Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития выносливости – одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте. Исследованиями проблемы занимались многие учёные. Но, не смотря на пристальное внимание этих авторов, проблема требует дальнейшего изучения, как с теоретической, так и с практической позиции. Выносливость – важнейшее физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей.
Выносливость – одна из главных составляющих баскетбола. Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной системы, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Кроме того, на выносливость оказывает влияние уровень развития координации движений, силы психических процессов и волевых качеств.
Для баскетбола характерны очень высокие соревновательные и тренировочные нагрузки, темп игры, выполнение технических приемов на большой скорости с сопротивлением противника, применение активных систем защиты и нападения, быстрого прорыва и прессинга. Длительный соревновательный период, высокая напряженность турниров и отдельных матчей требуют высокого развития выносливости, т. е. способности противостоять появляющемуся в результате соревновательных нагрузок утомлению. Именно поэтому игрокам необходимо развивать выносливость.
Проблема развития выносливости, существенно связанная с подростковым возрастом и возрастными особенностями, ещё не получала должного научного обоснования. Основная задача, связанная с развитием выносливости у школьников, заключается в формировании условий при различных видах двигательной деятельности. Достаточно большой объем средств позволяет решать эту проблему.
Однако на практике использование, как общеразвивающих, так и специальных упражнений вызывает достаточно много трудностей. Сложность в развитии выносливости заключается в том, что сами средства (упражнения) должны быть направлены на воспитание не только общей, но и специальной выносливости. Таким образом, возникает основное противоречие в решении этой проблемы, которое затрагивает методическую основу: какие методы воспитания выносливости целесообразно использовать.
Актуальность исследования объясняется тем, что выносливость является основой спортивного совершенствования в баскетболе.
Цель: Изучить особенности воспитания выносливости на занятиях баскетболом у юношей среднего возраста 5-9 класс.
Задачи:
1.Рассмотреть виды выносливости;
2.Изучить анатомо-физиологические особенности развития детей 11 – 15 лет;
3.Разработать и апробировать методику развития выносливости у юношей 5-9 класса на занятиях баскетболом.
Объект: Выносливость баскетболистов среднего возраста 5-9 класс.
Предмет: Особенности воспитания выносливости на занятиях баскетболом у юношей среднего возраста 5-9 класс.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Виды выносливости
Выносливость — это способность организма к продолжительному выполнению какой-либо работы, требующей повышенных энергозатрат, и восстановлению после нее; она определяется максимальным временем выполнения этой работы. Выносливость позволяет снижать затраты энергии организма при совершении определенных действий.
Эффективность деятельности организма с точки зрения выносливости снижают два основных фактора: недостаток каких-либо физических качеств для преодоления нагрузки; низкая готовность к нагрузкам со стороны нервной системы, которая не позволяет человеку относительно спокойно и невозмутимо переносить физически тяжелые движения и утомление. [6]
Выносливость напрямую зависит от уровня обменных процессов в организме, от развитости сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, от их скоординированной работы. Поэтому выносливость также связана с аэробной и анаэробной производительностью организма.
• Анаэробная производительность — это работа в бескислородном режиме. Энергия вырабатывается без участия кислорода из фосфатов и запасов гликогена в организме. Анаэробная энергия производится организмом в очень ограниченных количествах и используется для коротких интенсивных вспышек активности — всего около четырех минут.
• Аэробная производительность, наоборот, предполагает участие кислорода; энергия в этом режиме вырабатывается во время тренировок, развивающих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, со средним темпом — без пиковой нагрузки.
Выделяют общую и специальную выносливость. Первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной подготовки [12].
По мнению Скородумовой А. П., если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, а если работа более специфическая – специальной. Рассмотрим эти понятия более подробно. Общая выносливость-способность человека выполнять любую работу умеренной интенсивности длительное время и эффективно, вовлекая глобальное функционирование мышечной системы (в работе задействовано более 2/3 мышц организма) и предъявляя достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной, центральной нервной системе и другим системам. Во-вторых, это способность выполнять работу с незначительной интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергии.
В-третьих, Матвеев Л. П. утверждает, что термин «общая выносливость» подразумевает под собой совокупность функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления работоспособности. В-четвертых, это способность человека эффективно выполнять неспецифическую работу в течение длительного времени, что оказывает положительное влияние на развитие определенных компонентов человеческой деятельности благодаря усиленной адаптации к стрессу и наличию явлений «переноса» из неспецифической активности [9].
Уровень развития и проявления специальной выносливости характеризуется целым рядом факторов:
1.Общая выносливость;
2.Быстрота расходования ресурсов внутримышечных источников энергии;
3.Способность спортсмена продолжать упражнение при усталости благодаря проявлению волевых качеств;
4.Техника владения двигательным действием, связанная с рациональностью, экономичностью техники и тактики, т.е. технико-тактического мастерства.
5.Возможность нервно-мышечного аппарата;
Классификация специальной выносливости:
Силовая. Это разновидность специальной выносливости, которая используется для развития и поддержания качества сократительной силы мышц. Это может понадобиться человеку на спортивном состязании или, например, при выполнении сложного тренировочного задания. Здесь же стоит сказать про локально-мышечную выносливость, которая позволяет человеку продолжительное время выполнять заданную работу за счет высокого уровня окислительных и сократительных возможностей определенных мышц.
Скоростно-силовая. Этот вид выносливости характеризуется выполнением действий высокой активности силового характера в течение длительного времени. Он требуется для совершения движения «взрывного» характера.
Скоростная. Это способность сохранять необходимую скорость до конца состязания или тренировочного задания; данная разновидность выносливости связана с развитием координации мышечных сокращений. В спринте скоростная выносливость играет решающую роль: на короткой дистанции (например, 100 метров) нужно демонстрировать «взрывную» скорость.
Координационная. Выносливость этого вида развивается при неоднократном повторении технически сложных действий. Яркий пример — Body Combat: тренировка из этой программы включает хореографические комбинации с элементами боевых искусств, повторение которых, соответственно, тренирует координацию. [2]
1.2. Анатомо-физиологические особенности развития детей 11 – 15 лет
Прирост физических качеств в ходе развития человека происходит неравномерно и имеет свои сенситивные периоды. При этом следует отметить, что физические качества имеют не только подъёмы в развитии, но и спады, когда уровень развития снижается или приостанавливается. Поэтому в определенные периоды тренировок развитие определенных физических качеств должно быть строго ограниченно и дозированно. Наиболее благоприятный период развития физических качеств называется «сенситивным», а период приостановки или снижения в развитии «критическим». Следовательно, целенаправленное развитие физических качеств будет значительно эффективнее, если в ходе тренировочного процесса выполнять их развитие в сенситивный период [7].
Знать данные закономерности развития физических качеств должен каждый тренер, для эффективного построения тренировочного процесса, особенно у юных спортсменов. В.М. Зациорский предлагает свою периодизацию целенаправленного развития физических качеств: развитие гибкости происходит с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет; развитие быстроты происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; развитие координации происходит с 5 до 10 лет; развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет; развитие силы происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет; развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис [Текст]: учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - Москва: Советский спорт, 2015. - 312 c.
2.Буйлов, Ю. Ф. Мини-баскетбол в школе / Ю.Ф. Буйолов, Ю.И. Портных. – Москва, 2006. – 130с.
3. Виноградов, П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2015. - 172 c.
4. Голощапов, Б. Р. История физической культуры и спорта / Б.Р. Голощапов. - Москва: Академия, 2015. - 320 c.
5. Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. - Москва: КноРус, 2012. - 184 c.
6. Захарова Л.В. Физическая культура / Люлина Н.В., Кудрявцев М.Д.- Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. — 612 с.
7. 10. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - Москва: Арсенал образования, 2014. – 393 c.
8. Коротаева М. Ю., Макаева А. Е. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. - 2017. - №48. - 315-318 с. 67
9. Коц Я. Споривная физиология: Мышечный аппарат и выносливость/ Я. Коц - Москва: Физкультура и спорт,2014 - 30с.
10. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 160 c.
11. Манилов, С.А. Занятия баскетболом с детьми среднего школьного возраста / С.А. Манилов. – Москва : Медицина.,2006. 120 с.
12. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
13. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы: учеб. метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Олимп-СПб, 2010. – 120 с.
14. Педагогика физической культуры и спорта. - Москва: Academia, 2017. - 336 c.
15. Чернов, С.В. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование : Учебное пособие / С.В. Чернов, Л.В. Костикова, С.Г. Фомин. – Москва : ФК, 2009