Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей - главное условие их эффективного обучения и воспитания, предотвращения тяжелых форм инвалидности и социальной дезадаптации.
Роль семьи, эмоционально позитивного общения ребенка с окружающими его взрослыми также важна для его умственного развития. Однако для детей с отклонениями в развитии этого недостаточно: с раннего возраста им необходимы особые условия, гарантирующие коррекцию нарушенных функций.
В связи с особенностями развития дети с задержкой умственного развития в еще большей степени, чем дети с нормальным развитием, нуждаются во влиянии взрослого для обучения. Спонтанное усвоение социального опыта, особенно в раннем детстве, у них практически не происходит. Эта проблема становится особенно актуальной в период подготовки ребенка к школе.
Проблемами умственной отсталости в нашей стране занимались многие ученые: Выготский Л.С., Ганнушкин П.Б., Гальперин П.Я., Зейгарник Б.В., Рубинштейн С.Я., Занков Л.В. и другие.
Воспитание детей с ограниченными интеллектуальными возможностями отличается оригинальностью, заключающейся, во-первых, в их корректирующей направленности и, во-вторых, в неразрывной связи корректирующей деятельности с формированием практических навыков и умений. Индивидуальные особенности воспитания этих детей зависят от типа, степени и характера расстройства, а также от компенсаторных способностей и возраста ребенка.
Исходя из актуальности проблемы, мы выбрали тему изучения курса: «Подготовка к обучению в школе детей с ограниченными интеллектуальными возможностями».
Гипотеза исследования: дети с легкой степенью дебильности имеют большие трудности в формировании личностной подготовки к школе.
Объект исследования: формирование готовности к обучению в школе у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Предмет исследования: влияние умственной отсталости на умственное развитие ребенка в период подготовки к школе.
Целью исследования является теоретико-практическое исследование проблемы подготовки к школе детей с легкой умственной отсталостью.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучать теоретические источники по проблеме;
- рассмотреть особенности психического развития детей с легкой степенью умственной отсталости;
- организовать и провести психологическое обследование детей с легкой степенью умственной отсталости.
Методологической основой нашего исследования являются разработки отечественных психологов по проблеме умственной отсталости - Выготский Л.С., Рубинштейн С.Я., Гальперин П.Я., Лурия Р.А.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретических положений о проблеме исследования; викторины, тестовые диагностики, математико-статистические методы.
Исследование имеет практическое значение, так как как можно более раннее выявление, выяснение причины и механизма расстройства, определение школьного и социального прогноза, а также проведение коррекционно-развивающей работы с этим ребенком играют решающую роль в профилактике вторичных отклонений в развитии ребенка. ребенок с легкой степенью отсталости.
Анализ исследования будет интересен дефектологам, психологам, педагогам, а также родителям детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы обучения готовности к обучению в школе у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
1.1 Понятие умственной отсталости в психологической науке
В истории изучения людей с физическими и умственными недостатками «психически слабые» были одним из первых объектов описания и анализа с целью определения возможностей социальной помощи, образования и воспитания. Вероятно, это связано с тем, что отклонения в развитии и поведении этих людей очень очевидны, они разительны, эти люди ограничены в своей способности служить и заботиться о себе, в своей социальной адаптации, на работе [2].
Позже в науке и практике вместо термина «слабоумие» «умственно слабые» стали использовать термин «умственная отсталость». В настоящее время понятие умственная отсталость используется в медицине, а в педагогике и психологии признано целесообразным употребление термина «умственная отсталость».
Под умственной отсталостью понимается состояние замедленного или неполного развития психики, которое в основном характеризуется отсутствием навыков, определяющих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, двигательных и социальных навыков, который проявляется во время срок созревания. Задержка развития может возникать в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или может возникать без такой комбинации.
При этом люди с задержкой умственного развития могут страдать любым психическим расстройством, частота которого как минимум в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Кроме того, люди с умственной отсталостью подвергаются большему риску физической или сексуальной эксплуатации и насилия. Их адаптивное поведение всегда нарушено, но в социальных ситуациях, которые предлагают защиту и доступность поддержки, это нарушение у пациентов с легкой умственной отсталостью может оставаться незамеченным.
В отечественной психиатрической и дефектологической литературе выделяют три диагностических критерия умственной отсталости или умственной отсталости[1]:
1) клинические критерии - наличие органического поражения головного мозга;
2) психологический критерий - стойкое нарушение познавательной деятельности;
3) педагогический критерий - низкая способность к обучению и усвоению знаний. Исторический тур С 18 века. Внимание психиатров, таких как Дж. Эскирол, Э. Сегин, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кеттелл, сосредоточено на изучении и анализе выраженных психических расстройств.
Основная задача, с которой они столкнулись, заключалась в том, чтобы определить взаимосвязь умственной отсталости с психическими и психическими заболеваниями и оценить глубину этих нарушений. С середины девятнадцатого века, когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, проблема выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлекла внимание не только врачей, но и учителей, а позже и психологов. .
В то же время возникло появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков психических заболеваний, не доминирующие в общеобразовательной программе. В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного умственного недоразвития психическими заболеваниями прогрессирующего (прогрессирующего) характера началось несколько позже, в начале ХХ века. и стал объектом обширных исследований не только в медицине (И.П. Кащенко, Г.И. Россолимо и др.), но и в дефектологии, возникшей в 20-е гг. ХХ век. Усилиями Л.С. Выготского, объединившего исследования врачей, психофизиологов. , психологи, учителя и разработанные в работе учеников и последователей выдающегося психолога.
Вопрос о том, что среди учащихся общеобразовательных школ есть дети, нервно-психические особенности которых являются причиной задержки в обучении, поднимался в своих трудах К.Д. Ушинским. Педагоги и психологи придали большое значение анализу причин этой неудачи. Часто это объяснялось умственной отсталостью, которая сопровождалась отправкой этих детей во вспомогательные школы, возникшие в России в 1908-1910 годах. В середине 19 века. врачи начали отделять умственно отсталых детей от других пациентов психиатрических больниц.
По мере того, как предпринимались попытки обучать и воспитывать их, накапливалась информация об особенностях их умственной деятельности. В 1915-1916 гг. первый в России фундаментальный труд Г.Я. Трошина «Антропологические основы образования. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. В нем автор обобщил материалы, полученные зарубежными и отечественными исследователями, высказал ряд интересных и продуктивных предложений о когнитивных процессах и личностных характеристиках детей с ограниченными интеллектуальными возможностями[3].
Сюда входят утверждения о возможности развития детей с задержкой умственного развития, об общности законов, по которым ведется развитие нормального ребенка и ненормального ребенка. Важной вехой следует считать открытие в 1929 году в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нем специальной лаборатории психологии, объединившей усилия талантливых молодых ученых. Среди них был Л.С. Выготский, оказавший большое влияние на развитие общей и специальной психологии в России.
Он сформулировал ряд важнейших теоретических положений, среди которых[5]:
на системную структуру психики человека, в свете которой нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;
о реальных и ближайших зонах развития ребенка;
о тождестве факторов, определяющих развитие нормальных и аномальных детей;
о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка и об основных направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии;
о коллективе как факторе развития высших психических функций ребенка; об изменении доли интеллекта и аффекта с задержкой умственного развития; о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.
В начале 30-х гг. Л. В. Занков разработал теоретические основы специальной психологии и предпринял комплексное исследование памяти умственно отсталых детей. Он описал общее направление, этапы развития своей памяти и условия, которые к этому приводят.
Впоследствии ученый провел исследование мышления и речи этих детей, а также провел лонгитюдное исследование индивидуально-типологических характеристик учащихся спецшколы и резко поднял вопрос о необходимости разработки проблемы дифференциальная диагностика. .
Затем его внимание привлекла психолого-педагогическая проблема взаимодействия слова и изобразительных средств в организации учебного процесса детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, изучение которых нашло отражение не только в их научных статьях и книгах, но и в программах, книги, учебные материалы, учебные материалы. Л. В. Занков написал первую в истории послереволюционной России книгу, в которой широко использовались материалы, полученные сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологии ребенка с умственной отсталостью» (1935 г.).
Чуть позже, в 1939 году, он выпустил первый оригинальный учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов дефектных факультетов педагогических институтов. Л. В. Занков написал также статью о памяти в сборнике «Умственно отсталый ребенок» (1935), изданном под руководством Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского, и сыграл важную роль в формировании специальной психологии в России.
Психология умственно отсталых детей в России развивалась в процессе постоянного научного общения с зарубежными коллегами. Это принимало участие в международных конференциях и конгрессах, стажировки, командировки специалистов, обмен студентами, учеба в аспирантуре и литература.
Не менее важен практический смысл правильного определения понятия «умственная отсталость». Создана система специального образования, сеть специальных школ и детских домов для умственно отсталых детей. Все умственно отсталые дети должны получать образование не в массовых школах, а в так называемых вспомогательных школах. Судьба многих детей зависит от правильности и ясности определения понятия «умственная отсталость».