Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что общение детей дошкольного возраста – довольно сложное явление, для формирования и развития которого необходима целенаправленная работа со стороны родителей и ДОУ. Далеко не каждому ребенку удается быстро научиться общаться с людьми, причем затруднения могут возникнуть как в общении со взрослыми, так и со сверстниками.
Поэтому в рамках воспитания дошкольников в ДОУ реализуются специальные программы, направленные на развитие коммуникативных навыков дошкольников, которые основаны на живом общении детей, формировании их способности выстраивать взаимоотношения посредством различных моделей социального поведения. Ряд программ основан, в частности, на организации театрализованных игр.
Вопросом определения наиболее эффективных принципов и форм проведения театрализованных игр с дошкольниками занимались такие ученые как А.А. Феоктистова, Б.Ю. Суворов, А.Д. Бородина, Г.В. Васильева и др. Ученые не пришли к единому мнению, о том, что ДОУ в рамках формирования навыков общения у дошкольников должно максимально часто использовать театрализованные игры, которые как раз представляют собой модель ситуаций общения, в которых дети могут учиться определенным навыкам взаимодействия друг с другом в различных жизненных ситуациях.
Большинство научных педагогических концепций сосредоточено на определенных аспектах развития коммуникативных способностей в школьные годы, тогда как дошкольному возрасту не уделяется должного внимания, несмотря на то, что именно в этот возрастной период начинается активное формирование коммуникативных навыков. Таким образом, можно отметить, что в педагогике и психологии предпосылки развития коммуникативных способностей в дошкольном возрасте изучены недостаточно.
Цель работы – проанализировать формирование навыков общения у детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр.
Объект работы – формирование навыков общения у дошкольников.
Предмет работы – театрализованная игра как условие формирования навыков общения у дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать особенности общения в дошкольником возрасте.
2. Рассмотреть понятие и виды театрализации.
3. Проследить структуру организации театрализованной игры для дошкольников.
4. Провести экспериментальное исследование роли театрализованной игры в формировании навыков общения у дошкольников.
База исследования: ГБДОУ «Детский сад № 5» г. Москвы.
Гипотеза исследования: внедрение театрализованных игр в программу воспитания дошкольников оказывает положительное влияние на развитие навыков общения у дошкольников, в частности, на их желание и способность общаться со сверстниками и взрослыми
Методы работы: анализ научно-методической литературы, обобщение, сравнение, хронологический, классификация, синтез, моделирование, тестирование, проектирование, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследования рассмотрены не только общие принципы организации театрализованной игры в ДОУ, но и структура подготовки представления, его компоненты. Практическая значимость исследования обусловлена разработкой экспериментальной программы выявления эффективности театрализованной игры для развития общения у дошкольников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
1.1. Особенности общения в дошкольном возрасте
Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.
Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам [20, с. 156].
Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.
Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей [12, с. 253].
Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях [8, с. 81].
Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью.
Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент [22, с. 133].
Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения.
Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно [1, с. 80]:
– внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
– эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником;
– стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю;
– чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.
Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, С.И., Можайская, Я.В., Никулина, Г.А. Психологические и педагогические характеристики дошкольного возраста: методологические аспекты исследования / С.И. Аверьянова, Я.В. Можайская, Г.А. Никулина // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 10. – С. 80–94.
2. Аристархова, И.А., Смолякова, А.С., Федоренко, Т.И. Принципы организации театральных постановок в детском саду / И.А. Аристархова, А.С. Смолякова, Т.И. Федоренко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 46–50.
3. Боровкова, Т.И., Велинская, А.А. Театрализация как форма развития воображения дошкольников: психологический аспект исследования / Т.И. Боровкова, А.А. Велинская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной психологии и педагогики». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 100–108.
4. Варфоломеева, А.В., Христенко, И.И., Павлова, А.С. Психологические типы старших дошкольников и особенности развития их творческих способностей в условиях ДОУ / А.В. Варфоломеева, И.И. Христенко, А.С. Павлова // Сборник статей Балтийского государственного университета. Вып. 4. – Калининград: Издательство Балтийского государственного университета, 2019. – С. 54–67.
5. Васильева, Г.В., Чертков, И.И., Самойлова, А.П. Театрализация как форма творческой работы в условиях ДОУ / Г.В. Васильева, И.И. Чертков, А.П. Самойлова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 81–92.
6. Викторова, Н.Е. Специфика театрализации как формы работы с дошкольниками / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–28.
7. Гудыменко, С.И., Головина, А.А., Павлова, И.М. Структура и принципы организации театрализаций в ДОУ / С.И. Гудыменко, А.А. Головина, И.М. Павлова // Вопросы дошкольного образования. – 2018. – № 6. – С. 32–46.
8. Дементьева, М.М. Коммуникативное развитие дошкольников / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 156 с.
9. Демьяненко, И.И., Фролова, А.Г., Сапунова, Т.И. Театрализации как педагогический метод: история, современное состояние и перспективы развития / И.И. Демьяненко, А.Г. Фролова, Т.И. Сапунова. – Томск: Светофор, 2021. – 288 с.
10. Иванов, П.А., Хрулева, С.С., Марченко, О.В. Проблемы организации театральной постановки в детском саду: теоретические и практические аспекты исследования / П.А. Иванов, С.С. Хрулева, О.В. Марченко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–12.
11. Казанцева, О.А., Фролова, И.С., Панченко, Т.В. Современные аспекты исследования принципов организации театральных постановок в ДОУ: психолого-педагогический аспект исследования / О.А. Казанцева, И.С. Фролова, Т.В. Панченко // Материалы научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2019. – С. 23–33.
12. Коношенко, И.М., Шаврина, Ю.А. Дошкольный возраст / И.М. Коношенко, Ю.А. Шаврина. – Вологда: Перекресток, 2018. – 590 с.
13. Кресс, Н.В. Творчество детей и его характеристики / Н.В. Кресс. – Махачкала: Рубин, 2020. – 290 с.
14. Курскиева, О.В. Организация театральной постановки в детском саду: методические основы / О.В. Курскиева. – Симферополь: Омега, 2020. – 152 с.
15. Ломаченкова, Ю.Е., Хабарова, С.И. Современные принципы театрализации литературных произведений как форма педагогической работы в ДОУ / Ю.Е. Ломаченкова, С.И. Хабарова // Дошкольная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 51–67.
16. Орловская, О.А., Велигодская, Е.Н., Залеская, Д.О. Театрализованные представления в ДОУ как форма групповой работы старших дошкольников / О.А. Орловская, Е.Н. Велигодская, Д.О. Залеская // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 4. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2019. – С. 100–113.
17. Панченко, А.А. Принципы построения творческой деятельности старших дошкольников в детском саду / А.А. Панченко. – Вологда: Мир, 2017. – 212 с.
18. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации форм творческой работы в ДОУ / Ю.И. Прокопенко // Педагогика. – 2016. – № 8. – С. 60–78.
19. Семина, Е.К. Театральная деятельность дошкольников / Е.К. Семина. – М.: Форум, 2021. – 96 с.
20. Феоктистова, А.А. Дошкольный возраст: основные направления исследования А.А. Феоктистова. – Омск: Перспектива, 2018. – 560 с.
21. Харитонова, С.И., Мясникова, А.А. Принципы и методы организации театральных постановок в детском саду / С.И. Харитонова, А.А. Мясникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 124–134.
22. Юрченко, А.П., Заврагина, И.Т., Филиппова, О.С. Принципы воспитания дошкольников в условиях ДОУ / А.П. Юрченко, И.Т. Заврагина, О.С. Филиппова // Вестник Красноярского государственного университета. – 2019. – № 5. – С. 133–141.
23. Яковлева, С.М., Шилова, А.Е. Театральные постановки в ДОУ: научно-методические принципы / С.М. Яковлева, А.Е. Шилова. – Воронеж: Спектр, 2018. – 152 с.