никаким образом поделить), переданное под управление организации. Это ГУПы и МУПы, союзы и фонды, религиозные организации.
1.2. Виды организационно-правовых форм предприятий в условиях рынка
Предпринимательская деятельность возможна в нескольких, указанных в Гражданском кодексе, организационных формах (приложение 1).
Индивидуальный предприниматель.
Гражданин, который регистрируется в особенном порядке и занимается предпринимательством без создания юридического лица, именуется индивидуальным предпринимателем. Процесс регистрации в налоговых органах много проще и дешевле, чем у юридического лица, и вдобавок для ИП характерен упрощенный порядок составления и сдачи отчетности (например, не нужно вести бухгалтерский учет, который для юридического лица строго обязателен). Данная форма ведения предпринимательской деятельности хороша для маленького бизнеса.
Хозяйственные общества.
Имуществом этой организации распределено между участниками по долям или акциям.
Общества подразделяются на ООО (общества с ограниченной ответственностью) и АО (акционерные общества). ООО – самый популярный вид предпринимательства в РФ. Его капитал поделен на доли, которые принадлежат участникам, и эти участники не ответственны по обязательствам компании. Иначе говоря, участник рискует понести убытки строго в пределах его доли [16; 24].
В акционерных обществах имущество поделено на фиксированное число акций (то есть ценных бумаг). Риск убытков зависит от стоимости этих акций, и требовать возврата уплаченной за нее суммы акционер, как правило, не может. Равным образом он не может просить выдела имущества в натуре.
В 2014 году в Гражданский кодекс РФ были внесены серьезные изменения в отношении деятельности и форм юридических лиц, одним из которых стало упразднение ОАО и ЗАО. На замену им пришли публичные и непубличные общества. Смысл в свободном доступе к информации о работе такого общества и к покупке его акций.
Товарищества.
Существует 2 вида: полное товарищество и товарищество на вере.
Полное товарищество организуется минимум 2 лицами и деятельность ведется ими от лица товарищества. Граждане заключают между собой договор, на базе которого создается и работает товарищество. В данной форме ответственность намного серьезнее – товарищи отвечают всем своим имуществом, а не в пределах вклада.
Товарищество на вере – очень редкая форма. Снова присутствуют полные товарищи с повышенной ответственностью. Но помимо них существуют вкладчики-коммандитисты, которые вносят свой вклад и отвечают только в его границах [21; 55].
Производственные кооперативы.
Данной организацией является добровольное объединение граждан на базе членства. Участники кооператива являются его же работником, личное трудовое участие – характерная черта такой формы. Члены ответственны только в рамках внесенного ими пая (вклада).
Унитарные предприятия.
Еще одной формой предпринимательства являются унитарные предприятия. О них уже упоминалось вкратце ранее. Имущество предприятия не делится на вклады. Оно принадлежит только ее учредителю – государству или муниципальному образованию. А само предприятие осуществляет лишь экономически выгодное управление им.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. – 1994. – № 238-239.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Парламентская газета. – 2000. - № 151-152.
4. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета. – 1995. - N 248.
5. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Российская газета. – 1998. - N 30.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. – 2001. – № 153-154.
7. Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Российская газета. – 2003. – № 115.
8. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. - N 164.
9. Батрова, Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие / Т.А. Батрова. – М.: Инфра-М, 2018. – 222 с.
10. Гиблова, Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? / Н.М. Гиблова // Банковское кредитование. – 2020. – № 3. – С. 15.
11. Иванова, Е.В. Предпринимательское право. Учебник / Е.В. Иванова. – М.: Юрайт, 2018. – 269 с.
12. Калапуц, П.А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / П.А. Калапуц. – М.: Издательство Московского государственного открытого университета, 2018. - 249 с.
13. Карсетская, Е.В. Индивидуальный предприниматель / Е.В. Карсетская. – М.: АйСи Групп, 2016.
14. Колпакиди, Д.В. Предпринимательская деятельность: учебное пособие / Д.В. Колпакиди. – Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2020. – 394 с.
15. Коротких, И.Ю. Основы коммерческой деятельности. Учебное пособие / И.Ю. Коротких. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
16. Макаров, Н.Д. Предпринимательское право. Учебное пособие / Н.Д. Макаров, Е.А. Рябов. – М.: Инфра-М, 2018. – 256 с.
17. Мацаев, Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения / Э.В. Мацаев; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М: Юстицинформ, 2020.
18. Минько, Э.В. Основы коммерции: учебное пособие / Э.В. Минько, А.Э. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 512 с.
19. Сидорчук, Р. Р. Дефиниция понятия малое предпринимательство / Р.Р. Сидочук // Российское предпринимательство. - 2020. - № 10. - С. 36.
20. Скворцова, Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие / Т.А. Скворцова, М.Б. Смоленский. – М.: Юстицинформ, 2020. – 407 с.
21. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник / Осипова Л.В., Синяева И.М. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 324 с.
22. Панкратов, Ф. В. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. В. Панкратов. – М.: Академия, 2020. – 504 с.
23. Фадеева, Е.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России / Е. А. Фадеева, А. А. Маргарян // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 620-622.
24. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации / Л. Ходов // Вопросы экономики. – 2020. – №7. – С. 147-151.
25. Эриашвили, Н.Д. Предпринимательское право. Учебник / Н.Д. Эриашвили, А.П. Горелик, А.В. Барков. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 532 с.