Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы курсовой работы. Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом определяется ее системой образования. Образование, компетентность и профессионализм являются ключевыми факторами социального развития. Это международно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать формирование рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Централизованное распределение выпускников ушло в прошлое. Объем государственного финансирования образовательных учреждений сократился до критической отметки. Их независимость значительно возросла. Усилилась конкуренция между учебными заведениями за привлечение потенциальных клиентов. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности образовательных учреждений не вызывает сомнений.
Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время формируются подходы и принципиальные позиции, происходит последовательное накопление, наращивание маркетинговых структур и инструментов в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. В России эти проблемы возникли относительно недавно и, наряду с поддержкой, они встречают непонимание, сомнения и даже сопротивление. Однако переход к рыночным отношениям в сфере образования уже сложился в обществе как свершившийся факт и завоевывает все большую популярность во всех звеньях, сегментах системы образования. Все эти условия, предпосылки и факторы указывают на актуальность и необходимость изучения данного вопроса. Степень знания проблемы. Проблемы маркетинга в научной литературе освещены достаточно полно и всесторонне. Большое значение в этой области имеют работы Котлера Ф., Шнайдера О. А., Эбнера К. Исследованием социального маркетинга занимаются такие российские ученые, как Андреев С.Н., Горяева Е. В., Решетников А.В.
Теоретические и практические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Панкрухин А. П. и Сагинова О. В плодотворно работают в этом направлении.
Цель данной курсовой работы – изучение маркетинга образовательных услуг.
Задачи данной курсовой работы:
1.Изучить социальный маркетинг.
2.Выявить характеристики рынка образовательных услуг.
3.Определить основные направления маркетинговой деятельности высших учебных заведений.
4.выявить методы исследования маркетинговой деятельности высших учебных заведений, на примере исследования ПГНИУ.
5.Проанализировать контент ПГНИУ.
Структура работы – состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Основная часть включает в себя теоретические вопросы маркетинга образовательных услуг в социальных медиа.
В заключении приводятся аргументированные выводы по теме, цели и структуре маркетинга образовательных услуг в социальных медиа
В списке используемых источников приводятся наименования литературных и электронных ресурсов, которые были использованы в ходе работы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1 Социальный маркетинг: теоретико-методологический анализ
Деятельность многих компаний и организаций во всех развитых странах мира основана на принципах маркетинга. Общие законы рынка одинаковы как для коммерческих структур, так и для организаций с высокими социальными миссиями. Без овладения современными методами маркетинга предприятия и фирмы обречены на провал в конкурентной борьбе .
Одно из первых определений этого понятия было дано Ф. Котлер: "Социальный маркетинг - это понимание людей и общение с ними таким образом, чтобы они усваивали новые взгляды. Изменение их положения заставляет их изменять свое собственное поведение, что влияет на решение социальной проблемы, в которую вы вовлечены". Это разработка, внедрение и мониторинг реализации программ, направленных на достижение восприятия социальной идеи, движения, практики целевой группой. По словам профессора Кристофера Эбнера, социальный маркетинг - это стратегия изменения поведения людей путем понимания их проблем и общения с ними. Вслед за Ф. Котлером В. Е. Гордин трактует социальный маркетинг как маркетинг идей. В качестве его характеристик он называет следующее:
1. Регулирование обществом социальных изменений методами убеждения, различными видами стимулирования, что соответствует маркетинговым инструментам.
2. Усиление роли некоммерческого сектора в решении большинства социальных проблем.
Данный вид маркетинга обычно связан с деятельностью некоммерческих организаций. Их цель - достижение социального эффекта, но это не исключает экономического эффекта от коммерческой деятельности. Направление, в котором некоммерческие организации осуществляют свою основную деятельность, не означает, что конечный результат должен быть представлен потребителям бесплатно или по низкой цене.
В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования и культуры, предоставляют потребителям товары и услуги, являющиеся результатом их основной работы, по рыночным ценам. Социальный эффект от деятельности некоммерческих организаций служит своеобразным аналогом экономического эффекта от деятельности коммерческих организаций, в том смысле, что и то, и другое является основными последствиями.
Разница в том, что экономический эффект приносит пользу только конкретному предпринимателю, учредителю и его компании; Социальный эффект оказывается либо на все общество, либо на определенную группу населения.
Социальный маркетинг способствует более полному и эффективному удовлетворению ключевых и важных потребностей членов общества, таких как потребность в индивидуальном самосознании и самореализации, потребность в реализации гражданских прав и свобод, потребность в участии и управлении, потребность в безопасности, потребность в медицинской помощи, потребность в образовании, потребность в социальных, культурных и художественных ценностях.
Данный вид маркетинга помогает решить проблему установления связей между интересами различных групп некоммерческих организаций: государственных, негосударственных, занимающихся некоммерческой деятельностью. Эти обстоятельства определяют особую социальную значимость социального маркетинга для деятельности в некоммерческом секторе.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих организаций. - М.: Издательство Финпресс, 2015. - 320 с.
2.Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в Государственном техническом университете // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1. - с.22-37.
3.Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 3. - с.42-47.
4.Волкова М., Звездова А. Маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 6. С.12-31.
5.Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2017. - № 1.
6.Горбунова Ю.А. Маркетинг в высшем образовании: Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 5. - с.24-28.
7.Гордин В.Е. Социальная политика и социальный маркетинг. - Санкт-Петербург, 2017. - 213 с.
8.Добрыднев С.И. К вопросу определения университетского продукта //Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4. - с.50-60.
9.Киреева Н.А. Маркетинговые исследования в системе регулирования и удовлетворения образовательных потребностей (методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург. - 2000. - 20 с
10.Кожухарь В.М. К определению содержания образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - с.42-47.
11.Корчагова Л. Маркетинговый менеджмент образовательных услуг // Маркетинг. - 2004. - № 6. - с.69
12.Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с английского / Общее изд. Пенькова Е.М. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
13.Кутякова Н.А. Необходимость формирования маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг// Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во НП "Азбука", 2018. - 288 с.
14.Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 5. - с.33-39.
15.URL: https://moluch.ru/archive/231/53676 / (дата обращения: 08.11.2021).
16.URL:https://perm.postupi.online/ (дата обращения 08.11.2021)
17.URL: https://vk.com/permuniversity (дата обращения 08.11.2021)
18.URL: https://vk.com/profkompsu (дата обращения 07.11.2021)
19.URL: https://vk.com/pgniusmi (дата обращения 07.11.2021)