Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Введение психологического компонента в обучение специалистов самых разных профессиональных направлений и применение интерактивных методов профессионального обучения становится необходимостью в современном мире.
Топ-менеджмент отечественных компаний все чаще стремится к созданию основ долгосрочного успеха и, естественно, обращает внимание на развитие своих сотрудников. Вопросы гендерного равноправия, развитие эффективной коммуникации, творческих способностей, лидерских качеств и зависимость эффективности деятельности компании от различных факторов волнуют экономистов и экспертов в области корпоративного развития и управления, психологов и социологов. Исследования подтверждают, что учет психологических аспектов корпоративного управления и функционирования организации является одним из факторов повышения эффективности деятельности руководства компании, профессионального климата, производительности, и в целом эффективности деятельности компании. Исследования на развитых рынках показывают, что повышение качества корпоративного управления и функционирования за счет введения интерактивных компонентов профессионального обучения положительно сказываются на стоимости компаний. Во многих странах мира принимаются меры, как на государственном, так и на корпоративном уровнях по повышению участия специалистов в топ-менеджменте компаний, а также построении управленческой деятельности. На корпоративном уровне создаются программы по развитию профессионально важных качеств у сотрудников и руководителей, программы поиска и выращивания талантов.
При этом отечественные ученые отмечают, что использование бизнес тренинга как метода профессионального обучения пришло в Россию с небольшим «опозданием» относительно европейских и условно развитых стран мира. Тем не менее, отечественные разработки в данном направлении также становятся эффективным ресурсом. Кроме того, отечественная наука и практика, несмотря на трансляцию обновленных ценностей: равенство полов, инклюзия, толерантность и гуманизация общества, сохраняет в качестве проблем такие аспекты как занятость квалифицированным профессиональным трудом женщин, специалистов с ОВЗ, а также вопросы необходимости организации качественного профессионального роста и обучения сотрудников и т.д.
Актуальность исследования обусловлена потребностью более глубокого анализа на теоретическом и прикладном уровне основ профессионального обучения, в частности, применения такого метода, как тренинг управления персоналом.
Цель исследования: исследование теоретических и прикладных особенностей тренинга управления персоналом.
Задачи исследования:
1) провести изучение тренинга управления персоналом в организации;
2) описать особенности, содержание и подготовку тренинга управления персоналом;
3) организовать проведение эмпирического исследования личностных и профессиональных качеств сотрудников, развиваемых в тренинге;
4) подготовить рекомендации по сопровождению сотрудников при развитии профессиональных качеств в тренинге управления персоналом.
Объект исследования: тренинг как метод управленческой деятельности.
Предмет исследования: особенности тренинга управления персоналом.
Гипотеза исследования:
- личностные особенности сотрудников организации (самоотношение, адаптивность, эмоциональные особенности и др.) взаимосвязаны с организаторскими и коммуникативными качествами (лидерскими качествами) в группе;
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, тестирование, моделирование, анализ и синтез эмпирических данных. Проверка достоверности различий проводилась в программе Statistica, был применен U-критерий Манна — Уитни для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню признака, измеренного количественно.
Теоретическая разработанность проблемы исследования: особенности стилей управления рассматриваются в работах: А.В. Карпова, Е.В. Маркова; гендерные особенности стиля управления (О.В. Котоманова, 2009); психологические особенности руководителей (гендерные, возрастные и индивидуально-личностные различия в процессах принятия решений, гендерные особенности управленческой деятельности) анализировали: Т.А. Загузова, В.К. Кошкина, О.В. Шевцова, Н.Н. Ярушкин, Н.Н. Сатонина и др.
Методики исследования: 16-факторный опросник Р.Б. Кеттела, диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
База исследования: …..
Структурно исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ТРЕНИНГА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1.Социально-психологический тренинг как метод работы с персоналом
Слово «тренинг», согласно «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, имеет значение «система, режим тренировок». Тренировка, здесь же – занятие, упражнение, служащее для совершенствования навыков, умения [24].
В психологии определение понятия «тренинг» является предметом дискуссий среди специалистов [28].
О.В. Евтихов и Ю.В. Макаров выделяют несколько подходов к определению понятия «тренинг» в психологии [13].
1. Тренинг, как активный метод обучения (Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев), реализуемый с целью обучать, учить, передавать кому-либо знания, навыки.
Г.А. Ковалев относит социально-психологический тренинг к методам активного социального обучения как комплексного социально-дидактического направления. Ю.Н. Емельянов понимает под ним метод активного социально-психологического обучения, в ходе которого формируется коммуникативная компетентность личности.
Тем не менее, ряд авторов (И.С. Якиманская, А.М. Молокостова) отмечают, что нельзя свести все задачи тренинга лишь к единой реализации функции обучения. Безусловно, обучение является значимым компонентом тренинга, однако, не являясь его основной и единственной характеристикой, которое всесторонне раскрывает его сущность. Приобретение знаний, умений и навыков не исчерпывает весь диапазон происходящих в ходе тренинга изменений, в частности, трансформаций установок, отношений, мотивационных структур личности. Кроме того, разделение методов по критерию их активности не совсем корректно, в силу того, что любой метод не может быть активным или пассивным. Активность характеризует не метод, но реализующего его субъекта.
2. Тренинг как психологический метод воздействия на человека, в контексте такого понимания, в котором воздействие предполагает определенное влияние с целью достижения необходимого результата. Л.А. Петровская рассматривает социально-психологический тренинг «как средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство развития компетентности в общении» [5]. Как и в предыдущем случае, приходится возразить такой позиции в силу того, что термин «воздействие» отражает скорее процессуальные характеристики тренинга как метода и не раскрывает его полной сути.
3. Тренинг как метод развития отдельных качеств личности человека. В тренинге можно развивать, совершенствовать, усиливать, определенные качества, работа в тренинге способствует духовному и умственному росту. При этом, как отмечает О.П. Кондаурова, в ходе тренинга психологические характеристики могут не только развиваться, но и затормаживаться, а некоторые навыки и умения формируются заново[13].
4. Тренинг может рассматриваться как метод запланированных изменений психологических феноменов личности, группы, организации с целью личностного и профессионального роста, посредством приобретения, аналитико-синтетической деятельности личности в работе с собственным опытом, для гармонизации его личностного и профессионального бытия. Изменение предполагает смену, трансформацию, воплощение чего-то иного, согласно С.И. Макшанову и О.В. Евтихову[Там же]. Понятие «целенаправленное изменение», содержит в себе наполненность процесса, цель и результат изменений – «направленность на определённую цель [24]. Здесь предполагается наличие преднамеренности изменений, стремление к ним, стремление к прогрессу и возможность коррекции.
О.В. Евстихов указывает, что тренинг – есть метод целенаправленных изменений личности, которые индивид направляет на личностное и профессиональное развитие посредством приобретения, анализа и переоценки собственного опыта в процессе взаимодействия в группе.
Ю.В. Макаров указывает, что целесообразно рассматривать психологический тренинг в рамках технологического подхода, т.е. в контексте видения данного феномена, как поля использования различных технологий. Любая технология может быть определена, в свою очередь, как сочетание взаимосвязанных методов и процедур в определённой сфере деятельности. Автор, определяет психологический тренинг в качестве технологии психологического воздействия на личность и группу с целью ее обучения, коррекции и развития [22]. В тренинге происходит развитие личности, развитие группы, отражено единство личности и единство группы, а также их взаимодействие. Тренинг рассматривается как структура, имеющая три составляющих (3 модуля): личностный, групповой и модуль взаимодействия. Тренинг позволяет реализовать психологическое обучение, психологическую коррекцию и развитие личности и группы в единстве и последовательности.
Тренинговые технологии рассматриваются автором как сочетание последовательных, научно-обоснованных модулей и процедур. Технологическими тренингами автор называет основанные на тренинговой технологии встречи[20]. Основные понятия и структура тренинговой технологии представлена в приложении 2.
Модули тренинговой технологии автор определяет в качестве комплекса последовательных, научно-обоснованных процедур, направленных на оптимизацию процессов тренинга в рамках данной технологии. Как было отмечено выше, каждый тренинг содержит три модуля:
личностный направлен на совершенствование процессов развития личности, на формирование личностной зрелости;
групповой модуль имеет целью оптимизацию процессов, происходящих в группе, групповое развитие;
профильный модуль, отражающий взаимодействие ориентирован на развитие процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы для решения задач реализуемого тренинга (развитие коммуникативных качеств, повышение мотивации, развитие корпоративного самосознания и др.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабосов Е.М. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент» / Е. М. Бабосов, Э. Г. Вайнилович, Е. С. Бабосова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
2. Барабанщиков В.А. Системное исследование психики//Вестник РУДН. Психология и педагогика. – 2007. – № 1 (5). – С. 8-19.
3. Беспалов Д.В., Набасова Н.В. Динамика лидерства в группах различной организованности // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 1 (25). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scientific-notes.ru/pdf/029-032.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
4. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т.Г. Бобченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
5. Борисова И.И., Ливанова Е.Ю. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе: учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), 2011. – 65 с.
6. Васильев В.К.Парадоксы теории лидерских черт // Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2000») / Под ред. А.А.Крылова. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. – 269 с.– С.116-119
7. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: учебное пособие / И.В. Вачков. – М: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
8. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
9. Воронина Н.В. Деловая игра как интерактивная форма обучения при изучении дисциплины «Психология» // Сборник научных статей. – Челябинск: Печатный двор, 2016. – 296 с.
10. Деева Е.М. Применение современных интерактивных методов обучения в вузе: практикум / Е.М. Деева. – Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 116 с.
11. Дикая Л.Г., Примаченко Я.В. Лидерский потенциал руководителя: образ и реальность // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2. Ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – С. 426-428.
12. Долматов А.В. Организация и особенности тренингов креативного решения управленческих проблем // Вестник Балтийской педагогической академии. – 2011. – № 102. – С. 54-58.
13. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.
14. Карпов A.B., Маркова Е.В. Психология стилей управленческих решений. – Ярославль: Институт «Открытое общество» , 2003. – 427 с.
15. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 524 с.
16. Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения: учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2013. – 175 с.
17. Котоманова О.В. Особенности женского стиля управления // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 5. С. 241-247.
18. Кошкина В.К. Гендерные особенности и факторы деятельности руководителей, занятых в области полиграфии: автореф. на соискание уч. ст. к. п. н. – М., 2011.
19. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 31-45.
20. Макаров Ю.В. Психологический тренинг как технология // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 5. – С. 61-66.
21. Макаров Ю.В. Технологический подход к психологическому тренингу // Известия Иркутского государственного университет. Серия «Психология». – 2017. – Т. 19. – С.48-58.
22. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография / С.И. Макшанов. – СПб.: Образование, 1997. – 238 с.
23. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – СПб.: Питер, – 2004. – 539 с.
24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ, 1994. – 907 с.
25. Павлова Е.П. Взаимозависимость лидерских качеств руководителей и взаимоотношений с подчиненными // Проблемы современной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы юбилейной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 40-летию кафедры психологии (кафедры психологии). – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – С. 36-38.
26. Шевцова О.В. Гендерные аспекты менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4665 (дата обращения: 11.10.2021).
27. Шекшня С. Как эффективно управлять свободными людьми. Коучинг. – М.: Альпина Паблишер, – 2012. – 206 с.
28. Якиманская И.С. Психология взаимодействия и принятия управленческих решений: рабочая тетрадь / И.С. Якиманская, А.М. Молокостова. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 190 с.
29. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Психологические особенности женщин-руководителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psibook.com/articles/psihologicheskie-osobennosti-zhenschin-rukovoditeley.html Электронный ресурс (дата обращения: 11.10.2021).