Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В условиях существующих рыночных отношений уровень эффективности функционирования компаний в основе своей является зависимой от того, насколько тщательным образом им исследованы законы конкуренции, всевозможные ее формы и проявления, и каким образом компания была подготовлена к конкурентной борьбе.
В условиях рыночных отношений выделяют разного рода типы рыночных структур, при этом особо яркими, которые занимают диаметральным образом полярные позиции выступают рынки совершенной конкуренции и монополии.
Диаметрального характера противоположность данного рода рыночных структур является очевидной даже из их названия – оно состоит в «одном продавце» и в «состязательности».
Несколько лучше уяснить сущность представленных типов рыночных структур можно посредством проведения их сравнительного анализа детального характера.
В условиях рыночных отношений в качестве прямой противоположности рынку конкурентному выступает монополия, которая может быть характеризована присутствием только одного производителя и продавца на рынке определенного рода товара (продукции, работ, услуг), или монопсония, при которой существующей полнотой власти наделяется на рынке только единственный покупатель (потребитель) такого рода товара (продукции, работы, услуги).
Таким образом, одним из важных обстоятельств, улучшающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, предпринимателями, организациями. По степени свободы конкуренцию подразделяют на совершенную и несовершенную.
В качестве заметной разновидности последней является олигополия, проявление которой можно наблюдать в различных отраслях, особенно на рынке сотовой связи. С данных позиций тема курсовой работы является актуальной.
Цель работы – характеристика роли и значения модели олигополистического рынка в экономике на примере рынка сотовой связи.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты функционирования олигополии в условиях современной экономики;
- оценить современное функционирование рынка сотовой связи России в условиях олигополии.
Объект исследования – олигополия.
Предмет исследования – функционирование олигополии в современных условиях рынка сотовой связи.
Методы исследования: анализ экономической литературы, методы индукции и дедукции, методы графический и табличный, метод сравнения, группировки и сводки.
Степень научной разработанности проблемы. Олигополия как несовершенная конкуренция изучалась и изучается отечественными и зарубежными авторами с начала XX века.
В качестве основоположников классической экономической теории А. Смит, К. Маркс, Дж. С. Милль впервые раскрыли понятие, виды, механизмы внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Дальнейшее развитие теория конкуренции получила в работах Дж. Кейнса, Й. Шумпетера, Ф.А. Хайека, ФА. Томпсона и пр.
Важнейшие элементы олигополии как структуры рынка исследовали А. Курно, Э. Чемберлин, Р. Бертран, Г. Штакельберг, Дж. Нэш, Дж. Стиглер, Дж. Нейман, О. Моргенштерн, В. Парето.
В разработку механизмов конкурентного поведения олигополистов значительный теоретический вклад внесли Ф.М. Шерер, Т. Мор, Э.Дж. Долан, Д. Линдсей, Ж. Тироль, Д. Моррис, В.А.ГордеевГ.Б. Клейнер, Н.М. Розанова, Р. Фатхутдинов и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении представлены актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты функционирования олигополии в условиях современной экономики.
Во второй главе проведена оценка современного функционирования рынка сотовой связи России в условиях олигополии.
В заключении сформулированы основные выводы о проделанной работе.
1. Теоретические аспекты функционирования олигополии в условиях современной экономики
В теорию экономики понятие «конкуренция» попало из разговорного языка с лат. «concurrentia», которое дословно означает «столкновение», «состязание». В экономике ведут речь о деловой конкуренции компаний, каждая из которых собственными действиями делает ограничение возможности конкурента односторонним образом оказывать воздействие на условия товарного обращения на рынке, то есть о степени зависимости условий рыночного характера от поведения отдельно взятых рыночных участников .
Если просмотреть развитие в истории, то возникновение конкуренции было в условиях простого товарного производства. В те времена каждый мелкий производитель в ходе конкуренции имел стремление сформировать для себя самые выгодные условия осуществления производственно-сбытовой деятельности в ущерб иного рода участникам процесса товарного (рыночного) обмена. По ходу становления более сильной зависимости мелких товаропроизводителей от структуры рынка и колебаний цен рынка на выпускаемые ими товары и получается обострение конкурентной борьбы. В это время появляется определенного рода возможность сделать более крепкими непосредственно сами хозяйства, осуществлять наем дополнительных работников, эксплуатацию их труда, так появилась капиталистическая конкуренция. В условиях современной экономики конкуренция вместе с тем выступает в качестве важного средства для развития производственной деятельности и проявляться может в различных формах.
Определение понятия конкуренции проходило в экономике несколько стадий. Для классиков экономического развития характерным был поведенческий подход. К примеру, Адамом Смитом представлялась сущность конкуренции в качестве совокупности взаимонезависимых попыток разнообразных продавцов установления контроля на рынке. В связи с этим акцент в то время был сделан на такого рода поведении продавцов и покупателей, которое было честным, без любого сговора соперничеством по поводу наиболее выгодных условий реализации и приобретения товаров. В данного рода условиях основным объектом конкурентной борьбы выступали цены .
Данного рода поведенческая трактовка экономического понятия конкуренции была характерной и для неоклассического направления экономической теории. Однако ими связывалась конкуренция с борьбой по поводу редкости экономических благ, а вместе с тем по поводу потребительских денег, на которые они могут быть куплены. В их понимании редкость экономических благ значит, что их количество не является достаточным в сравнении с потребностями людей.
Вместе с поведенческой трактовкой экономического понятия конкуренции с конца ХIХ века в теории экономики стала популярной другая, именуемая структурной концепцией конкуренции, которая далее была выведена на первое место. Ее авторами выступали Д. Робинсон, Ф. Эджуорт, А. Курно, Э. Чемберлен . Позиции данного рода ученых в современной науке экономики на Западе являются настолько сильными, что само понятие «конкуренция» очень часть применяют только в структурном понимании. Рынок именуют конкурентным тогда, когда количество компаний, которыми реализуется однородная продукция, настолько большое, и доля конкретного субъекта на рынке является настолько незначительной, что никакая компания одна и самостоятельным образом не сможет значительное воздействие оказать на цену продукции при помощи изменения объема продажи. В связи с этим, при подходе структурного характера важнейший акцент уходит с самой борьбы компаний друг с другом на оценку рыночной структуры, а вместе с тем тех условий, которые в ней являются превалирующими.
Помимо поведенческой и структурной трактовки конкуренции, есть в теории экономики вместе с тем функциональный подход к конкуренции, а вместе с тем и характеристика конкуренции в качестве «процедуры открытия».
Связанной является функциональная трактовка определения понятия конкуренции, в частности, с экономистом Й. Шумпетера. В его теории развития экономики была определена конкуренция в качестве борьбы старого с новым. Данного рода борьба ведется предпринимателями - организаторами производственной деятельности, которыми прокладываются новые пути, осуществляются новые комбинации производственных факторов. Согласно мнению Й. Шумпетера, в качестве основной задачи выступает проведение продажи нововведений, ведение борьбы с постоянной рутиной, по большей части не делать то, что делается другими, становление так называемого «созидающего разрушителя» . Только в таком случае предприниматель сможет одержать победу в конкурентной борьбе, занимаясь вытеснением с рынка предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают ту продукцию, которая не пользуется спросом.
В условиях рыночной экономики выделяют четыре основных типа конкурентных рынков:
- совершенная конкуренция;
- несовершенная конкуренция :
а) монополия;
б) олигополия;
в) монополистическая конкуренция.
Под совершенной конкуренцией понимают обычно такого рода форму рыночной организации, при какой исключенными бывают все виды существующего соперничества, как и у продавцов, так и у покупателей . В связи с этим, понятие совершенной конкуренции теоретического характера выступает фактически просто отрицанием обычного для практической деловой и повседневной жизни понимания сути конкуренции в качестве острого соперничества агентов экономики. Совершенная конкуренция является совершенной в том смысле, что при такой организации рынка каждая фирма сможет реализовать по данного рода рыночной цене столько продукции (работ, услуг), сколько она пожелает, а на уровень цены рынка не сможет оказать влияние ни отдельно взятый продавец, ни отдельно взятый покупатель.
При всем этом несколько более ясным образом будут заметны определенного рода различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (таблица 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Евсеенко, Е.А. Экономическая теория. Микроэкономика [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Евсеенко. – М.: Дашков и К, 2021. – 130с.
2. Журавлева Г.П. Микроэкономика [Текст]: Учебник / под ред. Г. П. Журавлевой и Л. Г. Чередниченко. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 415с.
3. Малкина, М. Ю. Микроэкономика [Текст] / М.Ю. Малкина. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 395с.
4. Технологии мобильной связи: услуги и сервисы [Текст] / А. Г. Бельтов, И. Ю. Жуков, Д. М. Михайлов, А. В. Стариковский. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 206с.
5. Экономическая теория. Политэкономические основы [Текст]: Учебно-методическое пособие / под ред. В.Н. Щербакова. – М.: Дашков и К, 2021. – 290с.
6. Артамонова, Ю.С. Олигополия в экономике России [Текст] / Ю.С. Артамонова, А.Е. Черницов, С.Г. Бяшимова, А.А. Жигалов // Проблемы научной мысли. – 2019. – Т.7. - №1. – С.41-47.
7. Ахтемова, А.Р. Основные типы рынков в современных условиях [Текст] / А.Р. Ахтемова // Вектор экономики. – 2019. - №5. – С.37-39.
8. Борисова, Д.М. Олигополии – ядро современной экономики [Текст] / Д.М. Борисова // Финансы. Современное состояние. Проблемы и перспективы: тезисы докладов VIII Республиканской науч.-практ. конференции. – Луганск: ЛугНУ им. Владимира Даля, 2018. – С.28-34.
9. Дмитриев К.В. Особенности развития отрасли сотовой связи [Текст] / К.В. Дмитриев, Е.С. Силова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2021. - №6. – С.233-241.
10. Доброжинская, А.А. Анализ олигополии как доминирующей структуры современной рыночной системы [Текст] / А.А. Доброжинская // Вектор экономики. – 2019. - №4. – С.136-138.
11. Звягин, И.С. Модернизация онлайн-взаимодействия органов власти с населением в условиях цифровизации экономики [Текст] / И.С. Звягин, А.О. Гладких, Т.А. Некрасова, Т.С. Наролина // Развитие современного общества в условиях цифровизации ключевых сфер жизнедеятельности: социально-экономические, институционально-инновационные и аксиологические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж, 2019. - С. 32-38.
12. Кислицын, Е.В. Исследование рынка операторов сотовой связи методами имитационного моделирования [Текст] / Е.В. Кислицын // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. - № 3 (23). – С. 51-63.
13. Кислицын, Е.В. Моделирование конкурентоспособности предприятия на рынке олигополии [Текст] / Е.В. Кислицын, В.В. Городничев // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. - №12. – С.235-237.
14. Максимова, Н.В. Олигополии в российской экономике [Текст] / Н.В. Максимова // Аллея науки. – 2020. – Т.2. - №12. – С.55-61.
15. Нуцалханова, П.В. Основные виды рыночной конкуренции и их особенности [Текст] / П.В. Нуцалханова // Мировая наука. – 2019. - №1. – С.218-224.
16. Орцханова, М.А. Олигополия – как современная форма организации рыночной экономики [Текст] / М.А. Орцханова, М.И. Фаргиева // Colloquium-journal. – 2020. - №7-6. – С.36-38.
17. Орцханова, М.А. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики [Текст] / М.А. Орцханова, М.И. Китиева, Ф.Я. Полонкоева // Colloquium-journal. - 2019. - № 26-9(50). - С.58- 59.
18. Смотрова, Т.И. Перспективы применения искусственного интеллекта в маркетинге [Текст] / Т.И. Смотрова, В.В. Карпов // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума. – М.: ГУУ, 2018. - С. 116-121.
19. Флигстин Н. Политическая экономия после неолиберализма [Текст] / Н. Флигстин, С. Фогел // Экономическая социология. – 2021. – Т. 22. - №4. – С.35-48.
20. Цаплаева, К.Э. Инновации как главный источник прибыли. Идеи Й.А Шумпетера и российский бизнес [Текст] / К.Э. Цаплаева // Экономика и социум. – 2021. - №7. – С.541-544.
21. Шонина, А.М. Олигополия как современная форма организации экономики на примере России [Текст] / А.М. Шонина // Актуальные вопросы науки и практики: сборник научных трудов по материалам XXIII Междун. науч.-практ. конференции. – Анапа: НИЦ ЭиСП, 2020. – С.22-26.
22. Аудит-ит. URL: https://www.audit-it.ru (дата обращения: 01.11.2021).
23. Все мобильные операторы России: кто есть кто на рынке сотовой связи // MOB-MOBILE. URL: https://mob-mobile-ru.turbopages.org/mob-mobile.ru/s/operators/12720-vse-mobilnye-operatory-rossii-kto-estkto-na-rynke-sotovoy-svyazi.html (дата обращения 01.11.2021).
24. История сотовой связи в России // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20110909/433050639.html (дата обращения 01.01.2021).
25. Мессенджеры вытесняют сотовых операторов из голосовой связи // Nag.RU. URL: https://nag.ru/ news/newsline/101564/messendjeryi-vyitesnyayut-sotovyih-operatorov-iz-golosovoy-svyazi.html (дата обращения 01.11.2021).
26. Наши рынки. Ключевые рынки группы МТС. URL: https://ar2019.mts.ru/pdf/ar/ru/management-report_our-markets.pdf (дата обращения: 01.01.2021).
27. Чем обеспечено лидерство МТС на российском рынке. URL: https://versia.ru/chem-obespechenoliderstvo-mts-na-rossijskom-rynke (дата обращения: 01.11.2021).