Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальное страхование в целом и пенсионное обеспечение как один из его видов являются важнейшими элементами социальной защиты в рыночной экономике. Весомость пенсионного страхования вытекает из объема его финансовых потоков. Бюджет Пенсионного фонда сопоставим с федеральным бюджетом и превышает совокупный объем остальных видов социального страхования.
Пенсионное обеспечение – одна из важнейших социально- экономических задач государства. Ее важность и значимость в Российской Федерации обусловлена ответственностью за материальное обеспечение более 40 млн. пенсионеров.
Переход в 1990-е годы от плановой организации экономики страны к рыночным отношениям частного предпринимательства объективно диктовал необходимость разработки механизмов социальной защиты, адекватных этому хозяйственному механизму. Страховая пенсионная система, будучи важнейшей подсистемой системы социального страхования, является основной среди мер социальной защиты пожилых и нетрудоспособных людей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении, экономический механизм страховой пенсионной системы, основанный на установленных выплатах, трансформируется в экономический механизм формирования пенсионных прав граждан на основе установленных страховых взносов.
В современных условиях проблема пенсионного обеспечения населения в РФ по-прежнему стоит остро, несмотря на проведенные реформы, так как бюджет Пенсионного фонда является дефицитным и финансируется средствами из госбюджета. В перспективе это не может долго продолжаться. Результатом пенсионной реформы должно стать увеличение размера пенсий и устойчивость пенсионной системы.
Пенсионная система очень важна для страны как в социальной сфере, так и в экономической. Необходимость проведения пенсионной реформы обычно обусловлена экономическими и демографическими факторами. Экономические факторы угрожают финансовой обеспеченности пенсионных обязательств государства, а демографические повышают пенсионную нагрузку на работающее население.
Объектом исследования являются общественные отношения, сложившиеся в сфере системы пенсионного обеспечения граждан.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие систему обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Цель: рассмотреть субъекты системы обязательного пенсионного страхования: правовой статус, права и обязанности.
Задачи:
- рассмотреть становление и развитие системы обязательного пенсионного страхования;
- изучить нормативно-правовую базу обязательного пенсионного страхования в России;
- определить государственное регулирование пенсионного страхования.
Информационной базой работы послужили труды таких авторов как: С.В. Аксютиной, И.В. Галимовой, К.Ю. Дудко, Е.С. Лавреновой, Т.Д. Одиноковрй, Ю.В. Седовой, А.К. Соловьева, Ю.В. Чесноковой, О.В. Шашковой, Е.И. Якушева, Т.П. Ярошенко и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Становление и развитие системы обязательного пенсионного страхования
Пенсионное обеспечение в России имеет глубокие исторические корни, хотя изначально это была скорее помощь ближнему. Толчком для развития благотворительности на Руси стало принятие христианства. Активно развивалась традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер.
О государственном пенсионном обеспечении в России впервые упоминается в древних летописях. В них говорится, что князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об их обеспечении в случае ранения и при достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых становилась регулярной. При царе Алексее Михайловиче (1663 г.) раненым стали назначать «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Военных, ушедших со службы по ранению, старались поддерживать, предоставляя поместья или прибавку земель к уже имеющимся владениям.
Традицию поддержки раненых и престарелых воинов в начале XVIII в. продолжил Петр I. Своим Указом «О пенсионе бывшим военным» он назначил им достойное пожизненное содержание, дабы они «не позорили честь мундира».
В это время пенсионное обеспечение развивается в форме государственного материального обеспечения военных, статских, придворных чиновников и священнослужителей за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством и в соответствии с Табелью о рангах. Этот законодательный акт Петра I от 24 января 1722 г. с небольшими изменениями действовал до октября 1917 г. .
Среди военных в России морские офицеры первыми обрели возможность получать пенсии по старости. Согласно утвержденному в 1720 году Морскому уставу по «благоустремлению верховной власти» им могли назначать «премии по старости». В случае смерти офицера его вдове или сиротам также предусматривалось содержание, и это содержание было безусловным и обязательным к выплате для всех иждивенцев или членов семьи, имевших доход меньше того, что приносил погибший кормилец.
С назначением на должность в соответствии с Табелем о рангах военные, статские и придворные чины получали содержание, которое состояло из нескольких частей: жалованья, квартирных и столовых денег. Такое разделение являлось существенным элементом при расчете пенсий, поскольку размер пенсий зависел напрямую от жалованья, а не от всего денежного содержания государственных чиновников. Назначение пенсий являлось огромным преимуществом государственной службы. Для других подданных Российской империи продолжали практиковаться прежние, традиционные формы помощи престарелым и нетрудоспособным.
Иные формы пенсионного обеспечения, источником которых являлись не государственная казна, а денежные сбережения из доходов работающего вне государственной службы населения, стали возникать лишь в XIX веке.
Следующим государственным правителем, продолжившим развитие пенсионного обеспечения из государственной казны, стала Екатерина II, которая в 1764–1765 гг. распространила право на пенсию не только на военных, но и на гражданских чиновников, оставлявших службу по выслуге лет. Сфера пенсионного обеспечения государственных служащих была существенно расширена. Поэтому из казны выделялась для этих целей определенная сумма, (пенсионный фонд), а также определялся круг лиц, имевших право на такое обеспечение. Царскую милость сменило право получения пенсии.
Обеспечение не служивших государству лиц в старости и по болезни в России до XIX в. осуществлялось без участия «государевой казны», в рамках благотворительности и призрения бедных. Преобладающими являлись механизм взаимопомощи в семье и общине, благотворительность и церковь.
Расширение сферы государственного пенсионного обеспечения привело к значительному увеличению расходов на пенсии, превышающих возможности царской казны. При этом возникло несколько проблем. Необходимо было устранить разнообразие пенсионных законоположений, разработать общий для всех служащих пенсионный устав и сократить расходы казны на пенсии.
Для разработки общего пенсионного устава в 1820 г. императором Александром I был создан Особый комитет из министров финансов, юстиции, внутренних дел, военного и морского ведомств.
В годы царствования Николая I в декабре 1827 года был принят Пенсионный Устав, в соответствии с которым все отдельные пенсионные капиталы были переданы в Государственное казначейство, а все доходы и сборы по этим капиталам обращены в единый пенсионный капитал. Кроме оставленных прежних вычетов были введены новые из окладов гражданских чиновников свыше 500 р. (в год) вычитались 2,5 % .
В то время пенсионное обеспечение в основном распространялось на государственных служащих и военных. И только во второй половине XIX века системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство.
Указом от 6 ноября 1853 г. пенсионный Устав был изменен. Срок выслуги пенсии был определен в 25 и 35 лет. Первый давал право на половинный оклад, а второй – на полный. Размер гражданских чиновников предположено определять по разряду последней должности, только занимавшим ее не менее 5 лет, а чиновникам, служившим без жалования, пенсии при отставке не назначались. Единовременные пособия семьям умерших чиновников, прослуживших до 10 лет, определялись в размере полугодового, а прослуживших 30-25 лет – годового жалованья. Пенсии семьям чиновников ведомств, имевших особые положения, назначались на общих основаниях пенсионного Устава.
Радикально пенсионное обеспечение стало меняться после социалистической революции. Царские пенсии были упразднены, а новые вводить не торопились.
С середины 1920-х гг. основным источником средств социального обеспечения были взносы предприятий, учреждений, хозяйств.
Фактически произошел возврат к страховым принципам пенсионирования. Однако рабочие и служащие подлежали обеспечению независимо от уплаты за них страховых взносов.
Впоследствии это правило было внесено в Кодекс законов о труде 1922 г. и закреплено в других законодательных актах. Распространение получила практика установления индивидуальных пониженных тарифов страховых взносов предприятий. Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 февраля 1930 г. «О размере взносов на социальное страхование» несколько упорядочило страховые тарифы, однако около 65 % страхователей проходило по льготным и частичным тарифам.
Широкое распространение получили льготные пенсии для работников ведущих профессий в важнейших отраслях народного хозяйства. Для приобретения права на такую пенсию по старости были установлены повышенные размеры пенсий, и пониженные требования к возрасту и стажу. Достаточно стало перейти на нижеоплачиваемую работу на том же предприятии, чтобы сохранить пенсию. В 1931 г. для продолжавших работать пенсионеров были установлены надбавки к пенсии и льготы по учету заработков при ее исчислении.
Аналогичные тенденции в пенсионном обеспечении отмечаются и в послевоенном Советском Союзе. В 1947 г. система льготных пенсий охватила угольную промышленность, строительство угольных шахт, геологию и горный надзор, черную металлургию, а в 1948 г. – цветную металлургию, химическую, асбестовую, отчасти рыбную промышленность. Льготные пенсии распространились и на некоторые непроизводственные отрасли, например, финансово-кредитную систему, государственный контроль, систему трудовых резервов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Консультант Плюс.
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1097 (ред. от 07.12.2011) «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов» // Консультант Плюс.
3. Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001 N 155-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
4. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
5. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
6. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
7. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (последняя редакция) // Консультант Плюс.
Литература
8. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2019. – №5. – С.13-14.
9. Аксютина С.В. Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы развития территории. – 2020. – №2(64). – С.87.
10. Башкакова А. Пенсионная реформа. - М.: Высшая школа, 2017. - 384 с.
11. Башкин М.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач пенсионного страхования в России. - М.: Новое знание, 2019, - 304 с.
12. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2021. – №5. – С.45-46.
13. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского гос.ун-та им. А.С. Пушкина. – 2020. – № 4. – С.69.
14. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. – 2020. – №11. – С. 17.
15. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - М.: Дашков и К°, 2018. - 172 с.
16. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известие. – 2021. – №4. – С.141.
17. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. – 2021. – №4. – С. 15-16.
18. Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения // Социальное и пенсионное право. – 2019. – №1. – С. 47.
19. Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян. – СПб.: Феникс, 2018. - 217 с.
20. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018. - 345 с.
21. Маслова Т.А. Пенсионная модернизация // Практический бухгалтерский учет. – 2019. – №2. – С. 20.
22. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России. - М.: ЮНИТИ: ДАНА, 2018.- 505 с.
23. Одинокова Т.Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России. - М.: Весь Мир, 2019. - 188 с.
24. Седова Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации. - М.: Проспект, 2019. - 259с.
25. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. – 2021. – №3. – С.39.
26. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность. – М.: Проспект, 2019. – 336 с.
27. Туманянц К.А. Генезис пенсионной системы в России. – М.: Эксмо, 2018. - 309 с.
28. Фатхудинов А.Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан. - М.: Академия, 2018. - 677 с.
29. Финогенова Ю.Ю., Козлов П.А. Изменения в российском пенсионном законодательстве: обзор и оценка // Известия УрГЭУ. – 2020. – №6. – С.47.
30. Чеснокова Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России. - М.: Академия, 2019. - 471с.
31. Шевченко М.В. Реформирование пенсионной системы РФ. - М.: Просвещение, 2018. - 382с.
32. Якушев Е.И. Пенсионные расчеты: моделируем будущее пенсионной системы России // Рынок ценных бумаг. – 2019. – №3. – С.14-15.