Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы заключается в том, что вопросы социальной защиты населения интересовали государство и гражданское общество достаточно давно. Наиболее же широкое распространение институционализация этой сферы приобрела в ХХ в., причем различные государства демонстрировали относительную эффективность практик социального обслуживания, опираясь на национальные традиции, преломленные в фокусе местного политического режима и степени развитости экономической системы. Наше государство не является исключением в данном процессе. Действительно, начиная с советской истории Россия периодически расширяла спектр как получателей социальных услуг, так и их перечень. Спецификой же выступал монополизм и в данной сфере, что существенным образом тормозило развитие конкуренции на рынке оказания социальных услуг, с одной стороны, при высоких гарантиях их получения – с другой. Сегодня в России, наряду с государственным, существенное развитие отмечается в рыночном секторе предоставления социальных услуг нуждающимся гражданам.
Анализ состояния института социального обслуживания граждан пенсионного возраста в нашей стране в настоящее время позволяет утверждать, что государство не способно решить все их социально-экономические проблемы и удовлетворить все их потребности. Современные реалии требуют существенной модернизации института социального обслуживания пожилых граждан в сторону привлечения иных участников рынка, так как государственные учреждения в данной сфере сосредоточены главным образом на предоставлении некоторых социально-медицинских и бытовых услуг, а спектр потребностей гораздо шире и продолжает расти.
Функционирование института социального обслуживания постепенно расширяясь и превращаясь в значимый сегмент рыночных отношений, по-прежнему характеризуется как ограниченный, требующий и государственной поддержки, и сдерживания ценовой конкуренции производителей.
Цель исследования – изучение теоретических и практических вопросов, связанных актуальными проблемами социального обслуживания населения.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: рассмотреть современные аспекты правового регулирования социального обслуживания населения; охарактеризовать систему и виды социальных услуг; выявить основные барьеры развития сектора некоммерческого социального обслуживания пожилых граждан; проанализировать проблемы организация социального обслуживания в период пандемии.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Предмет исследования – российские законодательные и подзаконные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения: теоретические исследования по данному вопросу, практика органов и учреждений социального обслуживания населения.
Методологическую основу работы образуют методы эмпирического и теоретического исследования, традиционной диалектической и формальной логики, а также использованы общенаучные и специально-юридические (сравнительно-правовой, формально-юридический и др.) методы.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ.
Теоретическую основу исследования составили работы О.А. Андриенко, А.В. Баркова, Е.Е. Гришиной, Ж.Ю. Данковлй, Я.В. Евсеевой, С.А. Кошкиной, С.И. Малоземова, М.И. Равчик, Ж.В. Синкевич и др.
Структура работы определены поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, включающих четыре параграфа; заключения; списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Современные аспекты правового регулирования социального обслуживания населения
Основной закон государства – Конституция РФ идентифицирует Россию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека и гражданина и достойные параметры его жизнедеятельности (ст. 7) . В этом смысле для реализации социальных характеристик Российского государства институты публичной власти преследуют достижение следующих задач:
– охраняется здоровье и труд людей, занятых в структуре национальной экономики;
– устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;
– обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, признаваемых важнейшими институтами социального развития;
– организуется система социальных служб, деятельность которых направлена на оказание социальных услуг населению РФ;
– устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Следовательно, законодатель устанавливает и признает защиту прав и интересов граждан как неотъемлемую и важнейшую характеристику социального государства РФ. В данном контексте право социального обеспечения, которое является самостоятельной отраслью системы российского права, направлено на реализацию гарантий всех социальных прав, декларированных Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами, уточняющими конституционные принципы.
Базовые положения правового регулирования в сфере социального обслуживания населения РФ устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ). Так, в соответствии со ст. 3 Закона № 442-ФЗ, социальное обслуживание представляет собой деятельность различных органов власти и государственных учреждений по предоставлению социальных услуг. При этом социальная услуга выражается в совершении действия в сфере социального обслуживания, осуществляемого на постоянной или периодической основе, в адрес гражданина, с одной стороны, для улучшения им условий своей жизнедеятельности, а с другой, для расширения возможностей самостоятельного удовлетворения своих потребностей.
В совокупности Закон № 442-ФЗ предопределяет экономико-правовые основы и инструменты реализации мер социального обслуживания населения через систему институтов публичной власти РФ, а также права и обязанности как получателей социальных услуг, так и непосредственно поставщиков. В совокупности, с учетом существующих социально-экономических потребностей общества и основываясь на принципе гуманизма, можно выделить такие функции системы социального обслуживания, как:
– помощь и поддержка малоимущих, больных и попавших в сложную жизненную ситуацию категорий граждан;
– обеспечение приемлемого уровня нормального потребления всех социальных групп.
Стоит отметить, что Закон № 442-ФЗ подвергается определённым нормативным уточнениям в связи с тем, что социальные обслуживание ежегодно охватывает свыше 34 млн. человек: инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, которые по воли жизненной ситуации оказались в трудном положении . Именно поэтому для того, чтобы обеспечивать население в социальных услугах высокого качества, стоит учитывать реалии времени, существующие запросы, тенденции и новации в сфере предоставления социальных услуг с тем, чтобы система социального обслуживания носила интегральный и эффективный характер, максимально удовлетворяя запросы граждан. Существующий Закон № 442-ФЗ сменил ранее действовавшие Федеральные законы от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», отражающие особенности социального обслуживания населения в РФ и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, соответственно. Существующий Закон № 442-ФЗ в современной редакции дополнился не только положением о разделении полномочий в сфере социального обслуживания между РФ и субъектами РФ, но и отразил введение новых институтов в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти и уполномоченного органа субъекта РФ.
На данный момент в предметы ведения федеральных институтов власти в сфере социального обслуживания входит установление минимальных требований к объемам предоставляемых социальных услуг. В данном случае речь идет об утверждении нижеследующих параметров:
– инструменты реализации государственной политики, в том числе в правовой сфере, касающейся системы социального обслуживания;
– примерный перечень социальных услуг, которые будут оказываться гражданам на безвозмездной основе;
– методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
– утверждение порядка размещения информации в сфере «Интернет», связанной с поставщиком, предстающим социальные услуги;
– управление федеральной собственностью, задействованной в сфере социального обслуживания;
– ведение системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания, а также организация контроля и надзора в указанной сфере;
– международное сотрудничество РФ с точки зрения ратификации международных договоров, связанных со сферой социального обслуживания (п. 1 ст. 7 Закона № 442-ФЗ).
В свою очередь к предметам ведения субъектов РФ в контексте организации сферы социального обслуживания можно отнести все полномочия, перечисленные в п. 1 ст. 8 Закона № 442-ФЗ, как, например, координация деятельности поставщиков социальных услуг, утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, финансирование программ социального обслуживания и т.д.
Закон № 442-ФЗ модифицирован с той точки зрения, что в него в 2013 году введены понятия получателя и поставщика социальных услуг как нуждающегося гражданина, которому предоставляется социальная услуга, и юридического лица, осуществляющего социальное обслуживание, соответственно. Дополнительно появились дефиниции стандарта социальных услуг, профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. № 144. 2020. 4 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ. № 5. 1996. Ст. 410.
3. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357066/ (дата обращения: 07.11.2021).
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. № 52 (часть I). 2013. Ст. 7007.
5. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. № 31. 2007. Ст. 4046.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях» // Собр. законодательства РФ. № 3. 1996. Ст. 145.
7. Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2014 № 848 (ред. от 12.05.2021) «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 № 447 «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг» // Волжская коммуна. № 345. 2014. 30 декабря.
Периодические издания
8. Андриенко О.А., Безенкова Т.А., Олейник Е.В. Реализация современных образовательных технологий при работе с людьми пожилого возраста в условиях пандемии // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 15-19.
9. Ануфриева А.А., Липкина Н.А. Социально значимые государственные (муниципальные) услуги: понятие, признаки и стандарты качества // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4. С. 78-94.
10. Артемова Ю.С. Особенности профессиональной деятельности работников организаций социального обслуживания в условиях пандемии (на примере Белгородской области) // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Сборник избранных статей. Санкт-Петербург, 2021. С. 116-118.
11. Барков А.В. Публичная гарантия как способ обеспечения обязательства поставщика социальных услуг // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6 (79). С. 99-104.
12. Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Проблемы развития некоммерческого сектора социального обслуживания пожилых // Журнал исследований социальной политики. 2020. Т. 18. № 2. С. 395-410.
13. Данкова Ж.Ю., Пуюл А.Д. Деятельность некоммерческих организаций в сфере социального обслуживания населения: проблемы взаимодействия с органами государственной власти // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2020. № 1 (31). С. 15-20.
14. Дулина Н.В., Ситникова Я.И., Николенко Н.А. Профессиональная этика социально ориентированных некоммерческих организаций на рынке социальных услуг: к вопросу о внутриорганизационном и межорганизационном сотрудничестве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 2 (58). С. 68-82.
15. Евсеева Я.В. Пожилые люди во время пандемии COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2021. № 2. С. 75-93.
16. Каткова Л.В., Орлова А.Н. Тенденции взаимодействия государства и некоммерческого сектора в сфере предоставления социальных услуг // Право и государство: теория и практика. 2021. № 1 (193). С. 175-177.
17. Кошкина С.А. Организация социального обслуживания в период пандемии: проблемы виктимологической и психологопедагогической профилактики девиантной активности // Юридическая наука: история и современность. 2020. № 12. С. 88-94.
18. Крылова Л.С. Создание некоммерческих организаций в системе социального обслуживания как способ повышения качества оказания социальных услуг населению // Результаты современных научных исследований. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / Редколлегия: Р.Р. Хайров (отв. ред.) [и др.]. Саранск, 2021. С. 180-185.
19. Малоземов С.И. Социальное обслуживание населения России: понятие и принципы // XLVIII Огарёвские чтения. Материалы научной конференции. В 3-х частях / Сост. А. В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. Саранск, 2020. С. 118-123.
20. Огородникова Е.С. Исследование выпуска социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере социальных услуг // Human Progress. 2021. Т. 7. № 1. С. 17-20.
21. Равчик М.И. Социальная помощь пожилым людям в условиях пандемии COVID-19 // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2467-2474.
22. Рожкова А.Ю., Андреянова И.В. О некоторых проблемах правоприменительной практики поддержки деятельности некоммерческих организаций социального обслуживания // Юридический мир. 2020. № 5. С. 43-48.
23. Синкевич Ж.В. Понятие и признаки социальных услуг // Гражданское право. 2020. № 6. С. 43-45.
24. Соболева Е.В. Трансформация социального обслуживания горожан старшего возраста в период пандемии (на примере Саратовской области) // Социальный урбанизм: время и пространство городской жизни. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 90-летию СГТУ имени Гагарина Ю.А. и 85-летию Почетного работника СГТУ В.Н. Ярской-Смирновой. Саратов, 2021. С. 280-284.
25. Филатова У.Б., Ганеева Е.О. Организационные основы социального предпринимательства: особенности договорных конструкций // Сибирский юридический вестник. 2020. № 4 (91). С. 54-58.
26. Хабибуллина Р.М. Понятие, формы и виды социального обслуживания граждан // Экономика и социум. 2021. № 5-2 (84). С. 477-493.
Интернет-ресурсы
27. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.12.2019 «Итоги года: поддержка семей с детьми и социальное обслуживание населения». Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73281165/ (дата обращения: 07.11.2021).