Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день экономика является практически самым важным фактором формирования государства как личности. Все страны стремятся улучшить положение своей экономической системы как внутри государства, так и на мировом уровне. Что же тогда нужно предпринять для создания этакого? Пожалуй, одним из некоторых способов будет развитие фирмы на рынке совершенной конкуренции.
Актуальность темы. Сейчас данную тему берут на изучение многие, т.к. она является идеальной экономической моделью для того, чтобы развивать фирму на рынке.
Степень разработанности темы. Неоклассическая теория исследовала поведение рыночного хозяйства в периоде совершенной конкуренции. Она соединила идеи классической политической экономии с идеями маржинализма. Большой вклад в формирование этой теории внесли Альфред Маршалл, Генри Седжвик и Джон Бейтс Кларк.
Цель работы - изучение поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции. Для этого поставлены несколько задач для исследования:
Определение рынка совершенной конкуренции;
Каковой спрос и предложение фирмы в этих условиях;
Поведение фирмы в краткосрочном периоде;
Поведение фирмы в долгосрочном периоде;
Максимизация прибыли производителя;
Минимизация убытков производителя.
Предметом изучения является бизнес планирование.
Объектом изучения является совершенная конкуренция.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1.Понятие «совершенная конкуренция»
В современной экономической теории под совершенной конкуренцией понимается ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в роли покупателя или продавца, не может подействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Термин «совершенная конкуренция» введен в научный оборот во второй половине 20 века. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергался ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие. [1]
Совершенную конкуренцию называют чистой, потому что она очищена от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению связано с статичной моделью равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов.
Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс.
Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесной состоянии фирмы (предприятия), отрасли как результате предшествовавшей конкуренции.
Модель совершенного рынка основывается на том, что его главные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Основой рационального хозяйствования фирм (предприятий) является принцип экономичности, имеющий два аспекта:
1) Используя имеющиеся средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход (принцип максимума);
2) Желаемого результата надо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).
Совершенная конкуренция характеризуется следующим:
а) Наличием большого числа продавцов и покупателей, доля каждого из которых на рынке столь мала, что ни один из участников рынка в отдельности не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять на цену товара. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
б) Однородностью товаров, предлагаемых конкурентами, т. е. их идентичностью с точки зрения потребителя. Покупатели отлично знают цену, и если кто-то повысит цену на свой товар, то потеряет покупателей;
в) Отсутствием барьеров для проникновения новых фирм и ухода с него действующих фирм (свободный вход и выход на данный рынок);
г) Доступностью для каждого участника рынка информации, т.е. информации, обеспечивающей полное и достоверное знание о настоящих и будущих условиях рынка. Продавцы действуют независимо друг от друга. [1]
Свобода доступа на рынок предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.
ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1. Равновесие фирмы в краткосрочный период
Главными элементами механизма любой рыночной структуры являются спрос и предложение. В условиях совершенной конкуренции фирма может продать любой товар либо по существующей рыночной цене, либо по более низкой. Снижение цены ниже уровня рыночной способно увеличить спрос и объем предложения, и так могло продолжаться до бесконечности, но он будет ограничен малым объемом производства. Да и при уменьшении цены снижается выручка от реализации. При одинаковой цене потребителю нет разницы у какого производителя покупать товар, но если цена превышает рыночную, то спрос на нее будет равен нулю, потому что покупатель не заинтересован приобретать товар дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отельного продавца абсолютно эластичен. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы имеет вид прямой (рис. 2.1). [4]
2.2.Равновесие фирмы в долгосрочный период
В долгосрочном периоде фирма также ставит себе задачу максимизации прибыли. Только в этом периоде, она может изменить все факторы, т.е. изменить весь производственный объем. Условие равновесия здесь такое же, как и в краткосрочном периоде, с той лишь разницей, что имеются в виду долгосрочные издержки: LMC=MR (P).
Еще одной разницей между кратко- и долгосрочным периодом является то, что количество фирм может изменяться и фирма не может быть убыточной, т.е. она должна покрывать все издержки, т.к. это определяет ее перспективы. В противном случае фирме следует уйти из этой отрасли. [7]
Процесс входа и выхода фирм закончится только тогда, когда не будет экономической прибыли, а она отсутствует при условии, что цена равна минимуму долгосрочных средних издержек: P=LACmin.
Таким образом, условие долгосрочного равновесия включает:
1) Условие краткосрочного равновесия: MC=MR (P);
2) Оптимизацию эффекта масштаба: LAC – min (рис. 2.11).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Антипина Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова. – М.: ТК Велби, 2018. – 576 с.
2. Л.С. Тарасевич Экономическая теория: учеб. / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, 2019. – 544 с.
3. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСА, - 2017. – 752 с.
4. А. Смит Исследование о причинах богатства народов. – М.: Прогресс, 2016.
5. Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2019. – 320 с.
6. С.Б. Авдашева Конкуренция и антимонопольное регулирование / Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. – М.: Логос, 1999. - 368 с.
7. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник / З.К. Океанова – М.: НТК «Дашков и К», 2018. – 596 с.
8. М.А. Сажина Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2020. – 456 с.