Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические аспекты инноваций и инновационной деятельности предприятий
1.1. Понятие и экономическая сущность инноваций
В настоящее время не существует единого, общепринятого определения термина «инновация». В частности, сегодня под инновацией понимают:
• введение нового продукта или совершенствование прежнего;
• новая идея, метод или устройство;
• открытие нового рынка;
• процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
• новый объект, внедренный в производство;
• успешное использование новых идей;
• творческая идея, которая была осуществлена;
• нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной и иных областях.
Кроме того, в научной литературе разработано множество классификаций инноваций по таким признакам, как область применения, этап НТП, степень интенсивности, масштаб, результативность, эффективность и многие другие.
В целом в российской научно-экономической литературе инновации определяются как конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, новых или усовершенствованных технологических процессов, используемых в практической деятельности [5,c.122].
Основным недостатком такого определения является неясность в отношении степени новизны продукта, признаваемого инновационным.
Анализ и систематизация приведенных в различных источниках понятий и классификаций инновации позволяют выделить признаки, которым, на наш взгляд, должно соответствовать определение инновационного продукта:
• конечная реализация;
• рациональный характер - инновация должна приносить определенную полезность потребителю (новые функции продукта, полезность и стоимость продукта;
• новизна применяемых технологий, процессов.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), а понятие «инновация» было введено в научный обиход в XX веке Шумпетером.
Инновация – это получившие воплощение в виде конечных продуктов, внедренных технологий или процессов результаты инновационной деятельности, носящие рациональный характер для потребителей, новые по отношению ко всем продуктам, технологиям или процессам продукты [6, c.154].
Ст. 10 Закона № 44-ФЗ закрепляет принцип стимулирования инноваций, в соответствии с которым, государственные заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных нужд за счет приобретения инновационной и высокотехнологичной продукции.
Ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 23.08.1996 № 127-ФЗ содержит в себе понятие «инновации». Под ней понимается новый или существенно улучшенный товар, услуга или процесс; новый метод в организации рабочих мест, сфере продаж, новый организационный подход. Таким образом, инновационной продукцией будет являться вновь созданная или усовершенствованная продукция, а инновационное оборудование представляет собой оборудование, которое ранее не использовалось или в процессе, совершенствования которого заметно изменились его технические характеристики (например, существенно сократилось потребление энергии) или увеличилась производительность.
В целом, инновационный продукт представляет собой идею, реализованную или представленную в товаре или услуге (рис.1).
Рис.1. Сущность инновации [15, c.122]
Пункт 4 ст. 4 Закона № 223-ФЗ указывает на то, что органы власти должны определить критерии отнесения работ (товаров, услуг) к инновационным в их сфере деятельности. Можно выделить следующие критерии инновационной продукции:
- товар (работа или услуга) имеет новые функциональные характеристики или превосходящие ранее применяемые аналоги. Например, оборудование стало компактным или менее энергозатратным;
- при выполнении работ, услуг, производстве товара применяются впервые внедренные результаты научно-исследовательских или технологических работ;
- товар имеет качественно новые характеристики или предложен новый способ его использования;
- при изготовлении товара использованы новое оборудование, ранее не применяемые при его производстве технологии, использованы новые материалы, что позволило улучшить экономические, эргономические и прочие свойства товара;
- работа или услуга используются в новой области, в которой они ранее не применялись;
- работа (товар, услуга) должны иметь прикладной характер и уже быть реализованы;
- реализация инновационных товаров (работ, услуг) должны быть рентабельны и иметь положительный экономический эффект от их использования, например, экономить материальные и (или) временные затраты или создавать условия для их экономии в дальнейшем;
- в ходе производства работ (товаров, услуг) используются высококвалифицированные специалисты и результаты интеллектуальной деятельности;
- при применении для предоставления услуг, изготовления товаров, производства работ результатов интеллектуальной деятельности необходимо иметь соответствующий патент или разрешение на их использование.
Как правило, инновационный продукт обладает потенциалом конкурентоспособности, поскольку является новым как для потребителей, так и для рынка.
В качестве методики оценки инновационности используется оценка конкурентоспособности инновационных продуктов.
Степень инновационности продуктов оценивается по следующим параметрам [10, c.243]:
1. Оценка функций по отношению к основному предназначению устройства (в какой степени изделие способно выполнять основное предназначение, при этом помимо специализированных функций учитывались такие параметры, как вес, габаритные размеры и точностные характеристики).
2. Оценка степени новизны функции по отношению к функциям устройства предыдущего поколения (на каких технологиях основано устройство: модернизация устройства предыдущего поколения либо использование принципиально новой технологии).
Для оценки по перечисленным выше параметрам можно сформировать список контрольных параметров, за соответствие которым устройству выставляются баллы, затем они суммируются, в результате чего получается оценка инновационности для каждого продукта.
Затраты на внедрение инновации складываются из двух составляющих:
1. стоимость продукта;
2. стоимость обучения персонала использованию продукта.
По полученным данным может быть построена двухмерная карта (Рис.2).
Рис.2.Оценка конкурентоспособности инновационного продукта [14, c.142]
Пунктирной линией на рисунке 2 отмечено среднее для компании соотношение степени инновационности и затрат на внедрение продукта (среднее расчетное значение по всем продуктам). Оно может быть использовано для целей ценообразования, а также в качестве ориентира при разработке новых продуктов.
Применение предложенной методики позволяет компании избежать лишних затрат на повышение функциональности, снизить риск неокупаемости инвестиций в разработку и производство инновационного продукта [7, c.177]. Однако наиболее эффективное применение методики возможно в отраслях, в которых решение о приобретении принимается потребителем преимущественно рационально, без решающего значения эмоционального фактора. В ином случае методика может быть использована в качестве ориентира для целей ценообразования.
Необходимо помнить, что применение методики не гарантирует успешную реализацию инновационного продукта. Потенциально успешный инновационный продукт совершенно не обязательно будет пользоваться успехом у потребителей, так как, во-первых, потребители могут не знать о наличии нового продукта (за исключением закрытых отраслей с 1–2 игроками), во-вторых, потребители могут быть неуверенны в его преимуществах по сравнению с существующими, в-третьих, могут перейти на новый продукт только в случае преодоления эффекта затрат на переключение.
Для решения этой проблемы необходима организация грамотного продвижения продукта. Особенно данная проблема актуальна для российских предприятий, поскольку традиционно инновационные предприятия в стране мало уделяют внимания продвижению собственной продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова К.Н. Инновации и инвестиции: проблемы сфер влияния // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 22-28.
2. Абдикеев Н.М. Экономика, основанная на знаниях, и инновационное развитие // Вестник Финансового университета. 2018. № 5 (83). С. 16-26.
3. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2015. – 247 с.
4. Богатова Е.В. Инновационная экономика: монография. – М.: Русайн, 2019. – 88 с.
5. Версан В.Г. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов // Стандарты и качество. 2016. № 5. С. 14-19.
6. Гитман Л.Дж., Джон М.Д. Основы инвестирования: пер. с анг./ М.: Дело. 2017. - 108 с.
7. Давила Л., Шелтон Р. Работающая инновация – М.: Баланс Бизнес Букс, 2018. – 320 с.
8. Елкина О.С. Проблемы инвестиций в инновации // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 4 (25). С. 35-40.
9. Кожухар В.М. Инновационный менеджмент – М.: Дашков и Ко, 2015. – 292 с.
10. Медакова М.М. Теория инвестиций, инноваций, оптимального управления // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 4. С. 33-40.
11. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2019. – 368 с.
12. Суслов В.И. Инновационная экономика: общие положения// Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 1 (39). С. 15-24.
13. Терешкина Н.Е. Инновационная стратегия в системе управления национальной экономикой // Маркетинг и менеджмент инноваций. 2017. № 2. С. 151-161.
14. Хасанова А.А. Взаимосвязь инвестиций и инноваций: микро-, макроимегауровни // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 79-88.
15. Чукреева К.Н. Инновационная экономика: содержание и основные направления развития // Молодежь и наука. 2017. № 1. С. 19.
16. Международной научно-практической конференции. 2016. С. 184-187.
17. Юрченко Т.В. Инвестиции в инновации - антикризисная стратегия // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 9. С. 29-37.
18. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
19. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
20. Компания ООО «Металлорукав» [Электронный ресурс]. Доступ через http://metallorukav.ru/