Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей профессиональной мотивации у студентов 5
1.1 Мотивация профессиональной деятельности: понятие, условия и факторы ее формирования 5
1.2 Гендерные особенности мотивационной сферы у студентов 7
ГЛАВА 2. Гендерные особенности мотивации учащихся учебных заведений к выбору профессии и развития профессиональной карьеры 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Объективные потребности общества диктуют необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов среднего профессионального образования на этапе его обучения. Профессиональная компетентность выступает тем интегративным показателем качества подготовки будущего специалиста, высокий уровень которой, является решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития в будущем, а его достижения - главная задача профессионального образования. Согласно с этим, возникает вопрос об особенностях развития и формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях учебно-профессиональной деятельности, поскольку именно в студенческом возрасте происходит интенсивное целенаправленное развитие личности будущего специалиста. Происходит формирование реалистической и дифференциальной перспективы на будущее, основанное на оценке собственных способностей и склонностей, построении системы ценностей и иерархической структуры мотивов.
Гендерные особенности профессионального становления личности раскрывают в своих теоретических положениях и практических исследованиях В.Агеев, Ю.Алешина, С. Бем, Т. Бендас, Ш. Берн, О. Вейнингер, С. Бовуар, В.Геодакяна, Т.Говорун, К. Горни и др.
В существующем массиве исследований практически отсутствуют работы, посвященные исследованию гендерных особенностей процесса формирования профессиональной мотивации студентов профессионального образования.
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность в психологии как теоретических, так и прикладных аспектов затронутой в данном исследовании проблемы, целесообразность научного поиска эффективных путей формирования профессиональной мотивации была определена тема исследования: «Гендерные особенности учебно-профессиональной мотивации студентов».
Объект исследования - процесс формирования профессиональной мотивации студентов.
Предмет исследования - гендерные особенности формирования профессиональной мотивации студентов.
Цель исследования - определение гендерных особенностей и условий эффективного формирования учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе их учебно-профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Теоретико-методологический анализ научных источников по проблеме гендерных особенностей развития и формирования профессиональной мотивации у будущих специалистов.
2. Определить понятие, условия и факторы мотивации профессиональной деятельности.
3. Рассмотреть гендерные особенности мотивационной сферы у студентов.
4. Исследовать гендерные особенности учащихся учебных заведений к выбору профессии и развития профессиональной карьеры.
В соответствии с задачами были применены следующие методы исследования: обобщение информации научных источников из проблемы исследования; изучение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей профессиональной мотивации у студентов
1.1 Мотивация профессиональной деятельности: понятие, условия и факторы ее формирования
Отношение студента к своему обучению в вузе больше всего зависит от факторов выбора профессии (специальности) и отношения к самому процессу обучения. Положительной мотивацией профессионального выбора студента являются следующие его проявления:
- ярко выраженный интерес к профессии;
- желание в будущем заниматься именно этой профессией;
- стремление быть полезным людям, обществу результатами своей профессиональной деятельности, служить России и др.
В реальной жизни встречаются несколько иные мотивы выбора вуза: социальный престиж профессии, влияние родных, случайное стечение обстоятельств и т.
Важная задача высшей школы - формирование профессиональных мотивов обучения студентов, выработка в них потребности в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками. При наличии профессиональной мотивации познавательная деятельность студента имеет развернутый, страстный, настойчивый характер. Тогда он получает наслаждение от обучения, которое вызывает у него положительные эмоции, желание работать. Мотивация достижения успеха определяет любовь и увлечение своей работой, процессом обучения. Студенты проявляют инициативу, создают вокруг себя творческую познавательную атмосферу. Они демонстрируют готовность к успешной, результативной учебно-профессиональной деятельности.
Помогает успешному обучению студентов мотивация самоутверждения, желание продемонстрировать свои реальные и возможные достижения. Они проявляют настойчивость, высокую эмоциональность в отношении к своим результатам.
В триединой задаче: обучение, умственное развитие и воспитание - связным звеном выступает интерес субъекта обучения. Благодаря познавательному интересу, знание и процесс овладения ими могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности студента.
В зависимости от мотивации обучения и характера учебно-профессиональной деятельности можно выделить следующие три типа студентов:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адушинова А.Г. Выбор профессии: мотивационный аспект анализа /А.Г. Адушинова // Вестник Иркутского гос. технического ун-та. – Иркутск: Изд-во Иркутский гос. технический ун-т, 2019. – Т. 37. – №1. – С.225-229.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; общ. ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Просвещение, 2016. – 420 с.
3. Буянов А. А. Динамика учебной мотивации студентов-психологов / А. А. Буянов // Высшее образование сегодня. - 2018. - № 3. - С. 48-51.
4. Батаршев А. Учебно-профессиональная мотивация молодежи / А.Батаршев. – М.: Academia, 2019. – 192 с.
5. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев, М. Ш. Магомед-Эминов. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 144 с.
6. Губина А. М. Пространство мотивационного успеха в профессиональном самоопределении личности / А.М. Губина // Актуальные проблемы психологии. - Т. XV, част. 1. - 2018. – 218 с.
7. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации / В.К.Вилюнас. – СПб.: Речь, 2016. – 458 с.
8. Гордеева Т.О. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Электронный журнал «Психологические исследования». – 2017. - Т.5. - № 24. – С.20-25.
9. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития / В.С.Лукина // Вопросы психологи. - 2014. – №5. – С.25-32.
10. Прохоренков В.Н. К проблеме сознательного выбора будущей профессии / В.Н. Прохоренков, Н.М. Ковальская // Педагогический альманах. – 2010. – Вып. 6. – С.40-46.
11. Кринчик Е.П. Некоторые проблемы профессионального становления студентов / Е.П. Кринчик. – М.: Высь, 2016. – 159 с.
12. Ларина Е.А. Структура и динамика мотивационной сферы личности студентов разных направлений профессионального образования / Е.А.Ларина. – М.: Гардарики, 2018. – 71 с.
13. Подшивайлов Ф. М. Моделирование типологии мотивационной сферы личности студента по критерию соотношения перфекционизма и адаптивности / Ф. М. Подшивайлов // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». - 2015. - Выпуск 2. – С.40-42.
14. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности / Е. В. Карпова; ГОУВПО Ярославск. гос. пед. ун-т. — Ярославль, 2019. - 51 с.
15. Иванова Т.В. Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек современных студентов технического вуза в процессе обучения / Т.В. Иванова. - Н. Новгород, 2016. - 173 с.
16. Студент и образовательное пространство: мотивация и социально-профессиональные ориентации. - Самара: «Самарский университет», 2011. - 180 с.
17. Кочарян А. С. Структура мотивации учебной деятельности студентов: учеб. пособие. / А. С. Кочарян, Е. В. Фролова, В. М. Павленко. - М.: Нац. аерокосм. 2011. - 40 с.
18. Иванова Т. В. Особенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек современных студентов технического вуза в процессе обучения / Т. В. Иванова. - Н.Новгород, 2016. - 173 с.
19. Занюк С. С. Психологические закономерности управления мотивацией учения студенческой молодежи / C. С. Занюк. - Ин-т психологии им. Г. С. Костюка АПН - М.: 2014. - 20 с.