Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе обусловлена содержанием выполняемых им функций. Домашнее чтение способствует развитию общеобразовательной культуры старшеклассников, определяет творческий характер их мышления, способствует формированию в их сознании гуманистических начал и эстетических ценностей.
Цели домашнего чтения – познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы той страны, язык которой они изучают, повысить их интерес к культурным и эстетическим ценностям, осуществлять нравственное воспитание.
Основные задачи домашнего чтения заключаются в совершенствовании устной речи учащихся, пополнении и разнообразии их словарного запаса, в ознакомлении с традициями, особенностями культуры, менталитета, быта страны изучаемого языка.
Практическая значимость домашнего чтения заключается в том, что домашнее чтение способствует овладению английским языком, расширению кругозора и повышению уровня самообразования старшеклассников.
Объектом данного исследования являются особенности организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе. Предмет исследования – теоретические и методические основы организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе.
Цель исследования – анализ особенностей организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе.
Задачи исследования, подлежащие решению в соответствии с целью:
1) рассмотреть психологические особенности обучающихся в старшей школе и основные направления работы педагогов в плане совершенствования методики преподавания иностранного языка в соответствии с данными особенностями;
2) проанализировать специфику домашнего чтения и способы его организации на старшем уровне обучения иностранному языку;
3) проанализировать методические аспекты организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе;
4) разработать комплекс упражнений для домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе на основе материала художественных произведений англоязычной литературы;
5) сформулировать методические рекомендации по организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе.
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при изучении теории и методики преподавания иностранных языков на лингвистических отделениях вузов.
Методологическую основу работы составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей: Г.И. Абдиевой, И.А. Зимней, З.А. Киселевой, Н.Ю. Колесниковой и др.
Материалом для исследования послужили тексты произведений У. Шекспира (трагедии «Гамлет» и «Король Лир»), Дж. Оруэлла (сказка-аллегория «Скотный двор») и другие произведения англоязычной литературы.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; контекстуальный анализ; классификация; анализ полученных данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы и источников цитат. Во введении обоснованы актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе – методические аспекты организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 26 наименований, из которых 6 – на английском языке.
1 Теоретические основы организации домашнего чтения на уроках английского языка в старшей школе
1.1 Психологические особенности обучающихся в старшей школе
Старший школьный возраст соответствует возрасту учеников 10-11-го класса школы. Исследованию психологических особенностей данного периода жизни, получившего название периода ранней юности, посвящены многие труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Данный период, как отмечает J.P. Hill, имеет свою специфику – «specific age characteristics of teenagers».
Период ранней юности характеризуется полной перестройкой, как физиологических, так и психологических процессов. Происходящее при этом усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга может повлечь нарушение нормальной деятельности нервной системы. Данным нарушениям также способствуют и нарушения режима дня, и неправильное питание, и вредные привычки, и другие негативные факторы.
К ученику старших классов и родители, и школа предъявляют уже более высокие требования. Столкновение с данной реальностью нередко связано с проблемами. Так, по мнению D Elkind, the so-called «blurred identity» in teenagers indicates a low level of self-awareness or contradictory character, which leads to the uncertainty of their own «one’s self-concept» of boys and girls and causes inefficiency of development or «underachievement».
Г.И. Абдиева подчеркивает, что для юношеского возраста характерен особый интерес к своему внутреннему миру. Для старшеклассника крайне важным становится самоуважение, принятие самого себя. При этом у личности развивается активный «локус контроля».
Важной психологической характеристикой старшего школьного возраста является и овладение способностью управлять своими познавательными процессами, к которым относятся восприятие, память, воображение, мышление. Как отмечает И.А. Зимняя, в старшем школьном возрасте преобладает произвольная память, а непроизвольная память тесно связывается с познавательно-профессиональными интересами. J.М. Baldwin также отмечает, что «youth is focused on the professional development».
Психологические особенности старшеклассников определяют специфику их учебной деятельности. В старшей школе весьма распространены уроки типа лекций, самостоятельное выполнение практических работ, написание рефератов. Д.Я Криницин отмечает, что при использовании лекционной формы обучения в школе учителю необходимо также использовать приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Р.В. Ардовская полагает, что учителю необходимо строить лекцию подобно художественному произведению, она должна включать завязку, развязку, определенный замысел. С точки зрения В.В. Бойко, урок-лекция должен быть нацелен не только на передачу новых знаний, но и на формирование творческого мышления старшеклассников.
Урок-лекция в школе имеет много достоинств. Например, исследователи Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин отмечают экономичность данного способа обучения, эффективность по степени усвоения, по возможности воздействовать на весь класс.
Однако лекция не лишена и недостатков. По мнению Г.Ю. Ксензовой, отсутствие взаимодействия между учащимися и учителем снижает интерес, порождает усталость учащихся. Поэтому в состав лекции должны быть включены элементы дискуссии, тестирования, творческие задания.
Применительно к урокам иностранного языка Н.Ю. Пахомова предлагает разнообразить структуру традиционных уроков за счет включения музыкальных минуток, кинофрагментов и их обсуждения.
Характерной особенностью юношеского возраста является то, что старшеклассники уделяют особое внимание практической направленности предмета, в том числе, и иностранного языка. L. C. Chassin и R. D. Young подчеркивают, что «adolescence is a period of professional self-determination». R. Jessor определяет данный период как «a period of personal development». K. Keniston подчеркивает, что «youth is a period of quantitative dynamics of social roles».
В связи с вышеизложенным, для учителя иностранного языка крайне важно рассказать о возможных сферах применения старшеклассниками полученных знаний. Это можно осуществить посредством умелого составления заданий, предполагающих заполнение различных бланков, анкет на иностранном языке, а также посредством организации практических диалогов.
По мнению Н.Ю. Колесниковой, ознакомление учащихся с художественной литературой страны изучаемого языка преследует не только цели эстетического и духовного развития, но и практические, профессиональные цели.
В старшем школьном возрасте многие учащиеся склонны к творчеству, и учителям иностранного языка важно учитывать данный фактор и всячески содействовать развитию потенциала к изучению иностранного языка.
Особенности эмоциональной сферы юношеского возраста также важно учитывать при организации работы со старшеклассниками при изучении иностранного языка. А.Н. Леонтьев считал, что, воздействуя на эмоциональную сторону восприятия иностранной речи, можно повысить мотивацию.
Н.Ю. Пахомова подчеркивает, что значимым критерием в формировании мотивации к изучению английского языка является сама личность преподавателя, его умение интересно преподнести материал. Педагог должен знать многое о стране изучаемого языка и уметь интересно рассказать об этом.
Таким образом, учет психологических особенностей старшего школьного возраста позволяет выделить следующие аспекты преподавания языка в старших классах: широкое использование наглядности, оказывающей комплексное воздействие на органы чувств учащихся; разнообразие видов деятельности на уроках; минимизация критики, индивидуальный подход в связи с учетом особенностей нервной системы старшеклассников, напряженностью ее работы в связи с усложнением аналитико-синтетической деятельности мозга, перестройкой всех физиологических и психологических процессов; постоянная ориентация на практическую значимость английского языка для будущей профессиональной деятельности старшеклассника.
1.2 Особенности связанные с аспектом организации домашнего чтения
Домашнее чтение – важнейшее направление в обучении старшеклассников иностранному языку. Как отмечает М.Д. Стрекалова, в рамках домашнего чтения находят реализацию все виды чтения.
А.Э. Алиева, также отмечая широкий круг источников для домашнего чтения (художественная, научно-популярная, публицистическая литература), выделяет среди них художественную литературу, т.к. восприятие иного рода литературы требует определенных знаний, и это обстоятельство обусловливает снижение эффективности работы с ней.
Исследователи выделяют в процессе домашнего чтения два-три этапа. На первом этапе осуществляется знакомство старшеклассников с предложенной для прочтения литературой. На втором этапе учащиеся выполняют задания, связанные с содержанием прочитанного. Выполнение заданий направлено на совершенствование устной речи, на пополнение словарного запаса, на закрепление знаний о грамматических категориях, на расширение кругозора, на формирование эстетических и нравственных ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдиева Г.И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г.И. Абдиева // GLOBUS. – 2021. – Т.7. №2(59). – С.26-28.
2. Агиенко JI.A. Подтекст в современной английской драме / Л.А. Агиенко // Изучение стиля художественного текста. – Смоленск, 1987. – 205 с.
3. Адамчук Т. В. Стилистические приемы в англоязычном художественном тексте как средство обучения коммуникативной грамматике учащихся старших классов / Т. В. Адамчук, Т. В. Ерочкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2017. – № 4. – С.1-8.
4. Алиева А.Э. Способы мотивации к чтению в обучении английскому языку / А.Э. Алиева // Молодой ученый. – 2016. – № 4. – С. 736-738.
5. Ардовская Р.В. Лекции и дистанционное обучение / Р.В. Ардовская // Высшее образование сегодня. – М.: – 2006. –№ 2. – С. 56-59.
6. Бобылева Т.В. Анализ переводов названия романа Дж. Остин «Sense and Sensibility» на русский язык / Т.В. Бобылева // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2018. – Т.16. – № 3. – С.116-125.
7. Бойко В.В. Диалог лектора со слушателями: психологические аспекты / В.В. Бойко. – Ленинград: Наука, 1987. – 194 с.
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.22-23.
9. Киселева З.А. Творческий подход к домашнему чтению в обучении иностранному языку в вузе / З.А. Киселева // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2017. – Том 6. № 23. – С.38-45.
10. Колесникова Н.Ю. Важность аспекта «домашнее чтение» при подготовке переводчиков в сфере юриспруденции / Н.Ю. Колесникова // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2015. – №11. – С.120-131.
11. Колычев Н.М., Семченко В.В., Левкин Г.Г., Сосновская Е.В. Лекция о лекции: учебное пособие / Н.М. Колычев, В.В. Семченко, Г.Г. Левкин. – 4-е изд., испр. и доп. – Омск. – 2015. – 115 с.
12. Криницин Д.Я. Методика построения и чтения лекции / Д.Я. Криницин. – Омск. – 1972. – 202 с.
13. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 308 с.
14. Леонтьев А.А. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам / А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. – 1968. – № 2. – С. 29-37.
15. Миронова В.Е. Поэтика русских переводов детективного рассказа «The Adventure of the Speckled Band» А. Конан Дойла / В.Е. Миронова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2018. том 10. выпуск 1. – С.125-133.
16. Моэм У. Сомерсет Искусство слова: о себе и других. Литературные очерки и портреты/ У. Моэм. - М.: Художественная литература, 1989. – 424 с.
17. Пахомова Н. Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С.2-5.
18. Раюшкина М. Е., Белогорцева И. Е. Особенности обучения пониманию эксплицитной и имплицитной информации при работе с аутентичным текстом в старших классах филологического профиля (на примере новеллы О Генри «Дары волхвов» / М.Е. Раюшкина, И.Е. Белогорцева // Наука и образование сегодня. – 2015. – № 1 (1). – С. 62-65.
19. Стрекалова М.Д. Методика преподавания аспекта «домашнее чтение» на младших курсах языкового вуза: автореф. дисс……канд. пед. наук. – 13.00.02. – Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2008. – 26 с.
20. Тельминова М.С. Совершенствование навыков аудирования учащихся старших классов посредством звучащего текста к англоязычному художественному произведению / М.С. Тельминова // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 1-10.
21. Baldwin J. М. Mental development in the child and the race: Methods and processes (3-rd ed.). – New York: Macmillan, 1996. – 205 p.
22. Chassin L. C., Young R. D. Salient Self-Conceptions in Normal and Deviant Adolescents // Adolescence.–1981. –16. – 612-620 pp.
23. Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development, 1967. – 31. – 12-32 pp.
24. Hill J. P. Research on adolescents and their families past and present // New Directions for Child Development. – 1987. – 25. – 41-44 pp.
25. Jessor R. Successful adolescent among youth in high-risk settings // American Psychologist. – 1993. – 48(2). – pp. 117-126.
26. Keniston K. Youth as a stage of life. In R. J. Havighurst and P. H. Dreyer (Eds.), Youth: The 74-th yearbook of the NSSE. – Chicago: University of Chicago Press, 1975. – 408 p.
Список источников цитат:
1. Austen J. Sense and Sensi¬bility / J. Austen. English (original). 2018. – 352 с.
2. Defoe D. Life and Adventures of Robinson Crusoe / D. Defoe. English (original). 2016. – 403 с.
3. Doyle A. C. The Adventure of the Speckled Band / A. C. Doyle // The Adventures of Sherlock Holmes. English (original). 2018. – 349 с.
4. Christie А. Murder is Easy / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 с.
5. Christie А. Sad Cypress / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 с.
6. Christie А. The Mirror Crack'd from Side to Side / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 с.
7. Christie А. Why Didn’t They Ask Evans? / А. Christie // Selected works. English (original). 1994. – 623 с.
8. Orwell G. Animal Farm / G. Orwell. English (original). 2015. – 47 с.
9. Maugham W. S. Theatre. – СПб: Каро, 2009. – 304 р.
10. Shakespeare W. The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark / W. Shakespeare. English (original). 2017. – 271 с.
11. Shakespeare W. King Lear / W. Shakespeare. English (original). 2017. – 271 с.