Фрагмент для ознакомления
2
Проблема виктимности как образа действий жертвы преступления в отечественной науке впервые была поднята Л. В. Франком в 70 годы XX века. Но несмотря на прошедшее время и проведенные исследования она не теряет своей актуальности. В современных социокультурных, экономических и политических условиях проблема виктимности и виктимного поведения как отклонения от общепринятых норм безопасного поведения продолжает привлекать внимание исследователей самого разного профиля. Она занимает особое место в криминологии, социологии, педагогике.
Её изучением занимается самостоятельная отрасль науки – виктимология. Немалый интерес она вызывает и у исследователей-психологов. В психологических исследованиях виктимность изучается в связи со многими особенностями характера, эмоций, самооценки, ценностных ориентаций, детско-родительских отношений и т.п.
Проблематика современной виктимологии сконцентрирована в основном в области криминалистики, где достаточно глубоко рассмотрены причины виктимного поведения человека в генезисе преступной ситуации.
Однако сегодня в условиях глобализирующегося и порождающего новые виды противоречий и вызовов мира, смены парадигм восприятия личности в целях профилактики развития деструктивного виктимного поведения отдельной личности и целых групп населения востребованы исследования, направленные на изучение механизмов и закономерностей генезиса индивидуальной и массовой виктимности.
Существующее многообразие социально-политических форм и культур предопределяет разнообразие в содержании ценностных императивов виктимного поведения, что требует от современной науки глубокого исследования факторов, обуславливающих феномен жертвенности и особенностей механизмов трансляции его в социуме. Любое качественное преобразование и защита общества от агрессора требует мобилизации усилий, а часто и жертвенного поведения со стороны его членов.
В результате перед наукой встает вопрос о необходимости исследования феномена социально одобряемой жертвенности и условий ее формирования в общественном сознании. Способность человека или группы людей поставить общественные интересы выше своих собственных, духовное и материальное процветание общества выше своего благополучия, спасение Родины выше собственной жизни всегда поощрялась в русской культуре и часто становилась залогом спасения России.
Окажутся ли будущие поколения россиян пассивными жертвами или смогут противостоять вызовам эпохи, как это уже не раз было в истории России, эти вопросы делают актуальным исследование виктимного поведения и процессов виктимизации российской наукой. Остаются неисследованными возрастные закономерности и типологические особенности виктимизации личности, нет системных представлений о процессах и механизмах виктимизации.
Осмысление сущности проблемы виктимного поведения в психологии стало возможным благодаря исследованиям О. О. Андронниковой, М. А. Одинцовой, А. Б. Серых, Е. С. Фоминых, Т. Е. Яценко и других ученых, актуализировавших данную проблему применительно к некриминальным сферам жизни. В связи с этим виктимное поведение стало трактоваться как исполнение индивидами роли жертвы, для которой характерно неэффективное сопротивление нарушению границ своего психологического пространства и уклонение от позиции субъекта жизнедеятельности, обусловливающее их психологическую виктимизацию или ревиктимизацию в межличностном взаимодействии.
Отсутствует единая концепция виктимологии, предметом которой явилось бы исследование и обсуждение общих для науки проблем, связанных принципиальным концептуальным определением основных понятий.
Цель исследования: выявить особенности социально одобряемой виктимности современных социокультурных условиях.
Объект исследования – виктимизация личности как явление в современной реальности.
Предмет исследования – сущностные характеристики, закономерности и механизмы, определяющие процесс социально одобряемой виктимности современных социокультурных условиях.
Задачи исследования:
1. Выявить онтологические и теоретико-методологические основания существующих в науке подходов к пониманию сущности виктимности и виктимного поведения человека.
2. Определить условия, факторы и механизмы возникновения виктимности и её реализации в процессе жизнедеятельности человека.
4. Выявить и обосновать основные проявления социально одобряемой виктимности современных социокультурных условиях.
В работе использовались следующие методы: теоретические: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЯВЛЕНИЮ ВИКТИМНОСТИ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
1.1. Виктимность и виктимное поведение
Социализация является основным механизмом взаимодействия общества и личности. В процессе социализации формируются основные качества личности, которые обеспечивают его жизнедеятельность в обществе [8]. Социализация происходит под влиянием разных факторов и в условиях, иногда оказывают негативное влияние на индивида.
Поиск возможностей предотвращения и преодоления социально негативных явлений, деформаций социализации личности способствует тщательному анализу их сущности, факторов возникновения.
Интенсивные социальные преобразования, характерные для современного общества, вызывают виктимизацию населения, особенно детей. К факторам распространения данной проблемы следует отнести неустойчивость семьи как института первичной социализации личности. А так же процессы, связанные с социально-экономическими реформами, характеризующиеся ростом безработицы, снижением уровня жизни.
Обозначенная ситуация в целом негативно влияет на население: появляется большое количество людей неуверенных, пассивных, способных адекватно оценить ситуацию и найти выход из проблемы . Взрослые становятся виктимными, соответственно дети, которые воспитываются в такой среде, имея как образец такие ролевые модели, иного поведения и не знают.
Исследования криминологов, социологов, психологов показали, что виктимность является сложным явлением не только субъективного, а в значительной мере и объективного характера. В 1920 вышла новелла немецкого писателя Ф. Верфеля «Не убийца, а жертва виновата", где автор употребил термин "виктимность" в значении, определенного явления, во-первых,и во-вторых, как способа действий определенного лица, которое провоцирует преступление. Под виктимностью личности предложено понимать совокупность качеств личности, повышающих вероятность того, что она может стать жертвой преступления.
Впервые понятие "виктимность" вошло в научный оборот благодаряЛ. Франко и его трудам "виктимологии и виктимность" (1972 г.). По его мнению, поведение лица может быть не только преступным, но и виктимным - легкомысленным, рискованным, опрометчивым, то есть опасным для себя. Исследователь рассматривал викитимность как некое явление и способ действия определенного индивида - жертвы преступления, потенциальную или актуальную способность человека индивидуально или коллективно становиться жертвой социально-опасного поведения. Он отмечал, что виктимность существует в двух формах - потенциальной и реализованной - и может быть уменьшена или увеличена.
Виктимность можно охарактеризовать как склонность индивида стать жертвой неблагоприятных обстоятельств или других людей. В буквальном смысле виктимность - это жертвенность, а виктимы-лица, которые в силу объективных или субъективных факторов могут стать жертвами чего-либо.
Проявлениями этого может быть отсутствие у индивида желания отстаивать свою позицию и нести ответственность за собственные поступки.
Другие исследователи [5] возлагают вину за негативные действия в отношении индивида со стороны окружающих на самого индивида: виктимность - это особенности личности и поведения индивида (покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, беспечность, недифференцированная общительность, что навлекают на нее агрессию со стороны других людей.
Следует отметить, что проблема человека как жертвы неблагоприятных условий социализации недавно появилась в социально-педагогическом контексте, но не является новой для социальной практики [7].
Зародившись в лоне криминологии, исследования проблемы виктимности вышли из узких границ и, как отмечает М. Докторович, «остро стоит проблема смещения акцентов изучения этого явления в плоскость психологии и социальной педагогики» [3, с. 51]. Кроме того, А. Гарькавец [2] утверждает, что виктимология как наука включает в себя не только криминологические аспекты, а и отражает социально-психологические особенности индивида, который стал жертвой преступления, поэтому будет небезосновательным настаивать именно на междисциплинарном, интегративном характере данной науки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Shpakovskaya E., Khabibulin D., Churilov V. Psychological Portrait of a Person with Virtual Addition / International Conference on the Theory and Practice of Personality Formation in Modern Society (ICTPPFMS 2018). 2018, pp.250-254. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/ictppfms-18/25903007 (
2. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в концепции С. Л. Рубинштейна // С. Л. Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. – М.: Наука, 1989. – С. 38. –
3. Барчук, Т.В. Виктимологическое моделирование в криминологии и практике предупреждения преступности [Электронный ресурс]: монография / Т.В. Барчук ; Электрон, текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 239 с.
4. Андронникова О. О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: монография. – Новосибирск: НГИ, 2005. – 300 с. 6. Блинова Ю. Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 202 с.
5. Андронникова О.О. Диагностика склонности к виктимному поведению [Электронный ресурс]. URL: http: //psihologn.org/index.php/katalog-statej/233- metodika-issledovaniya-sklonnosti-k-viktimnomu-povedeniyu
6. Андронникова, О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / О. О. Андронникова. – Новосибирск, 2005. – 16 с
7. Андронникова, О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.13 / Андронникова Ольга Олеговна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. - Томск, 2019. - 42 с.
8. Анисимова, О.А. Психолого-педагогическая компетентность педагога в области виктимности школьников / О.А. Анисимова // Учитель и время. -2018. - № 13. -С. 8-17.
9. Брушлинский А. В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 года) // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, №2. – С. 15–17.
10. Будякова Т. П. Виктимологические аспекты правового института компенсации морального вреда. -М. : Юрлитинформ, 2016. - 224 с.
11. Ведерникова, Л.В. Формирование социальной позиции педагога как механизма профилактики виктимности воспитанников/ Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, О.Г. Бырдина// Педагогическое образование и наука. - Ишим: Издво ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014г.- №3, с. 52-55.
12. Долговых, М.П. Психологическая детерминация проявления виктимного поведения личности подростка: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Долговых Маргарита Петровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2009. - 19 с.
13. Клейберг Ю. А. Девиантная виктимизация личности подростка в процессе социализации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 1 (146). -С. 111-119.
14. Ковалева Е. А. Психологические трансформации личности в пенсионном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. – Сочи, 2010. – 185 с.
15. Козырев Г. И. «Жертва» как феномен социально-политического конфликта (теоретико-методологический анализ): автореф. дис. … д-ра социол. наук. – М., 2008. – 41 с.
16. Кулакова А. А. Криминальная виктимность как социальная девиация // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2015. - № 20 (39). - С. 76-80.
17. Курочкина, И. А. Изучение виктимности как предпосылок к проявлению буллинга в подростковых группах / И. А. Курочкина // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – № 5. – С. 158–161.
18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс]. – URL: http: //psylib.org.ua/books/leona01/
19. Лисова Е. Н. Проблема социально-психологической профилактики виктимности студентов в условиях непрямого террористического воздействия / Е. Н. Лисова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2019. - № 1. - С. 64-67.
20. Магомед-Эминов М. Ш. Психика как работа // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. – 2011. – № 4. – С. 92–108.
21. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. – М.: Психоаналит. ассоциация, 1998. – 496 с.
22. Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интеренет-преступления // Российский психологический журнал. - 2016.- Т.13 № 3. - С. 48 - 55.
23. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. — М.: Изд-во Экс-мо, 2006. — 1008 с.
24. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. – М.: Эксмо, 2010. – 864 с.
25. Мудрик А. В. Человек – объект, субъект и жертва социализации // Известия РАО. – 2008. – № 8. – C. 48–57.
26. Нестерова, А. А. Психологические особенности детей, склонных к виктимности в ситуации школьной травли / А. А. Нестерова // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – № 5. – С. 277-285.
27. Одинцова М. А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 59–68. 1
28. Одинцова, М.А. Многоликость "Жертвы" или Немного о Великой Манипуляции: система работы, диагностика, тренинги [Электронный ресурс] / М.А. Одинцова. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2016. – 254 с.
29. Пименов Н. А. Культура безопасности жизнедеятельности как условие безопасности личности и общества // Актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности в современных условиях. - 2019. - С. 54-63.
30. Савельев А. И. Виктимизация несовершеннолетних. Проблемы теории и практики предупреждения и минимизации : монография. - Омск : Ом. акад. МВД России, 2014. - 164 с.
31. Сафуанов Ф.С., Докучаева Н.В. Особенности личности жертв противоправных посягательств в Интернете // Психология и право. - 2015. - №4. - С.80-93.
32. Серых А. Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: дис. ... д-ра психол. наук. – Калининград, 2005. – 356 с.
33. Старинов Г.П., Цевелева И.В. Профилактика виктимности юридических лиц в период кризисных явлений в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-3. – С. 431-438
34. Токарь О.В., Шпаковская Е.Ю. Социально-психологическая адаптация и эмоционально-коммуникативные барьеры учащихся с интернет-аддикцией // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С.138.