Фрагмент для ознакомления
2
упреждающе. Как и ранее, выборы проводились на основе не вполне равного, многостепенного избирательного права путем открытого голосования.
Российская Федерация передавала СССР полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов государственной власти СССР. Подчеркивалось, что в пределах, указанных в Конституции СССР, и по вопросам, отнесенным к компетенции СССР, все постановления верховных органов СССР имеют обязательную силу на всей территории РСФСР.
Большое внимание Конституция РСФСР 1925 г. уделила вопросам национально-государственного строительства. К этому времени в состав РСФСР входило 10 автономных республик и 13 автономных областей.
Конституция в специальной главе (гл. 4) определила правовое положение автономных республик и областей в составе РСФСР. Автономные Советские Социалистические Республики (АССР) имели право принимать свои конституции, утверждаемые высшими органами власти РСФСР, автономные области могли на своих съездах принимать свои положения, утверждаемые ВЦИК.
Определенные изменения были внесены в компетенцию высших органов власти РСФСР. В частности, конституционное закрепление получил Президиум ВЦИК, достаточно подробно определялись взаимоотношения государственных органов РСФСР и органов власти Союза ССР, а также взаимоотношения центральных органов РСФСР и автономных республик.
В целях повышения оперативности в работе местных Советов конституция ввела в систему местных органов власти и управления президиумы исполнительных комитетов .
К середине 1930-х гг. основы социализма в стране были построены. Государство перешло на мирный путь развития, полным ходом шла индустриализация страны, завершилась коллективизация, Советский Союз установил дипломатические отношения со многими странами, все это было отражено во вновь принятой Конституции СССР от 5 декабря 1936 г.
Принятие Конституции СССР 1936 г. обусловило необходимость принятия новых конституций всеми союзными республиками.
В июле 1937 г. Президиум ВЦИК РСФСР утвердил состав Конституционной комиссии по выработке проекта Конституции РСФСР. После того как проект Конституции РСФСР был одобрен Президиумом ВЦИК, он был опубликован в печати для массового ознакомления, а затем внесен на рассмотрение Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов, заседавшего с 15 по 21 января 1937 г. В итоге съезд единодушно 21 января 1937 г. принял в результате постатейного чтения и постатейного голосования новую Конституцию РСФСР. Конституция РСФСР содержала 14 глав и 151 статью. В принципе она вновь копировала Конституцию СССР.
Конституция и по форме, и по содержанию отличалась от предыдущих, она содержала новые положения, соответствующие новому времени и изменениям, произошедшим в экономической, политической и социальной жизни государства и общества.
Конституция СССР 1977 года и принятые годом позже конституции союзных республик провозгласили построение развитого социализма и общенародного социалистического государства .
В соответствии с новой Конституцией СССР 1977 г. были разработаны и утверждены новые конституции союзных республик. 12 апреля 1978 г. новая Конституция РСФСР была единогласно принята: депутаты голосовали по преамбуле, по каждому разделу, а затем за всю Конституцию в целом.
В 1989 г. началось реформирование действующей Конституции РСФСР. Оно выразилось в принятии 27 октября 1989 г. двух законов: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР».
В дальнейшем реформирование Конституции РСФСР осуществлял Съезд народных депутатов. За 3 года своей деятельности Съезд народных депутатов внес около 400 изменений, дополнений и поправок в действующую конституцию.
Основные изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, касались следующих правоотношений, принципов и формулировок: отказ от характеристики государства как советского и социалистического, определение его как суверенного федеративного; устранено положение особой роли коммунистической партии как ядра политической системы и исключена ст. 6, вместо которой был закреплен политический плюрализм мнений и признавалась многопартийность; закреплен принцип признания приоритета прав человека и гражданина; закреплена форма частной собственности, которая защищается государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допускалась свобода экономической деятельности; установлено местное самоуправление; введен конституционный контроль и закреплено положение о Конституционном Суде РФ .
Данные изменения привели к качественному изменению сущности Конституции, но они не могли отвечать коренным изменениям в обществе и государстве. Необходимо было разрабатывать и принимать новую Конституцию, отвечающую потребностям времени как по форме, так и по содержанию.
Конституции РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. – это Конституции уже не страны, а республики в составе СССР. Тем не менее, объединение суверенных республик в союз произошло на базе РСФСР, сыгравшей государствообразующую роль. Если Конституции СССР 1924 г. и РСФСР 1925 г. сохраняли классовый подход, то Конституции 1930-х годов уже расширяли перечень прав и свобод граждан, но именно в данное время в стране утвердился административно-командный стиль руководства при однопартийной политической системе общества, закреплённой в Конституции .
Следующий этап обозначен принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г., обозначивших построение в стране «развитого социализма» и «общенародного государства». Однако после того, как произошел развал СССР, возникла необходимость внесения серьезных изменений в конституционные акты.
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 Г. И СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
2.1.Общая характеристика основных положений Конституции Российской Федерации 1993 года
В 1993 г созванное на основании Указа Президента РФ Конституционное Совещание подготовило проект Конституции, который был вынесен на всенародное голосование, и 12 декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была принята. В голосовании приняло участие 67,8% избирателей, внесенных в списки для голосования, из них 55,22% проголосовало за Конституцию. 25 декабря 1993 г. текст Конституции был официально опубликован в «Российской газете» и, таким образом, новая Конституция РФ вступила в действие.
Закрепив в Конституции РФ естественные права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя обязательства создавать все необходимые условия для их реализации и защиты.
Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина. На практике же нередко еще встречаются как нормы права, так и действия должностных лиц, которые нарушают права и свободы личности.
Конституционный принцип разделения властей и наделение судебной власти самостоятельностью служит важнейшим фактором гарантий прав и свобод человека и гражданина. Именно суды оперативно и беспристрастно могут восстанавливать нарушенные права личности. Для реализации этого принципа в демократическом правовом государстве должна быть обеспечена
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. - 512 с.
3. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №11. - С. 43-54.
4. Актуальные проблемы конституционного права/ под ред. В. П. Журавлева, А. Э. Черноковой. - СПб. : ИВЭСЭП, 2012. - 519 с.
5. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции РФ. Постатейный. - М.: Проспект, 2015. - 272 с.
6. История политических и правовых учений: Домарксистский период: Учебник / под ред. О.Э. Лейста. М.: Зерцало, 2006. - 568 с.
7. Кабышев В.Т., Колесников Е.В., Мамонов В.В., Пряхина Т.М. Достойный вклад в исследование теории конституции // Журнал российского права. - 2005. - № 7. - С. 151-154.
8. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - №2. - С. 9-19
9. Лукашева Е. А. Права человека и процесс трансформации постсоциалистического общества // Права человека - индикатор современного развития России: материалы международной научно-практической конференции. - М.: Московский гуманитарный университет, 2015. - С. 14 - 25.
10. Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). - М., 2000. 192 с.
11. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В. О. Лучин. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
12. Мазурин С.В. Актуальные проблемы правового значения Конституции РФ //Социология и право, 2013, № 22, С.46-51
13. Мамитова Н.В. К вопросу об эволюции конституционализма в России //История государства и права. 2010. № 12. С. 2-4.
14. Пархоменко А. Г. Конституционные идеи и практика 60-х - 70-х годов XX столетия // Государство и право. - 2012. - № 4. - С. 77 - 81.
15. Сапун В.А. Конституция Российской Федерации и уровень доверия к праву //Социология и право, 2013, № 22, С.5-10
16. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. - М.: Норма, 2010. - 672 с.
17. Степанов И.М. Грани российского конституционализма (ХХ век) //Конституционный строй России. М.: Изд-во ИГиП РАН. 1992. Вып. 1. - С. 30-47
18. Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма. Очерк-эссе. М.: Манускрипт, 1996. — 108 с.
19. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К..Бабаева. 3-е изд. - М., 2013.
20. Честнов И.Л. Онтология конституционализма //Проблемы и перспективы российского конституционализма. Труды теоретического семинара юридического факультета СПбИВЭСЭП / Научн. ред. И.Л. Честнов. Вып.2. - СПб., 2000. – 176 с.