Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях коммуникативной направленности обучения учащихся иностранному языку и в соответствии с основной целью обучения иностранного языка в школе – формированием коммуникативной компетенции, проблема обучения аудированию является особенно актуальной.
Без аудирования, речевое общение, становится невозможным. Владение иностранным языком как средством коммуникации предполагает не только умение выразить свои мысли, чувства, намерения, но и умение понять речь других людей, как при личном общении, так и по радио, телевидению и т.п. Точность и полнота восприятия полученной информации во многом определяет последующие действия участников коммуникации, их реакцию. Следовательно, обучение аудированию, как самостоятельному виду речевой деятельности – одна из важнейших целей обучения.
В последние годы ведётся серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса. Проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов, т.к. анализ методической литературы показывает, что из четырёх видов речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо), аудированию уделяется меньшее количество времени на уроке иностранного языка.
Аудирование - рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. Аудирование состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания.
Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. Актуальность данной темы предопределена тем, что с учетом перспектив развития экономики и социальной сферы, сегодня важно сформировать у выпускников школ новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное и творческое мышление, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Несмотря на то, что появился целый ряд исследований, посвящённых анализу психолингвистических аспектов восприятия и понимания речи на слух, методам формирования этого умения, влиянию условий протекания этой деятельности на характер восприятия и на наличие в средней школе учебных комплексов, а также разнообразных технических средств, данный вид речевой деятельности остаётся недостаточно развитым.
Цель исследования – изучить особенности обучения аудированию на немецком языке в основной школе.
Исходя из выше установленных цели, нами была разработана следующая гипотеза: процесс обучения аудированию в основной школе на уроках немецкого языка будит максимально эффективным при использовании аутентичных текстов, максимально приближенных к жизненным ситуациям, использование в прослушиваемом тексте изучаемых грамматических конструкций и лексических средств.
Объект исследования – аудирование как вид речевой деятельности при обучении немецкому языку.
Предмет исследования – педагогические условия обучения аудированию на немецком языке в основной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику аудированию как виду речевой деятельности»
2. Описать особенности обучения аудированию на немецком языке в основной школе;
3. Изучить методику работы с видеоматериалов в процессе обучения аудированию;
4. Провести анализ УМК по немецкому языку на предмет развития навыков аудирования;
5. Разработать комплекс упражнений по обучению аудированию на немецком языке.
Теоретико-методологической основой следующих авторов: Л. М. Апатова, И. А. Бим, М. Л. Вайсбурд, Н. И. Гез, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, Т. В. Латарева, В. П. Натальин, Е. И. Пассов, Н. Н. Пруссаков и многие другие. Л. М. Апатова и З. А. Кочкина впервые развели понятия «аудирование» и «слушание», указав на то, что аудирование, кроме восприятия речи на слух, предлагает еще и осмысление услышанного. [7]. И. Л. Бим выделила следующие виды аудирования: аудирование с полным пониманием услышанного и аудирование с пониманием основного содержания. И. А. Зимняя и Н. И. Жинкин выделили основные механизмы аудирования в психологическом плане и определили факторы, способствующие успешности восприятия иноязычной речи на слух. [4].
Для достижения поставленных нами целей, использовались следующие методы исследования:
- теоретические: сбор и анализ литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы.
- эмпирические – анализ УМК по немецкому языку, разработка комплекса упражнения для развития навыков аудирования.
Теоретическая ценность работы заключается в уточнении теоретических основ формирования и совершенствования аудитивных навыков учащихся основной школы при обучении немецкому языку.
Практическая значимость исследования заключается в создании комплекса заданий, направленных на развитие аудитивных навыков и умений учащихся, который может быть использован в учебном процессе основной школы.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
I. Теоретические основы обучения аудированию на немецком языке в основной школе
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности
Форма речи делится на 2 вида: устная и письменная. Также виды речевой деятельности отличаются по признаку: продуктивный, рецептивный. Соответственно выделяют 4 основных виды речевой деятельности.
Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называется аудированием. Понятие «аудирование» и «слушание» не синонимичны. Слушание обозначает лишь акустическое восприятие звукоряда, а аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий ещё слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации.
Аудирование – это процесс восприятия и понимания речи на слух [18]. Процесс восприятия состоит из анализа и синтеза разноуровневых языковых единиц – фонем, морфем, слов, предложений, - в результате чего происходит преобразование воспринятых звуковых сигналов в смысловую запись [11].
Аудирование является одним из четырёх видов деятельности наряду с чтением, говорением и письмом. Причём аудирование, как и чтение, относится к рецептивным видам речевой деятельности, в то время как говорение и письмо – к продуктивным. Рецептивная природа аудирования означает, что основная деятельность человека заключается в восприятии, понимании и переработке услышанной информации. Человеку свойственно слушать и понимать значительно больший объём информации и на более высоком уровне, чем выражать свои мысли посредством говорение или письма.
Термин «аудирование» был введён в литературу американским психологом Р. Брауном на смену многозначному и не вполне точному термину «слушание», не удовлетворяющему исследователей речи. Браун и некоторые другие исследователи предложили обозначить термином «аудирование» процесс восприятия и понимания слышимой речи по аналогии и в отличие от чтения как процесса восприятия и понимания записанной речи [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барменкова, О. И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О. И. Барменкова // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 3. – С. 20;
2. Бим, И. Л. Немецкий язык 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Ж. Я. Крылова и др. - Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 239 с.;
3. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз» / И. Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.;
4. Жинкин, Н. И. «Речь как проводник информации»/ Н. И. Жинкин – М.: 1982. – 160с.;
5. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. зимняя. - М., 1989. – 222 с.;
6. Ильина, В. И. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования / В. И. Ильина // Уч. Зап. Моск. гос. пед. Института иностр. яз. им. М. Тореза. —1968. – № 44. – С. 59-69;
7. Кочкина, 3. А. Аудирование: что это такое? / 3. А. Кочкина // Методическая мозаика. - 2007. - №8. - С. 12-18;
8. Максимова, И. Н. «Значимость аудирования при обучении иностранному языку в школе» / И. Н. Максимова, – М. : Просвещение, 2006. – 147;
9. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко. - 1996. - С. 240-290;
10. Маслыко, Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка / Е. А. Маслыко. - М.: 1992. – 205 с.;
11. Никитина, Л. Л. Аудирование как средство развивающего обучения / Л. Л. Никитина // Иностранные языки в школе. - 2014. - №10. - С. 26-32;
12. Пруссаков, Н. Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста / Н. Н. Пруссаков // Иностранные языки в школе. – 1994. - №6. – С. 32-36;
13. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова ; под общ. ред. Г. В. Рогова. – М. : Просвещение, 2005. — 287 с.;
14. Сергеева, Н. Н. Иноязычное профессионально-ориентированое аудирование в системе профессионального образования: современные средства и методы: монография / Н.Н. Сергеева, В.А. Яковлева ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2012. — 184 с.;
15. Соколов, С. А. «Сборник лексико-грамматических упражнений для работы с магнитофоном» / С. А. Соколов . – М.: «Академия», 2002. – 78 с.;
16. Соловова, Е. Н. Использование видео на уроках иностранного языка / Е. Н. Соловова // ELT NEWS & VIEWS. - 2003. - №1. – С. 89.
17. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М., Просвещение, 2003. С. 124-139;
18. Сысоев, П. В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего среднего образования / П. В, Сысоев // Иностранные языки в школе – 2007. - №4. – С. 9-18;
19. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В. М. Филатов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.