Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уголь играет важную роль в топливно-энергетическом балансе, как России, так и мира. Одним из важнейших факторов дальнейшего повышения конкурентоспособности угля по сравнению с другими видами топлива было и остается коренное улучшение качества поставляемой угольной продукции.
Качество угля и его изменение зависит от способа добычи, транспортирования, перегрузки и временного хранения. В настоящее время уголь автомобильным транспортом перевозится автосамосвалами и универсальными автомобилями, даже не всегда предназначенными для перевозки навалочных грузов. Большинство автотранспортных средств не соответствует по своей номинальной грузоподъемности массе перевозимого угля. Хранится уголь в буртах, не защищенных от воздействия внешней окружающей среды. Открытая перевозка и хранение угля приводят к прямым потерям твердого топлива, ухудшению качества, нанесению вреда экологии.
Борьба с потерями угля при перевозке автомобильным транспортом, а, следовательно, с загрязнением воздушного бассейна и близлежащей территории, по которой проходит маршрут перевозки угля, не может свестись к устранению какого-либо фактора или группы негативных факторов, нужны кардинальные решения, позволяющие устранить все недостатки. Одним из таких решений может быть контейнерная или пакетная перевозка угля, обеспечивающая сохранность количественных и качественных показателей.
Целью курсовой работы на тему: «Организация производства и планирование технико - экономических показателей на примере ОАО «Красноярсккрайуголь» является обретение навыков самостоятельного применения теоретических знаний по эффективной организации и планирование технико - экономических показателей на примере предприятия ОАО «Красноярсккрайуголь».
Объект исследования. ОАО «Красноярсккрайуголь»
Предмет исследования. Определение состава, структуры организации производства и планирование технико - экономических показателей.
Практическая значимость работы обуславливается актуальными задачами оптимизации затрат на покупку энергоресурсов и эффективное их использование.
Информационной базой написания работы послужили материалы периодической печати, глобальной сети Internet, нормативные документы Правительства РФ и его структур в области добычи и использования угля организаций угольной промышленности, представленная статистическими данными.
В данной работе как оптимизационная мера рассмотрена технология и организация доставки угля в контейнерах, которые позволяют механизировать работы на угольных складах и в пунктах доставки, снизить издержки на транспортировку, сохранить качество, количество топлива, улучшить экологию и условия труда. Контейнеризация являются одним из самых прогрессивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортного процесса в организации угольного бизнеса.
1.Теоретические основы организация производства угледобывающего предприятия в угольной промышленности.
1.1 Основы организации производства угледобывающего предприятия в угольной промышленности.
Угольная отрасль является одной из основных отраслей экономики Российской Федерации. На протяжении последних 10 лет происходит ее активное развитие. Производство угля увеличилось в 1,3 раза, объем добычи в 2019 году составил 441,4 млн тонн. Угольная промышленность – единственная отрасль в стране, где производительность труда за 10 лет выросла в 1,5 раза. За прошедшие 5 лет в 2,5 раза увеличился объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий (83,3 млрд рублей в 2014 году, 211,8 млрд рублей в 2019 году).
По объему добычи угля Россия находится на шестом месте в мире после Китая, Индии, США, Австралии и Индонезии. Важным фактором развития угольной отрасли является развитие экспортных возможностей и укрепление позиций России на мировых рынках угля. Россия продолжает занимать третье место в мире по экспорту угля. Именно экспорт был основным драйвером отрасли в последнее десятилетие и будет оставаться им в ближайшем будущем. Экспорт российского угля в 2019 году составил 205,4 млн тонн (на 2,9% больше, чем в 2018 году).
Уголь – наиболее обеспеченный запасами топливный ресурс, который все страны мира используют в национальной энергетике. По прогнозу Международного энергетического агентства, в середине 21 века в мировом топливно-энергетическом балансе будет преобладать уголь, запасов которого хватит на несколько столетий.
Первое место по запасам угля занимает США (27% промышленных запасов), второе место – Россия (18%) и третье место – Китай (13%).
Мировая добыча угля в 2018 году составила 7896 миллионов тонн. За последние 25 лет объемы добычи угля в мире возросли на 49%. Лидер по добыче угля, Китай, добывает почти половину – 46,6% всего добываемого угля в мире.
К концу 2018 года доля угля в структуре общемирового баланса Международного энергетического агентства (МЭА) составила 36% и почти сравнялась с долей нефти - 38%, доля газа составила 26%.
Сегодня на угольных электростанциях, по оценкам МЭА, вырабатывается более 40% всей электроэнергии мира. Спрос на тот или иной вид топлива в какой-то мере диктует его цена.
На сегодняшний период времени международная эталонная цена составляет около $220 за тонну. С начала 2021 г. цена на уголь выросла более чем втрое. Большую часть сентября цена роттердамского фьючерса держалась в диапазоне $160–170 за 1 т, но 22 сентября котировки достигли $171,5 за 1 т. С того времени они поднялись на 36,4% . Экономическая эффективность угольного производства и экспорта во многом зависит от тарифной политики железнодорожников, морских и автомобильных перевозчиков, наличия специализированного транспорта и угольных терминалов. Особенно это относится к странам-экспортерам угля, к России, где необходимы «длинные» перевозки. В условиях роста экспорта изменение транспортной составляющей может повысить конкурентоспособность угля или резко ограничить его экспортные возможности. Энергетический уголь имеет более 50 – 60%, коксующийся – более 30–40% транспортных затрат в цене.
К негативным факторам развития мировой угольной промышленности следует отнести экологический проблемы при воздействии на окружающую природную среду. Добыча угля приводит к нарушению естественных ландшафтов, уничтожению почвенного и растительного покрова на большой территории, а также замещению сельскохозяйственных земель породными отвалами и шламохранилищами. Нарушается гидрогеологический режим и происходит химическое загрязнение поверхностных и подземных вод. Выбросами вредных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астахов А.С., Каменецкий Л.Е., Чернегов Ю.А.. Экономика горной промышленности [Текст]/ - М.: Недра – 1992.
2. Каменецкий Л.Е., Шибаев Е.В.. Экономика шахтного и подземного строительства [Текст]/ - М.: Недра. – 1997.
3 Кузина Л.Н.. Методические указания к выполнению курсовой работы и экономической части дипломного проекта для студентов специальности 090200 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»/ ГАЦМиЗ – Красноярск 2000.
4 Кузина Л.Н., Богдановская С.Ф., Миронова Ж.В., «Экономика горного предприятия» учебное пособие – СФУ – Красноярск 2011.
5 Кузина Л.Н., Богдановская С.Ф., Миронова Ж.В., «Экономика горного предприятия» практикум – СФУ – Красноярск 2011.
6 Моссаковский Я.В., «Экономика горной промышленности» учебник для вузов. Московский горный университет 2006.
7 Лобанов Н.Я., «Экономика, организация и планирование производства на предприятиях горнорудной промышленности» - М.:Недра – 1986.
12 Панов С.А. Управление грузовыми автоперевозками / Панов С.А. - М.: Транспорт, 1976. – 152с.
13 Пат. 2544983 Российская Федерация, МПК В65Д 88/54. Контейнер для сыпучих грузов / И. И. Демченко, В.А. Ковалев, В.Л. Серебренников, А.О. Муленкова ; заявл. 25.04.12 ; опубл. 01.02.14, Бюл. № 38.
14 Пат. 2537875 Российская Федерация, МПК В65Д 88/54. Контейнер для сыпучих грузов / И. И. Демченко, В.А. Ковалев, А.О. Муленкова ; заявл.18.07.13 ; опубл. 10.01.15, Бюл. № 86.
15 Правила по охране труда на автотранспорте. М.: Транспорт, 1991. – 171с.
16 Васильев С.Б. Сохраннось угля при перевозке егоавтомобилями и экологичность процесса транспортировки / С.Б. Васильев, И.И. Демченко, А.А. Тарских// Вестн. Краснояр. Гос. Техн ун-та. – Красноярск , 2005. Вып. 39. – с. 426–433.
17 Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различнымипроизводствами. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986. – 183 с.
18 Комонов С.В., Комонова Е.Н. Ветровая эрозия и пылеподавление: курс лекций. – Красноярск: Изд-во СФУ, 2008. – 192 с.
19 Секацкая Л.Н. Финансы на автомобильном транспорте: Учеб. пособие / КГТУ. Красноярск, 1996. – 94 с.
20 Глузберг Е.И. Математические модели самовозгорания медленно окисляющихся материалов/ Е.И. Глузберг// Применение математических методов исследования в вопросах пожарной охраны: сб. – 1989. – С.5 – 13.
21 Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2003. – 718 с.
22 https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/10/03/889463-tseni-ugol
23 Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».